Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Курочкина Светлана Александровна

Тип урока: обобщение

На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной деятельности. Используя для этого раздаточный материал, карточки, деформированные тексты.

Способствовать воспитанию интереса к русскому языку, используя игровые моменты.

Урок выстроен с использованием элементов дифференцированного подхода и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.

 Целеполагание осуществляется совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организуется с помощью беседы.

Содержание вполне соответствует теме и цели урока.

Осуществлён правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность, творчество учащихся в их выполнении.

работа над проблемными вопросами способствует развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.

На уроке используются индивидуальная форма работы, работа в парах, по вариантам, фронтальный опрос.

применяемые методы и приёмы обучения соответствуют содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

(Урок по русскому языку в 6 классе.)

Провела:

Курочкина С.А.

учитель

МБОУ ООШ № 31

Цели: 1)обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

           2)способствовать развитию мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы.

           3)воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте. Садитесь. Кто отсутствует на уроке?

-Проверим готовность к уроку.

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

-Сегодня на уроке у на присутствуют гости. Расскажите им о себе. Подберите слова, которые характеризуют вас. Какие вы ученики? (Умные, настойчивые, упрямые, внимательные)

-Можно ли объединить эти слова по какому-либо признаку?

2.Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме.

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Имя прилагательное».

-У нас будет необычный урок. Мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное». А в путь мы отправимся на весёлом паровозике. Как вы заметили он пока без вагонов. Они будут добавляться по ходу следования на различных станциях при выполнении заданий.

3. Вопросы «Ты мне, я – тебе!»

-Для начала давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

-Вопросы у меня записаны на листочках. Вы будете вытаскивать вопрос и задавать его любому из своих одноклассников.

Вопросы: 1)Что такое имя прилагательное?

                  2)Что обозначает имя прилагательное?

                  3)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

                  4)Как изменяется имя прилагательное?

                  5)Какую роль имя прилагательное выполняет в предложении?

4.Работа с текстом.

(работа в парах)

-Какова роль имён прилагательных в речи? (Украшают нашу речь, делают её более образной и привлекательной.)

-Сейчас вам нужно будет украсить текст именами прилагательными.

Весна.

Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил

до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.

-Прочитайте, что у вас получилось.

Поэтесса Шкарова так охарактеризовала роль прилагательных:

Определяю я предметы,

Они  со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

5. Синтаксический разбор предложения.

-Итак, мы отправляемся в путь. Наша 1-я станция «Синтаксическая».

- Как вы думаете, с каким заданием нам придётся встретиться на этой станции?

Тиха украинская ночь.

-Какова же синтаксическая роль прилагательного?

6. Степени сравнения имён прилагательных.

-Продвигаемся дальше и попадаем на станцию «Сравнительная». А что здесь интересного?

(работа по вариантам)

Образовать степени сравнения прилагательных.

1)Милый (Милее, более милый, милейший, самый милый)

2) Красивый (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)

-Проверим.

-Как образуются степени сравнения?

-А можно ли образовать степени сравнения от слова стеклянный?

-А ведь ответ на этот вопрос помог перебраться на следующую станцию «Разрядную».

7.Определение разрядов имён прилагательных.

-Вспомним признаки имён прилагательных с помощью

игры «Конструктор».

(работа в парах)

-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

  -Теоретические сведения мы закрепили, а сейчас давайте закрепи на примерах.

«Игра «в снежки»

-Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, называю имя прилагательное, а вы должны назвать разряд.

Олений рог, ужасный вид, деревянная ложка, лёгкий портфель, волчий след, серебряное кольцо, сегодняшний день, белый снег, прибрежный участок, бумажный кораблик.

8.Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

-Следующая станция «Небольшая»

-Какая орфограмма живёт здесь?

(индивидуальная работа по карточкам)

Карточка № 1

(Не) широка, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.

Карточка № 2

(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

-Пока ребята будут работать по карточкам, мы с вами повторим теоретические сведения.

(фронтальный опрос)

Закончи предложение:

Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными, нужно:

1)Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если употребляется, то……….

2)Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то……………….

3)Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то…………………………….

Если не относятся, то………………….

-Теперь проверим карточки.

9. Правописание Е и О в суффиксах прилагательных.

-Продолжим наше путешествие и следующая станция называется «Оранжевая».

С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь?

-Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?

(работа с сигнальными карточками)

Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.

В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.

10. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.

-Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожная»

Как вы думаете, что мы будем повторять?

(по цепочке у доски)

-Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.

(Бледно)лиловый кустарник, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь, (юго)западный ветер, (железно)дорожная станция.

11. Н и НН в суффиксах прилагательных.

-Следующая станция «Закодированная»

Здесь поселились прилагательные с Н и НН.

Кодированный диктант.

Слово, которое я называю вы должны записать в виде Н или НН. К доске____

Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.

 (нн,н,н,нн,н,н,нн,нн,н). Взаимопроверка.

12. Правописание суффиксов К и СК.

-Следующая станция «Январская»

(фронтальная работа)

Я буду показывать картинки. Ваша задача образовать имена прилагательные.

Казак(казацкий), пират(пиратский), богатырь(богатырский), рыбак(рыбацкий), матрос(матросский).

13. Морфологический разбор имени прилагательного.

Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическую».

-Какое задание здесь затаилось?

-Придумайте предложение. Чтобы в нём обязательно присутствовало имя прилагательное. И выполните разбор этого прилагательного.

Тест.

14. Итог урока.

Итак, вот и подошло к концу наше путешествие.

Домашнее задание: Составить карточку-задание на две любые изученные орфограммы из нашей сегодняшней темы «Имя прилагательное».

-Ребята, я довольна как вы сегодня работали, и поставлю такие оценки _____

-Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. Каким он был.

Весна.

Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил

до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.

  Весна.

Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил

до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.

Весна.

Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил

до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.

Весна.

Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил

до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

Карточка № 1

(Не) широка, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.

Карточка № 2

(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

Е   О

Е   О

Е   О

Синтаксическая

Сравнительная

Разрядная

Небольшая

Оранжевая

Железнодорожная

Закодированная

Январская

Морфологическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"

Урок  в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме Имя прилагательное"

Тема:Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели:- обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных учащимися при и...

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...