Урок и презентация по русскому языку для 8 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения» (ко Дню Освобождения Смоленска)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Заболотнева Елена Семёновна

урок систематизации и обобщения знаний и умений,  урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-обобщение38.34 КБ
Файл презентация1.83 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ю.А.Гагарина» г. Гагарин

учитель русского языка и литературы Заболотнева Елена Семёновна

Урок и презентация по русскому языку для 8 класса

«Обобщение и систематизация знаний по теме
«Однородные члены предложения»

(ко Дню Освобождения Смоленска).

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения».

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Однородные члены предложения».

Цели для учителя (результаты обучения):

  • Предметные результаты:  освоение  знаний  об  однородных членах предложения, об обобщающих словах; овладение орфографической и пунктуационной     грамотностью;     сформированность    языковой     и лингвистической компетенций.
  • Метапредметные результаты:  овладение разными видами речевой
    деятельности   и   основами   культуры   устной   и   письменной   речи; формирование   навыков   исследовательской   деятельности;   развитие умений     давать     аргументированную     оценку     разным    явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Личностные  результаты:   обогащение   духовного   мира   личности, воспитание    нравственности,    формирование    личностной    позиции учащегося.

Задачи: 1) воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к родному краю, чувство патриотизма, а также стремление к знаниям;

2) образовательные: проверить знания учащихся по теме, их практические умения и навыки: а) пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной и союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения; б) нахождения однородных членов предложения; в) умения строить схемы предложений и самим составлять подобные предложения;

3) развивающие: развивать логическое мышление, языковое чутьё и связную речь учащихся.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-практикум.

Формы работы: групповая, работа в парах.

Оборудование:     компьютер,     проекционное     оборудование,     тексты     о Смоленске, рабочие карты урока, презентация, лирическая музыка.

Ход урока. 1.   Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас... За окном ещё темно, а у нас в классе светло и уютно. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. (На фоне музыки).

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече: «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века

                                                                       iУкрашенье человека.

                  (Елена Цветинская)

-        Скажите добрые слова друг другу.

-        Вы получили заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в
дальнейшей работе.

2. Постановка цели и задач урока.

-        Сегодня   мы   проводим   обобщающий   урок   теме   «Однородные   члены предложения».

-        Сформулируйте цель урока.

•   Обобщить и систематизировать знания по теме: «Однородные члены предложения».

Определите задачи урока по опорным словам.

  • Закрепить (знания об однородных членах).
  • Уметь (находить однородные члены     предложения).
  • Отработать (навык постановки знаков препинания).

3.        Мотивация учебной деятельности.

-        Сегодня   мы   проводим   урок-практикум   по   данной   теме.

Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд № 2). Достопримечательности

какого города вы видите? (Смоленска)

  • Да, ребята, вы совершенно правы. Это город Смоленск (слайды № 3, 4).
    Сегодня мы с вами поговорим ещё и о городе-герое, городе-ключе Смоленске.
    Мы знаем, что город Смоленск - герой. В «Словаре русского языка» Сергея
    Ожегова сказано: «Герой - это человек, совершающий подвиги, необычный
    по своей храбрости, доблести, самоотверженности». «Город-герой — почётное
    звание, присваемое в СССР городам, население которых проявило особенный
    героизм во время Великой Отечественной войны». А за что наш областной
    центр заслужил такое высокое звание? Попробуем ответить на этот вопрос в
    конце урока. Нам помогут в работе ваши знания, умения и навыки. А потому
    девиз урока: «Повторение - мать учения». Эпиграфом, цитатой урока взяты
    слова французского писателя Ромена  Роллана: «Существует на свете только один героизм: видеть мир таким, каков он есть, и любить его».
  • В конце урока ещё вы ответите на вопросы: умеют ли смоляне быть именно
    такими и что общего между городом-героем и людьми-героями? Почему
    Смоленск - город-ключ и щит, город-труженик, город русской славы?

4.        Актуализация знаний. (слайд № 5).

  • Сконструируйте предложение и запишите его. (Смоленск остаётся городом-
    героем и городом-ключом).
  • Прочитайте полученное предложение.
  • Чем осложнено данное предложение?
  • Докажите, что оно осложнено однородными членами предложения

-        Используя   опорные   слова,   вспомните,   что   такое   однородные   члены
предложения
(работа в группах).

  • Отвечают на...

  • Относятся к ...
  • Связаны...
  • Могут быть выражены...        |
  • Произносятся...
  • Повторяющиеся слова...

-        А чем соединены однородные члены в записанном предложении?

 

-        Объясните  отсутствие  запятой.  Вспомните  правила  постановки  знаков

препинания при однородных членах предложения.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Решение учебной задачи.|

 Речевая разминка. Обеспечение поисковой деятельности с целью решения

учебной задачи.

- Найдите и исправьте ошибки в записанных предложениях (слайд №   6).
Объясните   постановку   знаков   препинания.   (работа   в   группах,   один самостоятельно у доски).

1. Многие писатели пишут о красивости, славе, и доблести Смоленска. (Многие писатели пишут о красоте, славе и доблести Смоленска. Лексическая ошибка.

Если однородные члены соединены одиночным соединительным союзом и,

то запятая не ставится.)

2.Смоляне хорошо знают и гордятся своим  городом.

(Смоляне хорошо знают свой город и гордятся им.

Синтаксическая ошибка (грамматическая).

Если однородные члены соединены одиночным соединительным союзом и,\

то запятая не ставится.)

3.        Горожане любят   катание по Днепру и ловить рыбу.

(Горожане любят катание по Днепру и рыбную ловлю.

Синтаксическая ошибка (грамматическая).

Если однородные члены соединены одиночным соединительным союзом и, то запятая не ставится.)

4.        Смоленская Крепостная стена небольшая, но красива.
(Смоленская Крепостная стена небольшая, но красивая.

Синтаксическая ошибка (грамматическая): Однородные сказуемые

должны сказать в одной грамматической форме, а здесь: небольшая - полное прилагательное, а красива - краткое.)

(Проверка.)

  • Какие правила вы вспомнили при выполнении этого задания? Где же
    ставить запятые
    ? Оформление выводов полученного решения. Активный
    обмен в дискуссии мнениями, суждениями.
  • Вот вам правила простые:

Коль союзы повторяем иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые — это правильный совет.

Союз зато, а, но, да в тексте сыщешь без труда.

Можешь ставить запятую перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись!

В значенье «да» ты убедись!

Двойной союз заметил ты и оробел впервой?

Не бойся, запятую ставь пред частью ты второй.

6) Практическая деятельность учащихся. Применение знаний и умений. А) А) Графический диктант.

Составьте схемы к предложениям. (Слайд № 7)

В Смоленске живут русские, белорусы, поляки и евреи. [ 0,0, О и 0J.
Город красив как зимой, так и летом. [ как О, так и О].
Славная история Смоленска связана с выдающимися именами выдающихся
его уроженцев: Фёдора Глинки, Александра Грибоедова, Александра
Твардовского      и      Юрия      Гагарина.        [О: О, О, О и О]. И Крепостная стена, и Успенский собор, и памятник Михаилу Глинке, и аллея городов-героев - всё влечёт туристов снова и снова в Смоленск, [и О, и О, и О, и О-О].

Б) Распределительный диктант.

Запишите под диктовку в две колонки. Подчеркните однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания. (Слайды № 8, 9).

Ставится запятая между        Не ставится запятая между

однородными членами        однородными членами

  • В городе много парков, фонтанов, скверов.
  • Смоленск   не   только   административный   и   промышленнный,   но   и культурный центр Смоленской области.
  • Примерами беззаветной преданности и храбрости навеки вписали себя
    смоляне в страницы истории как Отечественной войны 1812 года, так и
    Великой отечественной войны 1941-1945 годов.
  • Не единожды Смоленск был сожжён, но каждый раз возрождался и
    вновь являлся «ключ-городом»и щитом России.
  • Город всегда являлся западным форпостом России да городом воинской
    славы.
  • Мы из города Гагарина выезжаем в Смоленск ни свет ни заря.

•        В Смоленске нет нефтяных скважин, зато есть бриллианты.
В) Синтаксический разбор предложения.

Что вы видите на данном слайде? (Слайд № 10)Что вы знаете об этих архитектурных сооружениях? Составьте простое, осложнённое предложение с обобщающим словом и однородными членами.

(Ответы детей.)Смоленская крепостная стена, созданная зодчим Фёдором Конём, изначально включала в себя башни: Днепровскую, Молоховскую, Лазаревскую, Крылошевскую, Авраамиевскую, Никольскую, Копытенскую, Пятницкую и Воскресенскую, Веселуху, Моховую и другие.

(Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое,

простое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом и однородными определениями).

7. Физминутка.

- Звучит музыка. Игра «Третий лишний». (Слайды № 11, 12)

-        Прочитайте ещё раз второе предложение и попробуйте вспомнить имя
поэта, которого мы видим на предыдущем слайде. Назовите самое известное
его произведение.

(Портрет Твардовского, индивидуальное сообщение о Твардовском). (Слайд №13)

8. Конкретизация, решение частных задач. Обеспечение самостоятельной       деятельностью.       Дифференцированная       работа.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (Слайды № 14, 15). (работа в парах).

  • Я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом.
  • Задание:

  • прочитайте текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при
    однородных членах;
  • докажите, что это текст;
  • определите стиль речи;
  • тип речи;
  • основную мысль;

•        в каком предложении она содержится?
Выполните задания в карточке.

-Спишите текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при однородных членах. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются? Составьте пунктуационную схему предпоследнего и последнего предложений.

Датой основания Смоленска считается ... год.

Не очень широкий ..., текущий в пределах Смоленска с востока на запад,
делит  город  на две  части  (?)   ...   (?)  пологий  и   ...   (?)  южный берег. Всего в городе более полутора десятков гор или холмов. На правом

Берегу семь ... (?) Валутина гора (?) Таборная (?) Печерская (?) Покровская (?) Бабья (?)        (Тихвинская)        (?)        и        Шклянная.

На левом берегу располагаются ... (?) Шейновская (?) Козловская (?) Воскресенская (?) Казанская (?) Чернушенская (?) и Свирская. Возвышаются там и ...(?) Авраамиевский (?) Георгиевский (?) и Соборный.

Археологические исследования последних лет предоставили богатый материал о быте жителей Смоленска (?) исторической топографии (?) политической (?) и экономической жизни города.

Смоленщина была освобождена ... сентября ... года от фашистских захватчиков. За мужество (?) и героизм Смоленск награждён орденом Отечественной войны I степени. Позднее - орденом Ленина, а в ... году был удостоен звания « Город-герой» с вручением Золотой Звезды.

Всё в нашем любимом городе (?) величие (?) и простота (?) архитектурные памятники далёкой старины(?) и современные строения (?) парки (?) и скверы (?) восхищают вновь (?) и вновь гостей и местных жителей.

Городу Смоленску исполнилось... лет.. .Смоленщина - наша родина.

Слова для справок: 863, 1157, Днепр, горы, холмы, правый, левый,         25, 1943, 1985.

-        Теперь проверьте свои работы и оцените их: «5» - нет ошибок, «4» - 1, 2
ошибки; «3» - 3 ошибки.

9.        Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

10.        Домашнее задание. Дифференцированное задание.

  • А. Выбрать 5 предложений с однородными членами, обобщающими
    словами.
  • Б.   Сочинение-миниатюра     на  тему   «Есть   на  карте  России   город древний,     город     славный.     Это...»,     используя    
  • предложения     с однородными членами, обобщающими словами.

11.        Подведение итогов.

-        Обобщив и систематизировав знания об однородных членах    предложения,
мы   на   практике   научились   употреблять   предложения   с   однородными членами. А теперь оценим ваши знания.

12.        Рефлексия. (Слайд № 16)

  • Довольны ли вы своей работой на уроке?
  • В чём затруднялись?
    -Что вы узнали нового?
  • Что для вас было самым интересным?

13.        Круг «От сердца к сердцу». (Слайд №17)

  • Эпиграфом к нашему уроку были слова: «Существует на свете только один
    героизм: видеть мир таким, каков он есть, и любить его».
  • Можем ли мы смолян назвать героями? Почему? А город Смоленск? Как
    ещё называют этот город? (Ключ, щит) Почему? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ).

(Слайд № 17).

-        Итак, мы теперь точно знаем, что Смоленск - город-герой, а смоляне,
безусловно,  герои,  потому  что     беззаветно  преданно  и  храбро смоляне защищали свою малую родину как в Отечественной войне 1812 года, так и
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Город-щит, так как всё время город прикрывал собой Москву. Не единожды Смоленск был сожжён, но каждый   раз   возрождался   и   вновь   являлся   «ключом-городом»,   городом-воином, городом русской славы. Город всегда являлся западным форпостом России  и  городом  воинской  славы.   Смоляне любят свой родной  город. Гордятся им. Стараются сделать его ещё краше.

Ребята, гордитесь тем, что являетесь смолянами и высоко несите это звание, равняясь на ученика нашей школы Юрия Гагарина, поэтов Твардовского, Исаковского и Рыленкова, героев Егорова и Дениса Давыдова и других. Закончим урок словами Владимира Фирсова:

Не зря страна горда тобою,

Твоей завидною судьбой. Тебе к лицу - Звезда Героя,

Салют победы над тобой.

Цвети в веках и будь спокоен

Под небом мирной синевой,

Бессмертный труженик и воин,        '        .

Единокровный брат Москвы!

-        Всего вам доброго, дорогие ребята! ( Слайд № 18) До встречи! Спасибо за урок!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения» (урок в 8 классе, посвящён Дню Освобождения Смоленщины) учителя русского языка и литературы Заболотневой Елены Семёновны МБОУ «Средняя школа № 1 имени Ю.А.Гагарина» города Гагарина

Слайд 2

Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече: «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека.

Слайд 3

Достопримечательности какого города вы видите?

Слайд 4

Город-герой, город-ключ Смоленск Существует на свете только один героизм: видеть мир таким, каков он есть, и любить его Ромен Роллан

Слайд 5

Сконструируйте предложение и запишите его Смоленск и Остаётся город-герой город-ключ

Слайд 6

Найдите и исправьте ошибки в записанных предложениях. Объясните постановку знаков препин ания. Многие писатели пишут о красивости, славе, и доблести Смоленска. 2.Смоляне хорошо знают и гордятся своим городом. 3.Горожане любят катание по Днепру и ловить рыбу . 4.Смоленская Крепостная стена небольшая, но красива.

Слайд 7

Составьте схемы к предложениям В Смоленске живут русские, белорусы, поляки и евреи. Город красив как зимой, так и летом. Славная история Смоленска связана с выдающимися именами выдающихся его уроженцев: Фёдора Глинки , Александра Грибоедова , Александра Твардовского и Юрия Гагарина . И Крепостная стена, и Успенский собор, и памятник Михаилу Глинке, и аллея городов-героев - всё влечёт туристов снова и снова в Смоленск .

Слайд 8

Запишите под диктовку в две колонки. Подчеркните однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания . Ставится запятая между Не ставится запятая между однородными членами однородными членами

Слайд 9

В городе много парков, фонтанов, скверов. Смоленск не только административный и промышленнный , но и культурный центр Смоленской области. Примерами беззаветной преданности и храбрости навеки вписали себя смоляне в страницы истории как Отечественной войны 1812 года, так и Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Не единожды Смоленск был сожжён, но каждый раз возрождался и вновь являлся « ключ-городом »и щитом России. Город всегда являлся западным форпостом России да городом воинской славы. Мы из города Гагарина выезжаем в Смоленск ни свет ни заря. • В Смоленске нет нефтяных скважин, зато есть бриллианты.

Слайд 10

Что вы видите на данном слайде? Что вы знаете об этих архитектурных сооружениях? Составьте простое, осложнённое предложение с обобщающим словом и однородными членами.

Слайд 12

Игра «Третий лишний » 1. Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга! 2. Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… 3. Шум говор и толпа людей всё это было как-то непривычно.

Слайд 14

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАН ИЕ Спишите текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при однородных членах. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются? Составьте пунктуационную схему предпоследнего и последнего предложений.

Слайд 15

Датой основания Смоленска считается ... год. Не очень широкий ..., текущий в пределах Смоленска с востока на запад, делит город на две части (?) ... (?) пологий и ... (?) южный берег. Всего в городе более полутора десятков гор или холмов. На правом Берегу семь ... (?) Валутина гора (?) Таборная (?) Печерская (?) Покровская (?) Бабья (?) (Тихвинская) (?) и Шклянная . На левом берегу располагаются ... (?) Шейновская (?) Козловская (?) Воскресенская (?) Казанская (?) Чернушенская (?) и Свирская. Возвышаются там и ...(?) Авраамиевский (?) Георгиевский (?) и Соборный. Археологические исследования последних лет предоставили богатый материал о быте жителей Смоленска (?) исторической топографии (?) политической (?) и экономической жизни города. Смоленщина была освобождена ... сентября ... года от фашистских захватчиков. За мужество (?) и героизм Смоленск награждён орденом Отечественной войны I степени. Позднее - орденом Ленина, а в ... году был удостоен звания « Город-герой» с вручением Золотой Звезды. Всё в нашем любимом городе (?) величие (?) и простота (?) архитектурные памятники далёкой старины(?) и современные строения (?) парки (?) и скверы (?) восхищают вновь (?) и вновь гостей и местных жителей. Городу Смоленску исполнилось... лет.. .Смоленщина - наша родина. Слова для справок : 863, 1157, Днепр, горы, холмы, правый, левый, 25, 1985.

Слайд 16

Ответьте на вопросы Довольны ли вы своей работой на уроке? В чём затруднялись? -Что вы узнали нового? Что для вас было самым интересным?

Слайд 17

Город-герой, город-ключ и щит, город-труженик , город русской славы СМОЛЕНСК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".

Тип урока: обобщение На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков сам...

Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"

Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"...

Презентация "Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"

Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"...

Предложения для тренировки или проверки знаний по теме "Однородные члены предложения" 8 класс

В публикации подобраны предложения для тренировки или проверки знаний по теме "Однородные члены предложения и обобщающие слова". Два варианта. Предложения разнообразны по конструкциям....

Обобщение и систематизация материала по теме "Однородные члены предложения"

Данный материал полезен учителям русского языка при проведении открытых уроков в 8 классе....

Систематизация знаний по теме "Однородные члены предложения"

Материал на экологическую тему. 8 класс....