Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Валентина Николаевна Кидяева

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:Кидяева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Селковская ООШ», Сергиево-Посадский район, МО

Приложение

к ПРЕЗЕНТАЦИИ

Текст №1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

        (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня.

   (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.  (4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.  (5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

        (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой пасти.

   (7) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело

 трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

   (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И все-таки он

 не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его  оттуда.

       (11)Мой Трезор остановился, попятился... (12) Видно, и он признал эту силу.

   (13) Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

        (14)Да; не смейтесь. (15 Я благоговел перед той маленькой, героической птицей,

перед любовным ее порывом.

          (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.  (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                                       (И.С.Тургенев)

(Прослушайте аудиозапись рассказа)

Задания с выбором ответа:

Задание № 1: В каком предложении (предложениях) выражена основная мысль автора?
А) (7)  Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Б) (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его  оттуда.
В) (14)Да; не смейтесь. (15) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Г) (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.  (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание №2: Какое из утверждений противоречит позиции автора?
А) Природа едина и одушевлена, все дети природы подчиняются её законам.
Б) Любовь сильнее смерти.
В) Человек не хозяин природы, а её равноправная часть.
Г) Главный закон природы: сильный уничтожает слабого.

Задание № 3: Определите  стиль и тип речи текста.
А) Публицистический стиль, описание.
Б) Публицистический стиль, рассуждение.
В) Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения.
Г) Художественный стиль, рассуждение.

Задание № 4: Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
А) (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой пасти.
Б) (7) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
В) (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
Г) (11)Мой Трезор остановился, попятился... .

Задание № 5: Какое средство выразительности не используется в тексте?
А) Ряды однородных членов.
Б) Вводные слова и предложения.
В) Риторические восклицания.
Г) Лексические синонимы.

Задание № 6: Какое средство выразительности используется в тексте?
А) Эпитеты.
Б) Сравнения.
В) Аллегории.
Г) Гиперболы.

Задания с кратким ответом:

Задание № 1: Из предложений 1-5 выпишите действительное причастие:
 (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня.
  (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.  
(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.  (5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки
.

Задание № 2: Назовите часть речи, к которой принадлежит слово сильнее в предложении 16:
 Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Задание № 3: Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью примыкание:
         Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой пасти. 

Задание № 4: Из предложения 8 выпишите подлежащее:
         Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Задание № 5: Из предложений 3-6 выпишите вводное предложение:
         (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.  (4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.  (5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
       (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой пасти.

Задание № 6: Из предложения 6 выпишите обособленное обстоятельство:
         Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой пасти.

Задание № 7: В каком из предложений 14-17 есть авторский знак?
         (14)Да; не смейтесь. (15 Я благоговел перед той маленькой, героической птицей,
перед любовным ее порывом.
         (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.  (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание № 8: Среди предложений 4 -7 отметьте сложноподчинённое:
         (4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.  (5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
       (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой пасти.
  (7) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело
трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Ответы:

Задания с выбором ответа:

№1.Г

№2.Г

№3.В

№4.Б

№5.Г

№6.А

Задания с кратким ответом:

№1.Прораставшие

№2.Имя прилагательное в сравнительной степени

№3.Медленно приближался, вдруг упал, упал камнем

№4.Собака

№5.Ветер сильно качал берёзы аллеи

№6.Сорвавшись с близкого дерева

№7.14

№8.6

Ссылки:

Портрет И.С.Тургенева: http://epitafii.ru/wp-content/uploads/2015/01/ivan_turgenev2.jpg 

Аудио «Воробей» : http://myaudiolib.ru/files/000/004/443/4443/Тургенев__Воробей.mp3 

читает Надежда Прокма.

Мультфильм  по рассказу «Воробей»: https://www.youtube.com/watch?v=94ubBVsNwfI 

«Русский язык. Материалы для подготовки в итоговой аттестации.9 класс.Пособие для учащихся.5 издание.Автор: Угроватова Т.Ю.Издательсьво «Просвещение» 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку

В  представленной статье  рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся  к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в среднем звене

Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...

Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...

Готовимся к экзамену по русскому языку. Фонетика. Графика. Орфоэпия (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Фонетика.Графика.Орфоэпия", примерные эк...

Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...

Методическая разработка. Тренировочные материалы для подготовки к итоговой аттестации в 8 классе

Данная разработка содержит материалы, которые помогут подготовиться к итоговой переводной внутришкольной аттестации в 8 классе....