Эссе: Мои педагогические находки
учебно-методический материал по русскому языку

У каждого учителя имеется свой педагогический «багаж», с помощью которого достигаются цели обучения и воспитания детей. Думаю, что правильно выбранная тема самообразования учителя направлена на накопление новых форм, методов и приемов работы с учащимися. Моя методическая тема: «Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы на основе современных образовательных технологий». Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Поэтому одной из важных задач в школьном образовании - это раскрытие творческих способностей учащегося, развитие образного мышления. Это способствует усвоению разных учебных дисциплин, а не только изучению русского языка и литературы, и помогает преобразовать скучный процесс обучения в ряд радостных переживаний, связанных с самостоятельным открытием нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ: «Мои педагогические находки»

          У каждого учителя имеется свой педагогический «багаж», с помощью которого достигаются цели обучения и воспитания детей.    Думаю, что правильно выбранная тема самообразования учителя направлена на накопление новых форм, методов и приемов работы с учащимися.

          Моя методическая тема: «Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы на основе современных образовательных технологий».

         Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

   Поэтому одной из важных задач в школьном образовании - это раскрытие творческих способностей  учащегося, развитие образного мышления. Это способствует усвоению разных учебных дисциплин, а не только изучению русского языка и литературы, и помогает преобразовать скучный процесс обучения в ряд радостных переживаний, связанных с самостоятельным открытием нового.

   Для этого не обязательно изобретать нечто новое, неординарное. Достаточно использовать формы, методы и приемы современных образовательных технологий. Мне нравятся приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного обучения и игровые технологии. Они хорошо известны и подробно описаны в различных методиках. Но только делать это необходимо в системе, а не от случая к случаю.

         И проектную, и учебно-исследовательскую работу школьников принято относить к инновационным педагогическим технологиям, хотя в ближайшем рассмотрении идея ведения как исследовательской, так и проектной работы школьниками не нова, а лишь обновлена, наполнена новым пониманием. Трудность в данной работе заключается в том, что детей пугает термины «исследование», «научный проект».

Как вовлечь старшеклассников в исследовательскую деятельность?

         Это, наверное, одна из самых непростых задач, поскольку к русскому языку современные старшеклассники относятся неоднозначно. С чем это связано? Большинство учащихся национальной школы считает эту работу трудной, потому что они плохо знают русский язык, его этимологию, нормы языка. Чтобы пробудить интерес учащихся к исследовательской работе, я даю учащимся  средних классов написать сочинения на лингвистические темы. Например, «Сравнение фразеологизмов русского и тувинского языка», «Зачин и концовка русских народных и тувинских народных сказок: общее и различие», «Характеристика персонажей русской и тувинской драмы через говорящие имена» и т.д.

          Кроме сочинений на лингвистическую тему, развитию интереса к исследовательской работе способствует использование на уроках и внеклассных мероприятиях задач и заданий, содержащих в себе проблему, противоречие, которые необходимо решать.

         Например, УИР по литературе «Смысл названия и эпиграфа повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина»,«Русская национальная одежда литературных персонажей  поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и тувинская национальная одежда».

         УИР по русскому языку «О словах «Русь и русский», «Петух и курица», «Кощей или Кащей?».

           На уроке литературы можно использовать такие приемы, как написание буриме, синквейна, цзацуань, хокку и лимерики.

         Для уроков литературы они - настоящая находка. Ученики любят эти небольшие по объему стихотворения, и составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя.

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.

Мечтает, сидит дома, ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «мертвая душа».

        Иван – царевич.

Добрый, находчивый.

Ищет, воюет, добивается.

Персонаж русских сказок.

Герой.

Снежная королева.

Холодная, бесчувственная

Мчится, леденит, сверкает.

Владычица холода и льдов.

Загадка.

Примеры хокку: Цветок засохший.

                            А сердце грусть и печаль.

                             Осенняя пора.

Бирюк угрюмый.

Почему он такой?

Виновата жизнь.

Цзацуань

Жалко,

Когда дети страдают;

Когда дома разрушены;

Когда кругом война.

          Конечно, каждый словесник знает, как трудно приобщить детей к слову. Но вот такие маленькие ступеньки приближают наших учеников к вершинам творчества.

        Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

       На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся  с «изюминкой» занимательности, творческого подхода.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Монгуш Диана Онер-ооловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе мои педагогические находки

мои педагогические находки...

Эссе «Мои педагогические находки»

Эссе «Мои педагогические находки»...

Эссе "Мои педагогические находки"

Бушует космос: синтез и деленье…Но Мир един, по сути, неделим.Моя душа является нетленной,Сокрыто в ней бессмертия ядро.Из века в век шагаю по Вселенной,Мне здесь творить предписано Добро.  ...

Эссе "Мои педагогические находки"

Каждый учитель стремиться достичб особенных успех в работе с детьми. Особенно трудно учителям начальных классов: учить читать, писать, считать, а также учить самостоятельности....

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Эссе Мои педагогические находки

Эссе мои педагогические находки...

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои  педагогические находки"...