Урок русского языка в 5 классе на тему "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фазулина Елена Флюровна

Урок в 5 классе по теме "Сложное предложение" с применением метапредметной технологии "Рисунок-схема"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Сложное предложение»

(обобщение и систематизация изученного).

Цель:  обобщение и систематизация изученного о строении сложного предложения,                 о его видах, о постановке знаков препинания в сложном предложении.

Задачи: в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Федеральный государственный стандарт основного общего образования) к результатам освоения основной образовательной программы были поставлены следующие задачи:

личностные:

  • воспитывать чувство патриотизма через любовь к своей малой родине, гордость за историческое прошлое своего города, своих земляков;

метапредметные:

  • обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  • формировать умение создавать, применять схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

предметные:

  • расширить и систематизировать научные знания по теме «Сложное предложение»;
  • формировать навыки синтаксического анализа предложения.

Оборудование: 

  • карточки для индивидуальной работы;
  • презентация  Power Point;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска,
  • доска, мел.

Ход урока

Слайд № 1

Название темы урока.

  1.        Организационный момент.

Приветствие, запись числа, слов «Классная работа», темы урока.

Слово учителя: на доске и в ваших тетрадях записана тема нашего урока, попробуйте определить его цель, ведь сложные предложения мы уже изучили.

(повторить, обобщить и систематизировать)

  1. Обобщение и систематизация.

Карточки с индивидуальными заданиями: сегодня карточки получают штурманы, они первыми прокладывают дорогу, по которой пойдём и мы.

Всем выполнить задание по вариантам: начертите схемы данных предложений.

Слайд № 2

Предложения 1-ой группы.

  1. Этот город располагается в северо-западной части Кемеровской области  где протекает река Томь.
  2. Город родился в трудные годы войны  его главным предприятием является машиностроительный завод.
  1. Жители заботились о красоте своего города и сегодня он строится   растёт  развивается.

??

Что общего у всех этих предложений?

На какие две группы можно разделить эти предложения по способу связи?

На какие группы делятся союзные сложные предложения?

(строим общую схему на доске)

Слово учителя: Предложения имеют не только синтаксическую характеристику, но и смысловое значение. Давайте прочитаем эти предложения и подумаем, о чём в них идёт речь.

Слайд № 3

Карта Кемеровской области; Карта Юрги  + фото стелы у завода.

Слово учителя: Наверное, вы догадались, что сегодня мы не только решаем синтаксические задачи, но и вспоминаем историю своего города.

Слайд №4

Предложения 2-ой группы.

Задание: класс работает по вариантам: найти основу, определить место знака препинания, начертить схему.

  1. У небольшой станции Юрга началось строительство завода и города было это в 1940 году.
  2. Мирный труд строителей города прервала Великая Отечественная война  с первых её дней строительство  машиностроительного завода ускорились.
  3. В эти годы главной улицей города считалась Ленинградская  на ней находился первый кинотеатр.

Штурман чертит схемы на доске, проверяем, делаем выводы.

??

Что объединяет эти предложения?

Каковы их общие признаки?

Слово учителя: Эта группа СБП рассказывает о начале строительства нашего города.

Слайд № 5

Фото кинотеатра «Темп», ул. Ленинградская.

Слайд № 6

Предложения 3-ей группы.

Задание: класс работает по вариантам: найти основу, определить место знака препинания, начертить схему.

  1. В 1944 году завод выпустил первую продукцию, которую  вскоре отправили на фронт.
  2. Чтобы освободить свою Родину от фашистских захватчиков  на фронт уходили юргинцы.
  3. Мемориал на проспекте Победы  который торжественно открыли 9 мая 1975 года  построили в память о павших за Родину  юргинцах.

Штурман чертит схемы на доске, проверяем, делаем выводы.

??

Что объединяет эти предложения?

Каковы их общие признаки?

Чем отличаются эти предложения?

Слайд № 7

Фото Мемориального комплекса

Слово учителя: в 1941-45 гг. на фронт ушли около 12,5 тысяч юргинцев. 2250 имён помещены на кольцах славы, символизирующих ленты солдатского ордена Славы.

Слайд № 8

Физминутка.

Слово учителя: Мы уже прошли большую часть пути, поэтому можно немного размяться, но вы не просто выполняете упражнения, а пытаетесь отгадать, о чём идёт речь в  загадке.

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам

Постоять чуть-чуть

И отправляться

Дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку.

??

Какую роль играет запятая в сложном предложении?

Слайд № 9

Предложения 4-ой группы.

Задание: класс работает по вариантам: найти основу, определить место знака препинания, начертить схему.

  1. В начале пятидесятых годов в Юрге построили трёхэтажные дома  а сегодня они являются украшением нашего города.
  2. В шестидесятые годы люди в нашей стране  живут трудно  но в Юрге начинается очень активное строительство.
  3. За прошедшие годы Юрга разрослась и похорошела, и теперь от сегодняшних жителей зависит будущее нашего города.

Штурман чертит схемы на доске, проверяем, делаем выводы.

??

Что объединяет эти предложения?

Каковы их общие признаки?

Слайд № 10

Фото Юрги в 50-70ые годы.

Слайд № 11

Схема пересечения множеств.

Задание: Рассмотри  схему. Извлеки информацию по теме урока.

Слово учителя: В ходе урока вы сделали вывод о том, что группы сложных предложений можно представить в виде множеств. Общая схема «Сложное предложение» позволяет сделать вывод о пересечении этих множеств.

?? Составляем задачу

ССП-СПП-СБП - имеют общие признаки (I). Какие?

Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (II); СПП-БСП (IV); БСП-ССП(III).

При решении задачи учащиеся активно используют теоретический материал учебника. При этом они выделяют нужную информацию, отсекают информацию избыточную для каждой отдельной позиции, классифицируют, обобщают, представляют в другой форме.

Последовательность работы выглядит так:

4. Решение задачи:

I – наличие не менее двух грамматических основ; смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно; наличие знаков препинания между предикативными частями;

II – наличие союза как средства связи между предикативными частями; смысловая и интонационная связь, наличие знака препинания;

III – смысловая и интонационная связь между предикативными частями, наличие знака препинания;

IV – смысловая и интонационная связь между предикативными частями, наличие знака препинания.

Вывод: в результате исследования было установлено, что больше оснований для сопоставления имеется во II группе.

  1. Рефлексия: Подведём итог сегодняшнему уроку: было ли вам интересно, что вы узнали, как работали, насколько полезен был наш урок?

Слайд № 12

  1. Домашнее задание: повторить параграфы № 24-26.

Слайд № 13

Спасибо за урок!

Карточка № 1.

Задание: подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, начертить схемы предложений.

  1. У небольшой станции Юрга началось строительство завода и города было это в 1940 году.
  2. Мирный труд строителей города прервала Великая Отечественная война  с первых её дней строительство  машиностроительного завода ускорились.
  3. В эти годы главной улицей города считалась Ленинградская  на ней находился первый кинотеатр.

Карточка № 2.

Задание: подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, начертить схемы предложений.

  1. В 1944 году завод выпустил первую продукцию которую  вскоре отправили на фронт.
  2. Чтобы освободить свою Родину от фашистских захватчиков  на фронт уходили юргинцы.
  3. Мемориал на проспекте Победы  который торжественно открыли 9 мая 1975 года  построили в память о павших за Родину  юргинцах.

Карточка № 3.

Задание: подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, начертить схемы предложений.

  1. В начале пятидесятых годов в Юрге построили трёхэтажные дома  а сегодня они являются украшением нашего города.
  2. В шестидесятые годы люди в нашей стране  живут трудно  но в Юрге начинается очень активное строительство.
  3. За прошедшие годы Юрга разрослась и похорошела  и теперь от сегодняшних жителей зависит будущее нашего города.

Задание № 1: запишите предложение своего варианта, поставьте знаки                 препинания, подчеркните грамматические основы, начертите схему.

  1. Этот город располагается в северо-западной части Кемеровской области  где протекает река Томь.
  2. Город родился в трудные годы войны  его главным предприятием является машиностроительный завод.
  3. Жители заботились о красоте своего города и сегодня он строится   растёт  развивается.

Задание № 2: прочитайте предложения, сделайте вывод о сходстве и различии их строения.

  1. У небольшой станции Юрга началось строительство завода и города было это в 1940 году.
  2. Мирный труд строителей города прервала Великая Отечественная война  с первых её дней строительство  машиностроительного завода ускорились.
  3. В эти годы главной улицей города считалась Ленинградская  на ней находился первый кинотеатр.

Задание № 3: постройте в тетради схемы к каждому предложению.

  1. В 1944 году завод выпустил первую продукцию которую  вскоре отправили на фронт.
  2. Чтобы освободить свою Родину от фашистских захватчиков  на фронт уходили юргинцы.
  3. Мемориал на проспекте Победы  который торжественно открыли 9 мая 1975 года  построили в память о павших за Родину  юргинцах.

Задание № 4: прочитайте предложения, сделайте вывод о сходстве и различии их строения.

  1. В начале пятидесятых годов в Юрге построили трёхэтажные дома  а сегодня они являются украшением нашего города.
  2. В шестидесятые годы люди в нашей стране  живут трудно  но в Юрге начинается очень активное строительство.
  3. За прошедшие годы Юрга разрослась и похорошела  и теперь от сегодняшних жителей зависит будущее нашего города.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....