Предлог как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Вайс Светлана Владимировна

Урок посвящен изучению предлогов. У учащихся формируется представление о предлоге как служебной части речи; в ходе урока учащиеся находят предлоги и характеризуют их. ... . Цели урока: образовательные: формировать представление о предлоге как служебной части речи; формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их; воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка; развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_kak_chast_rechi.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Предлог как часть речи

Цели урока: образовательные: формировать представление  о предлоге как служебной части речи;

формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка;

развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерам                                                                                        Ход урока

1. Мобилизующий этап

                                                     Запись на карточках или на доске:

                                               Слепой

Его толкнут,

Пройдут (в)перед

И (тот)час торопясь вмешаться

Какой(то) зрячий призовет

Быть чуткими

И не толкаться.

Людей (не)видя пред собой

(Не)замечая в сквере лавочки

По улице идет слепой

Потрагивая палочкой.

Но слышу голос я его

(Не)громкий в человечьей груди.

Толкайтесь ... Это (ни)чего ...

Я буду знать

Что рядом люди.

(В. Федоров)

1)[       ] .       2)[       ],и[       ].        3)[А:П].

Учитель. Прочитайте деформированные строфы стихотворения В. Федорова «Слепой». Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Надо расположить строфы стихотворения в соответствии со схемами.

Учащиеся выполняют задание в парах. Проверяют правильность расположения строф.

Учитель. Скажите, о чем это стихотворение? О человеческих отношениях.

Учитель. В каких строках заключен основной смысл стихотворения, и что они означают?

Учащиеся высказывают свои точки зрения.

Учитель. Поставьте недостающие знаки препинания, начиная с повторяющейся пунктограммы. Обоснуйте свои действия.

Учащиеся сначала выделяют деепричастные обороты, затем работают со сложным предложением и предложением с прямой речью.

Учитель. Расскажите о написании слов со скобками, объединив их по частям речи.

Учащиеся в свободном порядке рассказывают о написании прилагательных, наречий, деепричастий, местоимений, вспоминают определения этих частей речи.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Назовите часть речи, которая есть в первой и третьей строфах стихотворения, но отсутствует во второй. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Часть речи, которая есть в первой и третьей строфах стихотворения, но отсутствует во второй — это предлоги. Значит, тема сегодняшнего урока: Предлог как часть речи.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте его цель.

Цель: * познакомиться с … … … …;

    * учиться находить и  ...П… … … … речи.

Цель урока: познакомиться с предлогом как частью речи; учиться находить и использовать предлоги в устной и письменной речи.

3. Изучение нового материала

Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели. Я сейчас сделаю сообщение о предлоге. Вы на основании услышанного и полученных ранее знаний должны сформулировать понятие о предлоге как о части речи.

Предлог в качестве названия части речи встречался еще в древнерусском языке. Как и в современном языке, он выражал зависимость одних слов (имен существительных, числительных, местоимений) от других слов в словосочетании и предложении.

В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов.

Предлог — это служебная часть речи, которая по частоте употребления стоит после существительного, глагола и местоимения, т. е. на четвертом месте.

Учитель. А теперь скажите, что такое предлог.

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Учитель. Предлоги во время их использования и сотрудничества с именами существительными выражают различные отношения. Рассмотрите таблицу, заполните ее вторую часть.

Отношения предлога с другими словами

Словосочетания

Вид отношения

приехать к зиме

вернуться в деревню

не сказать из-за обиды

жить около школы

средство от перхоти

играть с братом

Учащиеся в коллективной работе выявляют и характеризуют отношения: временные, к месту, причинные, пространственные, целевые, совместности. Делают вывод о проделанной работе.

Учитель. Сообщите о наших наблюдениях. Расскажите о предлоге как о части речи.

Учащиеся делают короткие сообщения. Читают материал учебника.

4. Закрепление изученного

Упражнение 1

Залезть (в) карман, (при) царе Горохе, рука (об) руку, (ко) всем чертям, плечом (к) плечу, запускать лапу (в) карман, (до) рождества Христова, (к) чертям собачьим, локоть (к) локтю, (до) потопа, волосы шевелятся (на) голове, (к) чертовой матери, мороз (по) коже продирает.

Учитель. Начнем работу по второй части цели урока. Прочитайте фразеологические обороты/Объедините их по двум признакам одновременно: по значению устойчивых словосочетаний и по отношениям, которые выражают предлоги. Раскройте скобки.

Задание сначала выполняют в коллективной форме, затем в индивидуальной. Учащиеся должны выделить следующие группы предлогов по их признакам:

  1. отношение к месту: залезть в карман, запускать лапу в карман; волосы шевелятся на голове, мороз по коже продирает;
  2. временные отношения: при царе Горохе, до рождества Христова, до потопа;
  3. направление: ко всем чертям, к чертям собачьим, к чертовой матери;
  4. значение совместности: рука об руку, плечом к плечу, локоть к локтю, рука об руку.

Учитель. С каким новым значением предлогов вы встретились в этом упражнении? Как пишется большая часть предлогов с другими частями речи?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Упражнение 2

(По) губам текло, да (в) рот не (по) пало.

(На) шла коса (на) камень.

(На) чужой роток не (на) кинешь платок.

Язык (до) Киева (до) ведет.

Всякий человек (по) делам (по) знается.

(От) вежливых слов язык не (от ) сохнет.

1)[- = ];[ = -].

2)[ = ].

Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Обратите внимание на данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Сначала надо написать предложения с полной грамматической основой, затем предложения, в которых есть только сказуемое. Раскрыть скобки.

Учитель. В скобках может быть предлог или приставка. Вспомните, как их можно отличить.

Учащиеся рассказывают правило.

Учитель. Предлоги подчеркните двумя чертами, приставки выделите с помощью общепринятого условного обозначения. В выполнении упражнения вам поможет таблица, автором которой является А. Хазанова.

Только предлоги

Только приставки

Предлоги и приставки

вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под

воз-, низ-, раз-, пре-, пере-

без, в, до, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между

Учащиеся выполняют задание. Проверяют правильность группировки предложения и раскрытия скобок.

Учитель. Назовите орфограмму (или орфограммы), которая стоит на четвертом месте по числу относящихся к ней слов из данного упражнения.

Правописание слов с сомнительной согласной в корне.

Упражнение 3

Я только что начал писать новую главу романа, как вдруг свет погас, и в комнате стало темно. К счастью, мой сосед был электромонтер. С помощью куска обыкновенной проволоки он вернул мне счет. И не только свет! Из телевизора полились чудесные звуки музыки. Монтер вернул мне Паганини! Я спросил его:

  • Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?
  • Знаю, — ответил он, — композитор. А почему вы об этом спрашиваете?
  • Потому что и простой монтер должен знать и любить искусство! Разве в этих звуках вы не слышите проблеск гения исполнителя?
  • Это, извините, должен сказать кто-то другой, но не я. «Ну этот еще не на высоте», — подумал я. И вслух сказал:
  • Может быть, вы скажете, какой это инструмент?
  • Скрипка.
  • Отлично. А знаете, кто так прекрасно играет?
  • Знаю... Я.

В это время диктор объявил: «Вы слушали концерт художественной самодеятельности».

Монтер пожал мне на прощанье руку и сказал:

  • Не забудьте послушать завтра.
  • Почему?
  • Будут передавать Паганини. Сегодня был Моцарт.

(По В. Пицигою)

Учитель. Прочитайте вслух рассказ В. Пицигоя «Паганини». Что объединяет его со стихотворением В. Федорова «Слепой»?

Учащиеся высказывают свои суждения.

Учитель. Напишите, как вы поняли основную мысль рассказа «Паганини». Выделите в написанном тексте предлоги. Укажите их значения.

Ученики выполняют задание и проверяют его.

Учитель. Расскажите о написании слов в составленном тексте, сгруппировав их по самостоятельно найденному признаку.

Ответы учеников.

5. Итог урока

Учитель. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили сегодня о предлоге.

Учитель. Обобщите полученные на уроке знания о предлоге.

Учащиеся коротко рассказывают о предлоге. Обсуждают домашнее задание. Оценивается работа учеников на уроке.

>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлог как часть речи

Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов....

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Предлог как часть речи

Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....