Рассказ Чехова "Хамелеон". Живая картина нравов
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Борисова Светлана Владимировна

Разработка урока (с конспектом и презентацией). Урок был проведен в качестве открытого на предметной неделе 27.01.2015 в 7Б классе МБОУ СОШ 39

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку254.71 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока98.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский

Слайд 2

Литературная разминка К Х Х З Т Т

Слайд 3

Домик Чехова в Таганроге. Бывшая улица Полицейская (теперь улица Чехова)

Слайд 4

Дед Чехова – Егор Михайлович Чехов

Слайд 5

Отец Чехова – Павел Егорович Чехов

Слайд 6

Псевдонимы Чехова Антоша Чехонте ´ Человек без селезенки Брат моего брата Врач без пациентов Вспыльчивый человек

Слайд 7

Формы комического САТИРА ЮМОР

Слайд 8

Формы комического Сатира – это гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Предмет сатиры – опасные пороки. Юмор – это безобидная насмешка, вызывающая весёлый смех. Предмет юмора – частные недостатки.

Слайд 9

Приемы создания комического Гипербола Гротеск Говорящие имена Иносказание …..

Слайд 10

Рассказ «Хамелеон»

Слайд 11

Средства создания характеристики героя Описание внешности Описание обстановки Речь Поведение Художественные детали

Слайд 12

Деталь художественная – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы кратко, ярко и наглядно представить героев и их среду обитания. городовой с решетом , доверху наполненным конфискованным крыжовником .

Слайд 13

Анализ художественных средств 1 группа Найдите художественные детали в рассказе и определите, какую роль они выполняют? 2 группа Найдите описание внешности героев и определите, что подчеркивает Чехов этим описанием? 3 группа Найдите, как Чехов описывает движение Очумелова? Какие глаголы он при этом использует? 4 группа Проследите за речью Очумелова, как она его характеризует? 5 группа Проследите за речью Хрюкина , как она его характеризует? 6 группа Найдите в рассказе «говорящие фамилии». Объясните их смысл. Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

Слайд 14

Выводы Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта? Какой порок высмеивает?

Слайд 15

Выводы Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Слайд 16

Выводы Этот рассказ сатирический или юмористический?

Слайд 17

Самостоятельная работа Письменно (5-7 предложений) ответьте на вопрос по выбору. Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? Над чем смеется Чехов и что его огорчает в рассказе «Хамелеон»? Приведите примеры случаев «хамелеонства» в современной жизни. Как закончился рассказ у Чехова? А как закончили бы его вы?

Слайд 18

Домашнее задание Прочитать рассказ «Злоумышленник». Найти приемы создания комического.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов.

Тип урока: урок анализа литературного произведения.

Цели урока:

  1. Расширение знаний о творчестве А.Чехова.
  2. Развитие навыков анализа сатирического рассказа.
  3. Расширение творческих возможностей учащихся.

Он не просто описывал жизнь,  он  жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее,  радостнее…
                        К.Чуковский

ХОД УРОКА

1. Литературная разминка.

Вспомним названия рассказов Чехова, изученные ранее.

К

Х

Х

Т

З

Т

2. Слово о писателе. 

Вспомним, какие интересные факты из жизни и творчества Чехова нам известны.

Вопросы по статье учебника (подготовленные дома).

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.

Затем Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, и именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.

А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Опережающее домашнее задание)

(Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)

Произведениями какого жанра прославился Чехов? Какие рассказы он в основном писал?

3. Теория литературы. Актуализация необходимых понятий.

Большинство произведений Чехова комические, сатирические.

Какие формы комического вам известны? Каким бывает смех?

Формы комического:

Сатира – это гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Предмет сатиры – опасные пороки.

Юмор – это безобидная насмешка, вызывающая весёлый смех.

Предмет юмора – частные  недостатки.

Какими способами, приемами может создаваться комический эффект?

Приемы создания комического:

Гипербола, гротеск, говорящие имена, ирония…. ?

4. Анализ рассказа.

Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”.

С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

Кто оказался виновником скандала?

А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)

Смешно ли было читать? Кого высмеивает писатель? 

Почему называется «Хамелеон»? Кто такой хамелеон?

Обратите внимание, как построен рассказ. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Каковы средства характеристики героя?

Средства создания характеристики героя. Внешность, обстановка, пейзаж, поведение, характер, привычки, речь, детали.

Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. Пример? городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Анализ художественных средств рассказа – работа в группах.

1 группа

Найдите художественные детали в рассказе и определите, какую роль они выполняют?

ДЕТАЛЬ. Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

2 группа

Найдите описание внешности героев и определите, что подчеркивает Чехов этим описанием?

Что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)

А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

3 группа

Найдите, как Чехов описывает движение Очумелова? Какие глаголы он при этом использует?

4 группа

Проследите за речью Очумелова,  как она его характеризует?

Абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”)

5 группа

Проследите за речью Хрюкина, как она его характеризует?

“Я человек, который работающий”

6 группа

Найдите в рассказе «говорящие фамилии». Объясните их смысл.  Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

 (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)

5. Закрепление.

Выводы:

  1. Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта?
  2. Какой порок высмеивает?

А только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Сколько хамелеонов вы видите в рассказе?

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

3. Этот рассказ сатирический или юмористический?

4.  В чем же своеобразие чеховских рассказов? (В том, что автор в своей мини-сцене смог показать характер своих героев, высмеять нравственные пороки человека).

6. Самостоятельная работа. Построение связного письменного высказывания.

Задание: письменный ответ на вопрос (5-7 предложений) по выбору.

  • Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?
  • Над чем смеется Чехов и что его огорчает в рассказе «Хамелеон»?
  • Приведите примеры случаев «хамелеонства» в современной жизни.
  • Как закончился рассказ у Чехова? А как закончили бы его вы? 

7. Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Злоумышленник». Найти приемы создания комического эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Конспект урока  улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа....

Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов»

Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов.  Рассказ «Хамелеон».  Живая картина нравов»...