Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учебная дисциплина: «Русский язык»
методическая разработка по русскому языку

Дамбиева Наталья Ивановна

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специальностям и по профессиям:

 

43.02.10 «Туризм»

19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

42.03.11 «Гостиничный сервис»

43.01.09 «Повар, кондитер»

19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruuuu.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Методические рекомендации

по организации

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

учебная дисциплина:

«Русский язык»

Улан-Удэ

2019

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специальностям и по профессиям:

43.02.10 «Туризм»

19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

42.03.11 «Гостиничный сервис»

43.01.09 «Повар, кондитер»

19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий»

Разработчик: ________ Дамбиева Н.И.  преподаватель русского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

1.

Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык»

12

2.

Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

27

3.

Критерии оценивания

42

4.

Список использованных источников

46

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа выполняет важную роль в технологии обучения. В программе по дисциплине «Русский язык» на внеаудиторную самостоятельную работу выделяется 39 часов.

К современному специалисту общество предъявляет высокие требования, среди которых особое значение имеет наличие у выпускников умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание исследовательских и курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Цель методических рекомендаций - оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».

Цели выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:

  • обеспечение профессиональной подготовки обучающихся;
  • формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС;
  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по учебной дисциплине;
  • формирование умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
  • формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Задачи самостоятельной работы обучающихся:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык»;
  • овладение практическими навыками работы с литературой;
  • овладение практическими навыками применения полученных знаний по русскому языку в профессиональной деятельности.

Самостоятельная деятельность определяется содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности обучающихся.

Выделяют следующие виды самостоятельной работы:

для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками;

- ознакомление с нормативными документами;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы; - аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);

- составление аннотированного каталога литературы по теме / проблеме; - составление терминологического словаря по теме;

- составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;

- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

- анализ современного опыта в профессиональной сфере;

для формирования компетенций:

- выполнение упражнений по образцу;

- выполнение вариативных упражнений;

- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

- подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- ведение рефлексивного дневника и самоанализ изучения курса;

- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;

- проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме.

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общегрупповой) - обучающиеся выполняют одно и то же задание;
  • групповой - для выполнения задания обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
  • парной - задание выполняется в парах;
  • индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание.

Настоящие методические указания позволят обучающимся самостоятельно овладеть знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование перечисленных ниже компетенций:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  • организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество(ОК 2);
  • решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях(ОК 3);
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития(ОК 4);
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности(ОК 5);
  • работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями(ОК 6);
  • ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий(ОК 7);
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации(ОК 8);
  • быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» обучающиеся должны продемонстрировать освоенные компетенции:

личностные:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, поучаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметные:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от учебной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при дискуссиях;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать знания в повседневной жизни для

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса;
  • расширения круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется

по трём направлениям:

  • учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, словосочетания, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя;
  • учитывается способность обучающегося выражать своё отношение к действительности в устной и письменной форме;
  • учитывается уровень развития коммуникативной компетенции обучающего, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку обучающегося по русскому языку, служат:

1) соответствующие виды разбора,

2) письменные работы,

3) изложения с творческим заданием,

4) сочинения разнообразных жанров,

5) рефераты,

6) диктанты,

7) защита творческих работ,

8) тематический контроль,

9) тестирование,

10) просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем,

11) организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе,

12) обсуждение результатов выполненной работы на занятии,

13) проведение устного опроса,

14) организация и проведение индивидуального собеседования,

15) проведение семинаров,

16) защита отчетов о проделанной работе,

17) организация творческих конкурсов,

18) организация конференций,

19) проведение олимпиад и др.

Описание каждой самостоятельной работы содержит название темы, цели работы, задание, алгоритм выполнения, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий.

Критерии оценки за самостоятельную работу

1.Уровень усвоения обучающимися учебного материала.

2.Умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий.

3.Сформированность общеучебных компетенций.

4.Обоснованность, чёткость, глубина изложения ответа.

5.Оформление материалов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

6.Осознанное использование полученных знаний по предмету в профессиональной деятельности.

7. Умение аргументированно формулировать собственную позицию, оценку того или иного явления.

Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, выполнены требования к оформлению отчета и срокам его сдачи.

Незачет ставится, если обучающийся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания варианта), не раскрыл основное содержание вопросов, допустил грубые ошибки в выполнении задания, выполнил работу несамостоятельно.

Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык»

Раздел программы, тема

Вид самостоятельной работы

Кол- во часов

Цели и задачи

Формы и методы работы

Формы контроля

Конечный результат

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

1

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности

Выполнение тестовых заданий

3

Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса

Индивидуально, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать основные требования к речи; - проводить стилистический анализ текста; знать:

- функциональные стили речи;

- основные признаки каждого стиля речи

2

Тема 1.3.

Текст как произведение речи

Конспектирование. Выписать из учебника «Физика» текст объёмом 350 слов; определить его тему, структуру, стилистическую принадлежность, составить план, выписать ключевые слова; найти 10 примеров на правило «Правописание безударных гласных в корне слова». Подготовить сообщение на основе проделанной работы, выступить с анализом текста на уроке. Выполнение тестовых заданий

3

Развитие устной речи обучающихся на материале текста, связанного с профессией. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса

Фронтально, методы работы: конспектирование статьи, составление плана сообщения, тезисов. Индивидуально, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Выступление на уроке

Обучающиеся должны уметь:

- выделять тему и основную мысль текста;

-осуществлять информационную переработку текста;

- выделять средства и виды связи предложений в тексте;

- выделять абзацы в тексте;

знать:

- признаки и структуру текста;

- средства и виды связи предложений в тексте;

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

3

Тема 2.2

Орфоэпические нормы.

Подготовить сообщение по теме «Культура речи. Нормы русского языка»

3

Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться орфоэпическим словарём

- произносить гласные и согласные звуки;

- произносить заимствованные слова;

знать:

- орфоэпические нормы русского языка;

- орфоэпические словари

4

Тема 2.3

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Тема 2.4

Правописание приставок.

Подготовить словарный диктант со словами, в которых есть безударные гласные, звонкие и глухие согласные (50 слов), сделать орфографический анализ слов. Тестовые задания

3

Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь: - пользоваться орфографическим словарём, учебными схемами и таблицами;

- применять в письменной речи правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, приставок

-выполнять тестовые задания; знать:

-правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, приставок ;

Раздел 3. Лексика и фразеология

5

Тема 3.1

Слово в лексической системе языка.

Таблица «Группы слов русского языка», подбор примеров для связного ответа по таблице; анализ структуры 2- -х словарных статей из толкового словаря (3.2). Эссе по теме «Почему я выбрал профессию….?»

4

Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, уметь логично и последовательно высказывать свои мысли по теме

Фронтально, методы работы: составление таблицы, анализ структуры словарных статей, анализ текста, развитие письменной речи

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- определять лексическое и грамматическое значение слова;

- определять прямое и переносное значение слова;

-определять и использовать в речи синонимы, омонимы, антонимы, паронимы;

-писать эссе на заданную тему; знать:

- лексическую систему языка;

-особенности эссе;

6

Тема 3.2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения

Выписать из учебника «Основы информационных технологий» 10 профессиональных терминов, найти в толковом словаре их значение, составить с выписанными словами простые предложения

2

Знать значение профессиональной лексики, связанной с полу- чаемой профессией

Фронтально, методы работы: работа с учебником, словарём, поисковый метод

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- определять лексическое и грамматическое значение слова;

-составлять предложения; знать:

- лексическую систему языка;

-структуру словарной статьи в словаре

7

Тема 3.3

Русская лексика с точки зрения ее употребления.

Выписать из учебника «Основы информационных технологий» 10 профессиональных терминов, найти в толковом словаре их значение, составить с выпи- санными словами простые предложения

2

Знать значение профессиональной лексики, связанной с полу- чаемой профессией

Фронтально, методы работы: работа с учебником, словарём, по- исковый метод

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- определять лексическое и грамматическое значение слова;

-составлять предложения; знать:

- лексическую систему языка;

-структуру словарной статьи в словаре

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

8

Тема 4.1

Понятие морфемы как значимой части слова.

Подготовить карточки с профессиональными терминами (20 слов), выделить в этих словах морфмы

2

Развитие интереса к учебной дисциплине, закрепление и систематизация знаний по теме

Индивидуально и фронтально, метод работы: работа с научной литературой

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- выделять морфемы в слове;

- проводить морфемный разбор слова;

знать:

- особенности морфемы как значимой части слова;

- порядок морфемного разбора слова

9

Тема 4.2

Способы словообразования.

Таблица по теме «Способы словообразования» заполнение её языковым материалом (не менее 7 слов на каждый способ словообразования), взятым из учебника «Основы информационных технологий». Выполнение тестовых заданий

2

Систематизация знаний по теме. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- определять способы словообразования; знать:

- способы словообразования; словообразование знаменательных частей речи;

Раздел 5. Морфология и орфография

10

Тема 5.1

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное

Анализ текста: из учебника «Основы информационных технологий» выписать текст (150 слов), определить его тему, стиль, составить план, выписать 9примеров слов разных частей речи (самостоятельных и служебных), определить их грамматическое значение; выписать примеры, иллюстрирующие правило «Правописание падежных окончаний имён существительных»

1

Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи

Фронтально Индивидуально, методы работы: сравнительно- аналитические наблюдения, работа с книгой,

Выступление на уроке

Обучающиеся должны уметь:

- выделять грамматические признаки слова;

- определять по грамматическим признакам часть речи;

знать: - грамматические признаки слова;

- знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в по строении текста

-грамматические при знаки имени существительного

11

Тема 5.2.

Имя прилагательное

Анализ текста: из учебника «Основы информационных технологий» выписать текст (150 слов), определить его тему, стиль, выписать прилагательные, определить их разряд

1

Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи

Фронтально, методы работы: сравнительно- аналитические наблюдения, работа с книгой

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- выделять грамматические признаки имени прилагательного;

-определять тему, стиль текста; знать:

- грамматические признаки имени прилагательного

12

Тема 5.3

Имя числительное, местоимение.

Выписать их учебника «Основы информационных технологий» текст (350 слов), в котором имеются числительные, местоимения, определить его тему, стиль, подчеркнуть все числительные, сделать морфологический разбор 5 числительных и 5 местоимений

2

Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи

Фронтально, методы работы: сравнительно- аналитические

наблюдения, работа с книгой

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- выделять грамматические признаки имён числительных; местоимений;

- применять правила правописания имён числительных, местоимений в письменной речи; - правильно употреблять формы имён числительных, местоимений в речи;

- проводить морфологический разбор имени числительного, местоимений; знать:

- лексико- грамматические разряды имён числительных;

разряды местоимений;

- правописание имён числительных, местоимений; - порядок морфологического разбора имени числительного, местоимений

13

Тема 5.4

Глагол. Правописание.

Анализ языкового материала: найти примеры написания НЕ с глаголами в учебнике «Основы

информационных технологий» (20 примеров), вы- писать их, сделать морфологический разбор 5 глаголов. Выполнение тестовых заданий

2

Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию письменной речи. Подготовить к экзамену в фор- мате ЕГЭ, закрепить полученные знания по темам курса

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой.

По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- выделять грамматические признаки глагола; - применять правила правописания глаголов в письменной речи;

- правильно употреблять формы глаголов в речи;

- проводить морфологический разбор глагола; знать:

- грамматические при- знаки глагола;

- правописание суффиксов и личных окончаний глагола;

- правописание НЕ с глаголами;

- порядок морфологического разбора глагола

14

Тема 5.5

Причастие как особая форма глагола.

Деепричастие как особая форма глагола.

Анализ текста: выписать из учебника «Основы информационных технологий» текст (150 слов), определить его тему, стиль, сформулировать к нему 5 вопросов, найти причастия, деепричастные обороты, сделать их морфологический разбор; выписать 10 примеров словосочетаний, в состав которых входят причастия, деепричастия и отглагольные прилагательные с –н-/-нн- в суффиксах, объяснить их написание. Выполнить тестовых заданий

2

Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- выделять грамматические признаки причастия; деепричастия

- применять правила правописания причастий и деепричастий в письменной речи;

- правильно употреблять причастия и деепричастия в речи;

- выделять причастный и деепричастный обороты в предложении;

- проводить морфологический разбор причастия, деепричастия; знать:

- грамматические при знаки причастия, деепричастия как особой формы глагола;

- правописание суффиксов и окончаний причастий;

правописание деепричастий

- правописание НЕ с причастиями и деепричастиями; - правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных;

- признаки причастного и деепричастного оборотов;

- порядок морфологического разбора причастия,

деепричастия

15

Тема 5.6

Наречие. Слова категории состояния.

Анализ языкового материала: в учебнике «Основы информационных технологий» найти наречия и слова категории состояния, выписать их в тетрадь в составе словосочетаний (20 словосочетаний). Выполнение тестовых заданий

1

Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- выделять грамматические признаки наречия, СКС;

- применять правила правописания наречий, СКС в письменной речи;

- правильно употреблять наречия, СКС в речи;

- проводить морфологический разбор наречия, СКС;

-выполнять тестовые задания; знать: - грамматические признаки наречия, СКС;

- правописание наречия, СКС;

- порядок морфологического разбора наречия, СКС;

- отличие наречий от слов-омонимов; - особенности слов категории состояния; Группы слов категории состояния и их функции в речи

16

Тема 5.7

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Выполнение тестовых заданий Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» словосочетания, в состав которых входят производные предлоги выделить

в нём все союзы,

сделать их морфологический разбор.

Выполнение тестовых заданий

2

Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию письменной речи. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса

Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны уметь:

- применять правила правописания предлогов, междометий, звукоподражательных слов в письменной речи; - отличать производные предлоги от слов- омонимов; - правильно употреблять предлоги в составе словосочетаний; -правильно употреблять существительные с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.;

- отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов;

- правильно употреблять

союзы в простом и

сложном предложении;

-правильно употреблять союзы как средство связи предложений в тексте;

знать: - грамматические особенности предлога, союза, частицы как части речи; - правописание предлогов, союзов, частиц

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

17

Тема 6.1 Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание.

Анализ языкового

материала: выписать

их учебника «Основы информационных

технологий» текст

(350 слов), пронумеровать каждое предложение в тексте,

выписать номера

предложений в следующей последовательности: 1) простые; 2) ССП; 3)

СПП; 4)БСП

1

Углубить знания обучающихся

по теме занятия, способствовать

развитию устной речи

Индивидуально,

метод работы:

работа с научной литературой

Самоотчёт

Обучающиеся должны

уметь:

- выделять основные

единицы синтаксиса в

речи;

знать:

- основные единицы

синтаксиса

- строение словосочетания;

- виды связи слов в словосочетании;

- нормы построения

словосочетаний;

- порядок синтаксического разбора словосочетания;

- значение словосочетания в построении предложения

18

Тема 6.2

Простое предложение.

Односоставное и неполное предложения

Анализ языкового

материала: выписать

из учебника «Основы информационных

технологий» текст

(350 слов), выделить

грамматические основы в предложениях.

Анализ текста: выписать из учебника

«Основы информационных технологий» текст (350

слов), разобрать по

членам каждое предложение, найти слова с проверяемыми

безударными гласными в корне (10

слов). Выполнить

тестовые задания

1

Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала,

подготовка к экзамену

Фронтально,

метод работы:

работа с научной литературой

Самоотчёт

Обучающиеся должны

уметь:

- выделять грамматическую основу в предложении;

- правильно употреблять

тире между подлежащим и сказуемым;

- выполнять синтаксический разбор простого

предложения;

-проверять безударные

гласные в корне слова;

знать:

- виды предложений по цели высказывания, по интонации;

- прямой и обратный

порядок слов;

- грамматическую основу простого двусоставного предложения;

- особенности второстепенных членов предложения и их роль в построении текста;

- особенности односоставных и неполных

предложений;

-правило проверки безударных гласных в корне

19

Тема 6.3.

Осложнённое простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Тема 6.4

Знаки препинания при словах, не связанных с членами предложения.

Анализ языкового

материала: выписать

из учебника «Основы информационных

технологий» 20

предложений с однородными членами,

составить их схемы.

Выполнение тестовых заданий.

Анализ языкового

материала: выписать

из учебника «Основы информационных

технологий»

20 предложений с

вводными словами,

составить схемы

этих предложений,

объяснить правописание окончаний

прилагательных и

причастий

1

Систематизация знаний по теме.

Подготовка к экзамену

Фронтально,

метод работы:

работа с научной литературой.

По группам,

методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны

знать:

- предложения с однородными членами и

знаки препинания в них;

- предложения с обособленными и уточняющими членами;

- правила постановки

знаков препинания при словах, грамматически

не связанных с членами предложения;

- способы передачи чужой речи;

- правила постановки

знаков препинания при прямой и косвенной речи;

- правила постановки

знаков препинания при диалоге;

уметь:

- выделять осложнённые

предложения в тексте;

- употреблять правила

постановки знаков препинания в осложнённых

предложениях

20

Теме 6.5

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение.

Тема 6.6

Сложноподчинённое предложение.

Тема 6.7.

Бессоюзное сложное предложение.

Тема 6.8

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Анализ языкового

материала: выписать

из учебника «Основы информационных

технологий»

20 ССП, составить

схемы этих предложений, объяснить

правописание окончаний глаголов.

Выполнение тестовых заданий.

Анализ языкового

материала: выписать

из учебника «Основы информационных

технологий»

20 СПП, составить

схемы этих предложений, объяснить

правописание окончаний существительных

1

Углубить знания обучающихся

по теме занятия, способствовать

развитию письменной речи.

Подготовка к экзамену

Фронтально,

метод работы:

работа с научной литературой.

По группам,

методы работы: выполнение тестовых

заданий, работа с текстами

Самоотчёт

Обучающиеся должны

уметь:

- определять типы

сложных предложений;

- применять правила

постановки знаков препинания в сложных

предложениях;

- делать анализ сложного синтаксического целого как компонента

текста;

- типы сложных предложений;

знать:

- особенности сложно-сочинённых, сложно-подчинённых и бессоюзных сложных предложений, и правила

постановки знаков препинания в них;

- особенности сложного

синтаксического целого

как компонента текста

Итого

39

3. АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ.

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращѐнно, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Ориентировочное время на подготовку конспекта – 2 ч.

Роль преподавателя:

• усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;

• консультирование при затруднениях.

Роль студента:

• прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

• установить логическую связь между элементами темы;

• записывать только то, что хорошо уяснил;

• выделять ключевые слова и понятия;

• заменять сложные развѐрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);

• разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям (Приложение 3)

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

4.Список использованных источников.

Основная литература:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык : пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014.
  2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык : учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014
  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.
  4. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
  6. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.
  7. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М., 2014
  8. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. – М., 2014
  9. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014
  10. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. – М.,2014

Дополнительная литература:

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
  4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  6. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекоменлации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014
  7. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  8. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  9. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  10. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  11. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
  12. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
  13. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
  14. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
  15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
  16. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  17. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
  18. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  19. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. www. eor.it.ru/ eor (учебный портал по использованию ЭОР)
  2. www. ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме)
  3. www. russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»)
  4. www. rus. 1septembet.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
  5. www. uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, компьютерные презентации, методические разработки по русскому языку и литературе)
  6. www. Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
  7. www. metodiki.ru (Методики)
  8. www. posobie.ru (Пособия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

Методические указания для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методические указания   по внеаудиторной  самостоятельной работе  для студентов по дисциплине "Русский язык и культура речи" разработаны на основе федерального государственного образова...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ", "ПАРИКМАХЕР"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04.Художник по костюму, 43.01.02.  Парикмахер на базе основного общего образования с  получением средн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями рабочей   программы  « Английский язык»...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Данные методические рекомендации предназначены для студентов СПО 2-4 курсов по специальности "Информационные системы и программирование" по дисциплине "Иностранный язык в профессиональн...