Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ задание 15.3)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Урок нацелен на формирование у школьников навыка написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (задание 15.3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_30.01.18_9_klasss.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ задание 15.3)» 

Тип урока:  обобщение и закрепление материала

Цели урока: 

- подготовка к основному государственному экзамену по русскому языку;                                      

- сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (задание 15.3);

сформировать  умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, формулировать тезис, комментарий, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Задачи:

1)образовательные:

подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения (15.3) в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;

работать над понятиями «тема», «проблема», «тип и стиль речи»;

обобщить сведения об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю;

 расширять и углублять знания по культуре речи;

формировать умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

2)развивающие:

 развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; формирование метапредметных компетенций.

3)воспитательные: 

воспитывать интерес к публицистике Д.С. Лихачёва;

воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.

          Организационная структура урока

  1. Актуализация ранее полученных знаний

                                     

«Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст».

                                                                                                           Д.С.Лихачев

-Какие способы хранения прошлого вы знаете? ( Ответы учеников).

Память… Наша память хранит события, связанные и с историей нашего города. 27 января  - День полного снятия блокады Ленинграда.

Д.С. Лихачев – первый почетный гражданин Санкт-Петербурга – в первые годы блокады жил и работал в Ленинграде. Был старшим научным сотрудником Института русской литературы.

На уроках мы часто вспоминаем имя этого замечательного человека. Например, на уроке литературы, читая «Слово о полку Игореве», говорили, что именно Лихачев перевел текст с древнерусского языка.

У писателя есть уникальная, удивительная книга «Письма о добром и прекрасном», обращенная к молодому поколению. Это великое наследие, изучение которого поможет вам хранить духовные традиции русской культуры, служению которым Д.С. Лихачев посвятил свою жизнь.

Перед вами 40 Письмо «О памяти» из этой книги. Прочитайте его.

( На столах опорный материал + текст письма )

- Какие бы вы могли предложить задания по работе с этим текстом? ( Ответы учеников).

II. Введение в тему урока

Сегодня на уроке будем готовиться к сочинению 15.3

( формулировка тезиса, комментарий к тезису и  аргументы).

III. Работа с текстом

- Докажите, что это текст. ( Ответы учеников).

- Определите тему текста. ( Ответы учеников).

- Чем отличается проблема текста от его темы? ( Ответы учеников).

- Определите проблему текста. ( Ответы учеников).

- Как вы понимаете смысл слов «память», «совесть», «беспамятный»? (Пользуются определениями из Толкового словаря). Подберите к каждому слову синонимы. ( Вспоминают определение синонимов).

- Определите тип речи. Докажите. ( Работа с опорным материалом, ответы учеников).

- К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.

( Работа с опорным материалом, ответы учеников).

Рефлексия

IV. Музыкально-поэтическая пауза

Посвящение ленинградцам, пережившим блокаду (Д.Шостакович, А. Ахматова, О. Берггольц)

V. Систематизация знаний

- Пользуясь клише для сочинения 15.3, напишите тезис и комментарий к нему. (Работа учащихся с клише; чтение вслух получившихся работ).

- Пользуясь клише для сочинения 15.3, напишите аргумент 1. (Работа учащихся с клише; чтение вслух получившихся работ).

Рефлексия

VI. Закрепление полученных знаний

Выполнение тестовых заданий

Проверка ответов

Рефлексия

VII Домашнее задание (разного уровня):

- сочинение – рассуждение « Что такое память?»;

- восстановить текст, распределяя фрагменты по структурным частям сочинения – рассуждения;

- исправить ошибки в тексте.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приложение ( опорный материал на партах)

Текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. Предложения в тексте объединяются общей темой. Текст может делиться на части, в каждой из которых возникает микротема.

Тема - то, о чём (или о ком) говорится.

Проблема – вопрос, над которым рассуждает автор.

В  «Толковом словаре»  С.И. Ожегова:

ПАМЯТЬ, -и, ж. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. 

БЕСПАМЯТНЫЙ, -ая, -ое;-тен, -тна (разг.). То же, что забывчивый. забывающий, рассеянный.

Синонимы -  слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому           языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Вывод (по тезису).
 

Особенности публицистического стиля:

- выдвигается важная общественная проблема,

- анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,

- делаются обобщения и выводы,

- материал располагается в строгой логической последовательности,

- для публицистического стиля речи характерно широкое использование лексики,     обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.,

- поднимается важная нравственная проблема.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку 

1 абзац (Тезис).

На мой взгляд, … - это...

По моему мнению, … - это... 

Мне кажется, … - это... 

Я думаю, что … - это...  
Что такое… ?  Я считаю, что... 

2 абзац (Аргумент 1). 

Обратимся к тексту….

Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

Автору (писателю, ученому, лингвисту...) этого текста было важно показать, что…

Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

 

3 абзац (Аргумент 2). 

Кроме того, хотелось бы привести пример из жизни…

Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…

Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…

Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…

 

4 абзац (Вывод). 

В заключение хочется сказать, что… (высказываем свою точку зрения).

Итак, можно увидеть, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

Можно сделать вывод о том, что…

Из вышесказанного следует…

Выполнение тестовых заданий по тексту (по типу ОГЭ).

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Память является нашим богатством.
  2. Память не связывает настоящее и прошедшее.
  3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
  4. Память противостоит уничтожающей силе времени.

2. Замените слово «уничтожающей» из предложения (4) нейтральным синонимом:

_________________________

3. Замените словосочетание в предложении (12) «памяти народной»построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:____________________________

4. Аргументы содержатся в тексте, который относится к типу речи:

1.Описание     

2. Повествование  

3. Рассуждение      

   

  1. Вопрос, над которым рассуждает автор:

1. Проблема

2. Тема

  1. Синонимы – это слова:

1. противоположные по значению;

2. одинаковые по написанию;

3. близкие по значению;

  1. Синоним к слову «беспамятный»:

1. ответственный

2. неблагодарный

3. несамостоятельный

Текст 1 «О памяти» Д.С. Лихачёв (40 письмо из книги «Письма о добром и прекрасном»)

    (1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4)  Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благ..даря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы пр..дугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
   (6)Память – пр...одоление времени, пр..одоление смерти. (7) В этом величайшее нравственное значение памяти. (8)«Бе..памятный» – это, прежде всего, человек (не)благодарный, безответстве(н,нн)ый, а следовательно, и неспособный на добрые, бе..корыстные поступки.  (9) Совесть – это в основном память, к которой пр..соединяется моральная оценка совершенного. (10)Но если совершенное (не)сохраняется в памяти, то (не)может быть и оценки. (11)Без памяти нет совести.

   (12)Вот почему так важно воспитыват..ся в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Личная память человека формирует его совесть, его совес..ливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям.   (14)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (15)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (16) Память – наше богатство.

 

Домашнее задание

 Исправьте ошибки в тексте.

     По моему мнению память  это четкое представление о чём-либо случившемся в прошлом, возможно, увиденном или услышаном. Определенные моменты в жизни вызвавшие сильные эмоции откладываются в памяти надолго.

      В рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» главный герой со своим товарищем решили посетить деревню «Сухиничи» с целью собрать грибов ,в недалеко располагающемся, лесу. Когда приятели бродили по вытоптаной лесной траве главный герой ненароком напоролся на колючию проволоку. Моток проволоки напомнил герою что в этом месте происходили военные события Великой Отечественной войны, он вспомнил отважный поступок советских солдат который они совершили в тот период. Этот подвиг герой запомнил на всю жизнь.

       Приведу пример памяти из собственного жизненного опыта. В моей комнате, прямо на прикроватной тумбочке находится рамка с совместной фотографией меня и моего брата. Она была сделана в детстве, еще до того момента, как брат переехал в другой город. Это фото хранит память прежнего времени когда мы были еще детьми когда мы безаботно забавлялись играми на заднем дворе дома когда мы пережидали грозу за окном сидя вместе под одним одеялом. Эта фотография бесцена.

      В итоге, я делаю вывод, что память  это драгоценность, которую человек сохраняет на весь период своей жизни. 

Восстановите текст, распределяя фрагменты  по структурным частям  сочинения-рассуждения:     

        Эту самую связь прошлого, настоящего и будущего отразил в своем произведении «Студент» Антон Павлович Чехов. Рассказывая случайным встречным евангельский эпизод об отречении Петра от Иисуса, студент духовной семинарии видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. 

     

       Что есть для нас память? Так ли важно помнить события, которые произошли в прошлом и, возможно, никогда не повторятся снова? Чего бы мы достигли без опыта предыдущих поколений? Над этими и другими вопросами предлагает нам задуматься Дмитрий Лихачев. 
       

               

          Для меня самой фольклор, исторические, культурные памятники являются не просто артефактами ушедших столетий. Это своеобразные «проводники» в мир прошлого, в жизнь моих предков. Уважаю и ценю тех людей, которые, несмотря на современные жизненные ценности и приоритеты, умеют видеть и стараются сохранить то прекрасное, что досталось нам от прошлых поколений. 
 

          Наверняка, каждый из нас не раз слышал выражение «Запоминается только хорошее». И ведь, действительно, это так. Намного ярче и светлее кажутся нам радостные, счастливые воспоминания, в то время как неприятные моменты почему-то остаются позади. Наше сознание устроено так, чтобы отсеивать ненужную, «плохую» информацию и «накапливать добрый опыт, образовывать традиции, создавать семейные навыки, общественные институты…». Может быть, действительно, в наших генах заложена память целого народа, исторических предков? Тогда с уверенностью можно сказать, что опыт прошлых поколений служит фундаментом для построения полноценного и счастливого будущего. 
    


    

        «Память – это преодоление времени, преодоление смерти» Это выше земных забот и материальных благ. Память вечна, оттого она и находится в каждом из нас, переходя из поколения в поколение. Пока живы воспоминания, живо и человечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...