Презентация по русскому языку на тему: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.
презентация к уроку по русскому языку

Сотолюк Татьяна Леонидовна

Презентация по русскому языку на тему: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tekst_ego_stroenie_i_vidy_ego_preobrazovaniya.ppt515 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.

Слайд 2

Готовимся к ЕГЭ. Прочитайте текст и выполните задания 1–3 (1)Язык – это живая система <…> в ней постоянно появляются новые слова, устаревшие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2) Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3) Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни. Язык – это живая система

Слайд 3

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе. 2) Активное обогащение словарного состава языка происходит во время больших социальных изменений, потому что появляется необходимость обозначать новые понятия в разных сферах жизни. 3) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен. 4) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни. 5)В языке устаревающие слова отмирают, а новые постоянно появляются.

Слайд 4

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. 1) Однако, 2)Потому что, 3)Итак, 4) Впрочем, 5) Хотя

Слайд 5

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СИСТЕМА, -ы, ж. 1. Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе. 2. Форма организации чего – н. Избирательная с. С. Земледелия. 3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов. 4. Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с. 5. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

Слайд 6

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ

Слайд 7

Цели и задачи урока : обобщить знания о признаках текста, его строении, функционально – смысловых типах; сформировать умение анализировать главную информацию текста, обобщать все микротемы текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять средства связи предложений в тексте, определять лексическое значение слова; расширить знания учащихся о таких видах переработки текста, как план, тезисы, конспект, реферат; познакомить с правилами написания аннотации и рецензии; развивать логическое мышление учащихся, речевой слух, творческий и познавательно-поисковый интерес посредством работы с текстами и материалами учебника; формировать навык работы в группе; расширять кругозор, формировать нравственные ориентиры учащихся.

Слайд 8

«Корзина идей» Признаки текста: Тема Основная мысль Несколько предложений Наличие грамматической связи между частями Смысловая цельность Относительная завершённость Композиционное единство

Слайд 9

«Письмо по кругу» Докажите, что стихотворение Е.П. Растопчиной «Талисман» (упр. 335) представляет собой текст. продолжите по очереди написанное (каждый записывает 1 – 2 предложения), передавая лист по кругу.

Слайд 10

Приём «Лови ошибку» - Предложения в тексте связываются параллельной и перпендикулярной связью. - При параллельной связи новое предыдущего предложения становится данным последующего предложения. - Параллельная связь может усиливаться вводными словами, а также наречиями образа действия , деепричастными оборотами, придаточными предложениями. - Тема текста – это вопрос, на который автор призывает ответить, поразмышлять над ним. - Наибольшая составная часть общей темы называется микротемой. - Абзац служит для выделения основной темы, для перехода от одной темы к другой. - Абзац состоит из пролога и комментирующей части.

Слайд 11

Приём «Пометки на полях» Виды переработки текста Определение теоретического понятия Пометки на полях. « v » - знаю, «+» - новое для меня, «?» - не всё понятно, есть вопросы.

Слайд 12

Упражнение 330 Прочитайте текст вслух, ответьте на вопросы: - Какова тема данной рецензии? - Оцените название рецензии. - Вопросы № 2, 3 на стр. 190.

Слайд 13

Приём «Синквейн» Составьте синквейн по теме урока: - одно существительное, отражающее тему; два прилагательных, отражающих главную мысль; три глагола, обозначающих действие по теме; предложение по теме (четыре слова) Ключевое слово – существительное (контекстный синоним первого слова)

Слайд 14

Домашнее задание: дифференцированно: I уровень – упр. 317 (составить план и тезисы статьи); II уровень – упр. 323 (подготовить реферат на тему «Изображение войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»), III уровень – упр. 332 (написать рецензию на статью из газеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс

. Данный презентация знакомит  учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....

Презентация к уроку русского языка по теме "Текст" в 10 классе

Презентация может быть использована на уроках по русскому языку по теме"Текст"...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...