ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной учебной дисциплине Русский язык 43.01.09 «Повар, кондитер» 19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий»
материал по русскому языку

Дамбиева Наталья Ивановна

Фонды оценочных средств (ФОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_povara.doc826 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

«УТВЕЖДАЮ»

______________/               /

председатель ЦК _______

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по общеобразовательной учебной дисциплине

Русский язык

43.01.09 «Повар, кондитер»

19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий»

Составитель: Наталья Ивановна Дамбиева

преподаватель русского языка и литературы

Улан-Удэ, 2019

Паспорт фонда оценочных средств 

по общеобразовательной учебной дисциплине

43.01.09 «Повар, кондитер»

19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий»

Результаты обучения (освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)1

 ОК

Наименование

темы2

Уровень освоения

темы

Наименование контрольно-оценочного средства

Текущий контроль3

Промежуточная аттестация4

1

2

3

4

5

6

ЛК1,2

МК1,2

ПК1,5

ОК1

ОК5

Язык как средство общения. Русский язык в современном мире.

2

входящий контроль

ЛК1,2,6

МК2,4,6

ПК5,67

ОК6

ОК10

Язык и речь. Анализ основных стилевых разновидностей письменной  и устной речи. Функциональные стили речи

2

практическая работа

ЛК1,2,4,6

МК3,6

ПК2,4,7,8

ОК11

Лексика и фразеология

2

Диктант

ЛК1,4,7

МК1,3,4,5 ПК2,4,8

ОК11

Фонетика, орфоэпия и орфография

2,3

практическая работа.

Диктант

ЛК2,3,9

МК3,4

ПК2,3,,

ОК3

Морфемика и  словообразование

2, 3

практическая работа.

Диктант

ЛК2,3,9

МК3,4

ПК2,3,,

ОК10

Синтаксис и пунктуация

2, 3

Практическая работа

Диктант

ЛК2,3,6,9 МК1,2,3,5 ПК2,5,6,7

ОК10

Итоговый диктант по разделам № 1-№8

3

Экзамен

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: личностных:

ЛК 1. Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

ЛК 2.  Понимание        роли родного языка как основы успешной социализации личности;

ЛК 3. Сознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

ЛК 4. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛК 5. Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ЛК 6. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ЛК 7. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

МП 1. Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

МП 2. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

МП 3. Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

МП 4. Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

МП 5. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МП 6. Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

 П.1.  Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

П.2.  Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

П.3.  Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

П.4.  Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

П.5.  Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

П.6. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

П.7. Формированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

П.8. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

П. 9. Владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

П.10. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Входная контрольная работа

Вариант 1

Часть 1

A1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1)

язык

2)

маячить

3)

объём

4)

меньше

A2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)

нАверх

2)

клялАсь

3)

отрОчество

4)

сОзыв

A3

В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1)

Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2)

Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3)

Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4)

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.  

A4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)

пара туфель

2)

несколько полотенец

3)

опытные доктора

4)

около пятиста километров

A5

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1)

Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2)

двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.

3)

этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4)

дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

A6

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)

Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

2)

Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3)

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

4)

Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

A7

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)

Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

2)

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3)

Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4)

Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А8

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1)

Прежде всего,

2)

Однако

3)

Кроме того,

4)

Иными словами,

А9

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1)

информация для обработки

2)

информация должна

3)

информация должна быть преобразована

4)

информация преобразована

A10

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1)

сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

2)

сложносочинённое

3)

сложное бессоюзное

4)

сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

A11

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

1)

действительное причастие

2)

страдательное причастие

3)

краткое прилагательное

4)

деепричастие совершенного вида

A12

Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1)

воспроизводится в определённой последовательности

2)

постоянно повторяется

3)

записывается в виде текста

4)

переводится из одной системы знаков в другую

A13

В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

1)

шкафчик

2)

мячик

3)

пончик

4)

огурчик

A14

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

1)

1, 2

2)

2

3)

2, 3

4)

1, 3

A15

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)

напом..нание, небесп..лезно, хар..ктеризовать

2)

экз..меновать, асф..льтированный, похв..ла

3)

разр..слась, орб..тальный, пол..мист

4)

конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист

A16

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)

пре..почтение, о..бросить, на..строчный

2)

бе..болезненно, бе..фокусный, в..бодрить

3)

пр..сечь, непр..хотливо, пр..суждение

4)

дез..нтеграция, мед..нститут, по..скать

A17

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)

усво..шь, независ..мый

2)

брос..шь, увид..нный

3)

встрет..шь, измер..нный

4)

постав..шь, промасл..нный

A18

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?         

А.

налаж..вать

Б.

сбивч..вый

В.

откле..ваться

Г.

стержн..вой

1)

А, Б, Г

2)

А, Б, В

3)

В, Г

4)

А, В, Г

A19

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.

1)

1, 2

2)

2

3)

2, 3

4)

3, 4

A20

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2)

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

3)

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

4)

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

A21

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

1)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1)

1

2)

2, 4

3)

1, 3

4)

1, 4

A23

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.

1)

1, 2, 3, 4, 5

2)

1, 2

3)

3, 4, 5

4)

1, 3

A24

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1)

ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.

2)

Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3)

В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

4)

Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

A25

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1)

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

A26

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1)

1, 2

2)

2

3)

3

4)

2, 4

A27

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1)

1, 2, 3, 4

2)

2, 3

3)

2, 4

4)

1, 3, 4

А28

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4)

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Прочитайте текст и выполните задания A29-A31; B1-B8;

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

A29

В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)

22

2)

2

3)

24

4)

4

A30

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 21?

1)

рассуждение

2)

рассуждение и описание

3)

повествование и рассуждение

4)

повествование и описание

A31

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1)

5

2)

7

3)

17

4)

4

Часть 2

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

В1

Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2

Из предложений 8 – 9 выпишите наречие.

В3

Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 7 – 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5

Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.

В7

Среди предложений 13 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответы.

В8

«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора.

___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Вариант 2

Часть 1

A1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1)

язык

2)

маячить

3)

объём

4)

меньше

A2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)

нАверх

2)

клялАсь

3)

отрОчество

4)

сОзыв

A3

В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1)

Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2)

Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3)

Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4)

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.  

A4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)

пара туфель

2)

несколько полотенец

3)

опытные доктора

4)

около пятиста километров

A5

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1)

Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2)

двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.

3)

этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4)

дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

A6

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)

Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

2)

Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3)

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

4)

Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2)Вся другая информация – как звуки, так и изображения – для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)…

A7

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

 

1)

Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

2)

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3)

Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4)

Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А8

Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1)

Прежде всего, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

2)

Однако компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

3)

Кроме того, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

4)

Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

А9

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1)

информация – звуки, изображения

2)

информация должна

3)

информация должна быть преобразована

4)

информация преобразована

A10

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)

простое

2)

сложносочинённое

3)

сложное бессоюзное

4)

сложноподчинённое

A11

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

1)

действительное причастие

2)

страдательное причастие

3)

прилагательное

4)

деепричастие

A12

Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1)

воспроизводится в определённой последовательности

2)

постоянно повторяется

3)

записывается в виде текста

4)

преобразуется с помощью определённых условных обозначений

A13

В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»?

1)

шкафчик

2)

мячик

3)

пончик

4)

огурчик

A14

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

1)

1, 2

2)

2

3)

2, 3

4)

1, 3

A15

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)

напом..нание, небесп..лезно, хар..ктеризовать

2)

экз..меновать, асф..льтированный, похв..ла

3)

разр..слась, орб..тальный, пол..мист

4)

конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист

A16

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)

пре..почтение, о..бросить, на..строчный

2)

бе..болезненно, бе..фокусный, в..бодрить

3)

пр..сечь, непр..хотливо, пр..суждение

4)

дез..нтеграция, мед..нститут, по..скать

 

A17

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)

усво..шь, независ..мый

2)

брос..шь, увид..нный

3)

встрет..шь, измер..нный

4)

постав..шь, промасл..нный

A18

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?         

А.

налаж..вать

Б.

сбивч..вый

В.

откле..ваться

Г.

стержн..вой

1)

А, Б, Г

2)

А, Б, В

3)

В, Г

4)

А, В, Г

 

A19

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.

1)

1, 2

2)

2

3)

2, 3

4)

3, 4

A20

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2)

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

3)

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

4)

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

A21

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

1)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1)

1

2)

2, 4

3)

1, 3

4)

1, 4

A23

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.

1)

1, 2, 3, 4, 5

2)

1, 2

3)

3, 4, 5

4)

1, 3

A24

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)

ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.

2)

Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3)

В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

4)

Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

A25

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1)

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4)

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

A26

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1)

1, 2

2)

2

3)

3

4)

2, 4

A27

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1)

1, 2, 3, 4

2)

2, 3

3)

2, 4

4)

1, 3, 4

А28

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4)

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

 

Прочитайте текст и выполните задания A29-A31; B1-B8

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

A29

В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)

22

2)

2

3)

24

4)

4

A30

Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1)

описание

2)

рассуждение и описание

3)

повествование и рассуждение

4)

повествование и описание

A31

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1)

5

2)

7

3)

17

4)

4

Часть 2

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

В1

Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2

Из предложений 8 – 9 выпишите наречие.

В3

Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 5 – 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5

Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.

В7

Среди предложений 4 – 11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответы.

В8

«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора.

___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи. Анализ основных стилевых разновидностей письменной  и устной речи.

Учебная цель:совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях

Учебные задачи:

1. Научиться различать тексты разных функциональных стилей.

2. Уметь анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-различать тексты по их принадлежности к стилям;

-анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

знать:

- наиболее важные признаки каждого из стилей речи;

- основные жанры функциональных стилей речи.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Дайте понятие стиля речи. Назовитехарактерные признаки каждого из стилей.

2. Расскажите об особенностях лексики научного стиля. Раскройте понятие термина. В чем особенности синтаксиса этого стиля.

3. Расскажите о лексических, морфологических и синтаксических особенностях публицистического стиля речи.

4. В чем отличие официально-делового стиля от других стилей речи?

5.Что такое язык художественной литературы? Какие изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы вы знаете? Назовите основные тропы и стилистические фигуры.

Задания для практического занятия

Задание 1

Узнайте стили по их характеристикам:

1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2.

Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.

2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3.

К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

книжный

разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание 4.

Отметьте черты официально-делового стиля в данном фрагменте.

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Щепиловка и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Образована специальная комиссия из представителей районной администрации, медицинских, страховых и других организаций для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

Задание 5.

Напишите заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск.

Задание 6.

Определите тип приведенных ниже деловых бумаг (извещение, подтверждение, напоминание, просьба, ответ, сопроводительное письмо).

1. На Ваш запрос сообщаем, что все компоненты автобусных воздушных кондиционеров и транспортных морозильных устройств имеют подтверждение стандарту ISO 9001.

2. Просим Вас сообщить, когда и на каких условиях Вы можете поставить нам 200 комбайнов марки В-45.

3. С сожалением сообщаем, что кадровая ситуация в нашем университете не позволяет положительно откликнуться на ваше предложение.

4.  В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО “Кольмекс” осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КЦП), производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г.Ростове н/Д партиями по 10-15 т автомобильным транспортом.

5. Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326. от 15.03.2000.

6. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.03.99 Вы должны завершить разработку проекта до 16.11.99. Просим Вас сообщить состояние работы.

7. Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров. Получение просим подтвердить.

Задание 7.

Тестовые задания

1. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов- ферментов. А все ферменты являются белками.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

2. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго, не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою - и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

3. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт. Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

4. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить.Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу.

"Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала.Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать...

Видно было, что все ей советуют ехать.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

"Я вырастал в глухое время..." - это сказано обо мне и моем поколении. Мне - тридцать три. Разберем, как говорят аппаратчики, по позициям. Десяток лет спишем на период розовощекой детской невинности. Три года совпали с перестройкой. Двадцать - точнехонько укладываются в эпоху застоя. К ним, этим двум десятилетиям,очень подходит строчка из Писания - "Суета и томление духа". Томление духа. Было оно, было - томление духа... Была бы одна только суета - и говорить что-либо нынче посовестился бы!

Очевидно, нельзя зачеркивать целые поколения только лишь потому, что жили они в кровавые, несправедливые или выморочные годы. Человека можно обречь на бесмысленную суету, но заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бесмысленной, к счастью, невозможно.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научном

6. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

7. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Функциональные стили как системы речевых средств отличаются прежде всего тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и, наоборот, специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

8. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

- Марина Федоровна, мы были бы так рады видеть вас в качестве почетной гостьи на финале конкурса "Мисс Россия 1997".

- Ох, нет. Смогу приехать только весной, когда тепло. Зимой болею. Боюсь русских морозов. От них у меня делаются бронхиты и Бог знает что.

- Марина Федоровна, расскажите, пожалуйста, как вы стали "Мисс Россия".

- Я не думала идти ни на какие конкурсы. Мне и в голову не приходило считать себя красавицей. Меня увидели (организаторы конкурса - Ред.) на одном вечере. Я, наверное, была очень хорошенькая в длинном до пола бархатном платье, загримированная. Это было на сцене. Они потом подошли к маме. Я не хотела. Но потом решилась и пошла на конкурс.

- Как вы тогда выглядели?

- Я была толстенькая довольно-таки, с круглым лицом. Волосы светлые, это называется "русые". Папа всегда пел, когда я входила: "Вот взошла луна златая".

- Марина Федоровна, в свой последний приезд вы оставили в дирекции конкурса "Мисс Россия" свою фотографию тех лет с трогательной надписью. Но она черно-белая - непонятно, какого цвета глаза у вас.

- Как у папы. Совершенно голубые. Как ледники.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научном

9. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Работнику устанавливается 5-дневная 40- часовая рабочая неделя. Перевод на неполный рабочий день производится по дополнительной взаимной договоренности.

Работник выполняет свои обязанности по трудовому договору посменно, с продолжительностью смены 8 часов. Последовательность работы в смену попеременная (утро-вечер) и определяется месячным графиком, объявленным работнику не позднее, чем за три рабочих дня до начала нового месяца.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научном

10. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Реклама работает на подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее влияние и глубже и сильнее, чем мы думаем, потешаясь над каким-нибудь слабоумным персонажем вроде пропагандиста бытовой техники. Кого и в чем может убедить этот шут гороховый? Оказалось - нас. Но не в том, что его товары дешевле и лучше, а совсем в другом - в преимуществе нового образа жизни.

От рекламы не требуется реализма. Задавая высокие нравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Задача рекламы состоит в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с героем "коммершелз". Тогда он купит сковородку не для того, чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экранной жизни.

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научном

Инструкция по выполнению практической работы

1. Повторите теоретический материал по теме, используя учебник

2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.

3. Выполните задания 1-7.

6. Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

Раздел 3. Лексика и фразеология

Диктант

Природа осенью

Среднерусский край во власти осени. Волна холода спадает, и опять водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки. Оживились скворцы, их бодрит тепло. По жнивью важно гуляют грачи, держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлету. В лесу осинка закраснела, скоро лист начнет осыпаться. Стволы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились.

Лес точно терем расписной. Особенно рады теплу и полны прелести дубы. Старые дубы роняют желуди. Ровно ложатся плоды под деревом. Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрывает дали. И без ветра слетают вялые листья. Природа притихает. 

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор предложения.
  2. Выписать из текста 2-3 слова в переносном значении.
  3. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вар. : расписной, слетают;

2 вар. : припекает, спокойном.

4. Записать фразеологизмы со словом

     1 вар. – руки; 2 вар. – нос.

Раздел 4. Контрольная работа по теме «Фонетика, орфоэпия и орфография»

1вариант.

1. Спишите слова, поставьте в них ударения:

Закупорить, плесневеть, курящий, договорные (цены), каталог, красивее, недуг, умерший, восприняв, начав, памятуя, отняв, зевота, некролог, посыпать, прогневить, ханжество.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции:

бульон, расчёска, антенна, занимается, чудесного, обжечься, в селе.

3. Произведите фонетический разбор слов.

Объясниться, девчонка, вновь.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Всё, что человек способен пр…дставить в воображении, другие см..ют пр..творить в жизнь. Пр..чину и пластырь можно пр..клеить где угодно. Ум берёт один барьер за другим, глупость вообще не знает пр..град. Сущ..ствовать – значит быть в..спр..нимаемым. Мир устроен так, что люди славят мёртвых св..тых и пр..следуют живых. Очень многие заблуждения обусловлены п..требностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. Зрелость – не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог.

5. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[ кагда чилавэка бранат эта абычна азначайит што он абаладайит йасна выражэнным характиром]

[чэлавэк бэс принцыпаф и бис воли пахош на карабль у каторава нэт рула и компса: он минайит сфайо направленийэ с каждай пэримэнай вэтра].

2 вариант.

1. Спишите слова, поставьте в них ударения:

Неврология, отчасти, партер, приобретение, обеспечение, балуешь, позвонить, жалюзи, столяр, атлас ( ткань), опрометчиво, метеоролог, нарост, обаяние, озимый, парадокс, ожесточиться, пуловер, сковорода.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции:

компаньон, расчёт, в шинели, открывается, широкого, испечься.

3. Произведите фонетический разбор слов.

Разъехаться, скворчонок, вплавь.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Сомнение – камень пр..ткновения на пути к пр..движению. Счастье не в деньгах, а в том, как их пр..умножить. Большое пр..пятствие для счастья – это ож..дание слишком большого счастья. Зависть обвиняет и судит без доказательств, пр..умножает н..достатки, даёт малейшим ошибкам громкие названия; язык её н..полнен желчи, пр..ув..личения и несправедливости. В старости нач..наешь пр..давать значение не столько тв..рчеству, сколько жизни. Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью вр..менных успехов. Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..харктерного человека.

5. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[ кагда чилавэка бранат эта абычна азначайит што он абаладайит йасна выражэнным характиром]

[чэлавэк бэс принцыпаф и бис воли пахош на карабль у каторава нэт рула и компса: он минайит сфайо направленийэ с каждай пэримэнай вэтра].

Раздел 5. Морфемика, словообразование и орфография

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (105 )

Грамматические задания

1) Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

2) Выписать из текста:

I вариант

II вариант

Любое слово с орфограммой «Чередование гласных в корне». Объяснить написание.

Любое слово с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Подберите проверочное слово.

3) Выполните морфемный разбор слов:

I вариант

II вариант

Пр..дорожных, подберёзовики

Дорожкой, пр..брежные

Грамматические задания

1) Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

2) Выписать из текста:

I вариант

II вариант

Любое слово с орфограммой «Чередование гласных в корне». Объяснить написание.

Любое слово с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Подберите проверочное слово.

3) Выполните морфемный разбор слов:

I вариант

II вариант

Пр..дорожных, подберёзовики

Дорожкой, пр..брежные

Грамматические задания

1) Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

2) Выписать из текста:

I вариант

II вариант

Любое слово с орфограммой «Чередование гласных в корне». Объяснить написание.

Любое слово с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Подберите проверочное слово.

3) Выполните морфемный разбор слов:

I вариант

II вариант

Пр..дорожных, подберёзовики

Дорожкой, пр..брежные

Раздел 6. Морфология

Контрольный диктант

Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдалённый гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска, вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполнявшего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошёлся великан-пахарь и тронул её своим громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд и лёд. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами и с публикой куда-то уходит. Тяжёлый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упёршись о бык, долго не пускает мост бежать от неё, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдерживая своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается тёмная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. К вечеру река уже почти совсем чиста ото льда.

(214 слов)

(А.П.Чехов. На реке)

Раздел 7. Служебные части речи

Контрольный диктант

Тих и ласков летом бе(с, з)м..тежный (не)яркий вечер. Н.. ут..мительного зноя н.. духоты в спокойном (по)летнему воздухе. Ещё (не)спустились на землю сумерки а в небе уже одна за другой (не)заметно по..вляют(?)ся бледные звёзды ещё (не)успевшие разг..реться (в)течени.. этого (не)долгого вечера. Пр..см..ревший ветерок (из)редк.. прошумит над землёй пове..т в лицо (не)ожида(н, нн)ой пр..хладой. Тогда подн..мается (не)ясный ш..пот в потр..вож..(н, нн)ой листве деревьев. О чем(то) (не)ведомом зашепч..т они между собой (не)обр..щая (н..)какого вн..мания на одинокого путника.

На что (н..) кин..шь взор на чем (н..) ост..новиш(?) его всё радос(?)но встречает вечерн.. прохладу. Сум..рки ст..новят(?)ся гуще заметнее. На темном небе (не)пр..рывно в..пых..вают всё новые яркие звёзды. Далекие и (не)понятные, тихо застыли они в необ..ятной выси и, кажется, с (не)доумением смотрят на (не)угомо(н, нн)ую жизнь на земле.

Как н.. хорош(?) летний день, а наступление вечера это тоже событие. (Н..)что (н..) нарушает его сп..койствия. (Н..)льзя (н..)залюбоваться прелестной картиной природы.

Раздел 8. Синтаксис и пунктуация

Тест

  1.  Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):

а) нет однородных членов;

б) два однородных члена;

в) три однородных члена;

г) четыре однородных члена;

д) пять однородных членов

  1. Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
  2. Четыре года ты ее не видел четыре года писем не писал.
  3. Помню я вечер весенний розовый блеск облаков запах душистой сирени светлые окна прудов.
  4. Весна посылает вести радостно ясно ново.
  5. Солнце блестело и на только что распустившейся листве и на молодой траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки.
  6. Яркий майский день заиграл всеми своими голубыми красками.
  7. Еще у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие.
  8. Росло во мне желание жить водить большие корабли любить знакомиться дружить.
  9. Незаметно зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
  10. Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.

  1. Укажите, нужна ли запятая перед союзом да :

а) нужна;

б) не нужна

  1. Сын раскрыл было рот да пошатнулся на ногах, позеленел в лице и вышел вон.
  2. А жизнь сурова, она идет себе да идет по своим законам.
  3. В настоящую лесную глушь забираются только белки да пестрый дятел.
  4. Я давно хотел об этом рассказать да был чем-то огорчен.
  5. А потом позвонил медведь да как начал, как начал реветь.
  1. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединенными союзом (союзами):

а) одну запятую;

б) две запятых;

в) три запятых;

г) не нужны запятые

  1. Шли лесными тропинками и лесным бездорожьем забредали на хутора и в маленькие деревушки.
  2. Глубоко-глубоко отражались в пруде и берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
  3. Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
  4. Дом был весь окружен этими видами этим воздухом да полями.
  5. Небо на востоке посветлело и отливало зеленью.
  6. В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.
  7. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

  1. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:

а) запятая;

б) двоеточие;

в) тире;

г) все знаки стоят верно

  1. Зимой и летом, днем и ночью, в шторм и в непогоду выходят в море корабли.
  2. Все вокруг: и лесные дали, и небо, и широкая гладь канала посветлело.
  3. Лиственные деревья: осина, ольха, береза – еще голы.
  4. Все вижу стволы, прошлогодние листья, сухие стебли трав.
  5. В поздний час все домашние в сборе братья, сестры, отец и мать.
  6. И леса твои, и поля твои все забрал бы с собой.
  7. Ужинали все вместе и оба лесничих, и кучер, и женщины.
  8. Все вокруг: подсолнухи акации и сухая трава – были покрыты пылью.
  9. Был там липовый парк и леса, и вековое безмятежное спокойствие.
  10. Вся мебель: диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Повторите необходимые теоретические сведения для выполнения практической работы.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

Тестовые задания

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Работа выполняется в рабочей тетради.
  2. При помощи таблицы распределите ответы по заданиям по образцу.

Экзаменационная контрольная работа

Итоговый контрольный диктант

На всей громадной площади своего распространения состав биоценозов лесов умеренных широт чрезвычайно изменчив. Даже внешний вид растительных сообществ может очень сильно меняться, хотя здесь всё разнообразие уже значительно легче свести к нескольким основным группам. Например, выделяют вечнозелёные и листопадные, хвойные и лиственные леса. Среди хвойных различают тёмнохвойные и светлохвойные, среди лиственных – широколиственные и мелколиственные. Сочетание указанных признаков позволяет перечислить ещё больший набор сообществ, например, светлохвойные листопадные леса из лиственниц, тёмнохвойные вечнозелёные (леса из ели, пихты, некоторых видов сосен), светлохвойные вечнозелёные (леса из многих видов сосен), лиственные листопадные… Не все возможные сочетания реализуются в природе (причина этого до конца не ясна). Например, нет тёмнохвойных листопадных. Можно подумать, что среди лесов умеренных широт нет широколиственных вечнозелёных. Действительно, таких лесов нет в северном полушарии, однако некоторые сообщества из вечнозелёных видов южного бука в Чили и Аргентине доходят до границ леса на крайнем юге.

Самым характерным признаком лесов умеренных широт, в отличие от лесов субтропических и эваториальных, следует признать зимнюю паузу в годовом ритме, вызванную холодами. При этом летом, в тёплый период, здесь достаточно и тепла, и влаги для роста и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств для проведения мониторинга по русскому языку в 7 коррекционном классе

КИМы к рабочим программам «Письмо и развитие речи» для обучающихся в 7коррекционном классе 8 вида спецшколы №1...

Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплинеОУД.02 Иностранный язык (английский язык) специальности: 43.02.03 Стилистика и искусство визажа43.02.12 Технология эстетических услуг43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплинеОУД.02 Иностранный язык (английский язык) специальности: 43.02.03 Стилистика и искусство визажа43.02.12 Технология эстетических услуг43.02.13 ...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной учебной дисциплине Литература 43.02.10 «Туризм» 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» 43.02.14 «Гостиничный дело»

Фонды оценочных средств (ФОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОДБ.02 Литература...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 43.01.09 «Повар, кондитер», 2017

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе:ФГОС СОО по дисциплине «Русский язык», утвержденный приказом Министерства образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий», 2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:    1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной учебной дисциплин «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля  и оценки образовательных достижений студентов, осваивающих  программу учебной дисциплины «Физическая культура».ФОС включае...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по специальности "Коммерция"...