Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык» (базовый уровень) для технологического профиля профессионального образования
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Курицына Ирина Адольфовна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, реализующейся на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования (технологического, естественнонаучного).

Рабочая программа содержит паспорт, включающий характеристику учебной дисциплины, ее место в учебном плане, результаты освоения учебной дисциплины, характеристику основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий, требования к материально-техническому обеспечению программы, список рекомендуемой литературы, включая интернет ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_ppssz_teh._est.nov_._239.docx83.3 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕhttp://www.hmcolleg.ru/images/stories/ikon/vY-Ka10c9JU.jpg

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа

по общеобразовательной учебной дисциплине

ОУД.01 «Русский язык»
(базовый уровень)

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

09.02.07 «Информационные системы и программирование»

   

Ханты-Мансийск, 2019

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК преподавателей

предметов, дисциплин (модулей)

гуманитарного цикла

Протокол № 1 от «31» августа 2019 г.

Председатель                          И.А. Курицына

Организация-разработчик:

Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

Разработчики:

Курицына Ирина Адольфовна        преподаватель

Иванова Наталья Федоровна        преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК» (базовый уровень)        4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК» (базовый уровень)        8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        16

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        18


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК» (базовый уровень)

1.1 Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной  учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, реализующейся на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования (технического, естественнонаучного).

Рабочая программа содержит паспорт, включающий характеристику учебной дисциплины, ее место в учебном плане, результаты освоения учебной дисциплины, характеристику основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий, требования к материально-техническому обеспечению программы, список рекомендуемой литературы, включая интернет ресурсы.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины использованы:

1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ № 413 Минобнауки РФ от 17 мая 2012 г., в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613);

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з);

4. Примерная программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Рег.номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»);

5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 года №06-259 «О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;

6. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года №06-259 «О методических рекомендациях по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям для использования в работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям»;

7. Разъяснения по реализации программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования (Одобрено решением Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от «25» мая 2017 г.);

4. ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1547) 

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОУД.01 «Русский язык (базовый уровень) является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования, относится к  циклу «Среднее общее образование. Базовые дисциплины».

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету "Русский язык" является освоение содержания предмета "Русский язык" и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;

- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;

- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;

- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);

- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения

 - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта

метапредметных:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

предметных:

Как и в основном общем образовании, группа результатов "Выпускник научится" представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов "Выпускник получит возможность научиться" обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения.

В результате изучения учебного предмета "Русский язык" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

- соблюдать культуру публичной речи;

- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

В соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования и требованиями ФГОС среднего профессионального образования реализация дисциплины направлена на развитие метапредметных результатов и общих компетенций:

Метапредметные результаты освоения в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования

Общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

  1. Ведущие педагогические технологии, используемые преподавателем:

Применяются современные технологии личностно-ориентированного развивающего обучения: используются элементы проблемного обучения, разноуровневого  обучения, обучение в малых группах. Эффективно применяются элементы технологий активизации учебной деятельности: графические схемы, задания в тестовой форме, опорные конспекты, технологии критического мышления.

Предусмотрено использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов: демонстрируются видеоуроки,  презентации, тесты.  Используются Интернет-ресурсы: он-лайн словари (www. slovari. ru), интернет-энциклопедия «Языкознание», он-лайн справочная служба (www. gramota. ru), интернет-тренажеры.

1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК» (базовый уровень)

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины (максимальный)

76

в том числе:

лекции, уроки

20

практические занятия

48

лабораторные занятия

курсовое проектирование

Самостоятельная работа

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме    экзамена

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык» (базовый уровень)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

1

3

4

Тема 1-2.

Введение. Язык как средство общения. Культура речи

Лекция обзорная: язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма.

2

Самостоятельная работа: уч.  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10–11 кл. М., 2015

- произвести анализ текста; с.7 упр. 1-2; - Подобрать тексты разных стилей; - составить словарь профессиональных терминов; с. 15-16 упр. 11-13

- напечатать бланк оформления деловой бумаги; - проанализировать художественный текст. С. 41-42 упр. 40

8

Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8

Тема 3-4  

Фонетические единицы.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2

Тема 5-6

Практическое занятие  
Изучение орфоэпических норм.  

Языковая норма и ее функции. Ознакомление с орфоэпическими нормами: произносительные и нормы ударения. Выполнение упражнений по произношению гласных и согласных звуков. Наблюдение над выразительными средствами фонетики. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Выявление в текстах фонетических средств речевой выразительности: ассонанса, аллитерации. Совершенствование навыков правильной речи. Формирование навыков по культуре речи (орфоэпические, акцентологические). Нормативные словари современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем.

2

Тема 7-8  

Практическое занятие  Отработка навыков правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных

Орфографические нормы. Отработка навыков правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Работа со словарями.

2

Тема 9-10

Практическое занятие  Отработка навыков правописания О/Ё после шипящих и Ц, приставок на З - / С-, И-Ы после приставок.

Отработка навыков правописания  О/Ё после шипящих и Ц, правописания приставок на З - / С - , правописания  И – Ы после приставок. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

2

Тема 11-12

Практическое занятие  Отработка употребления приставок в разных стилях речи

Отработка употребления приставок в разных стилях речи, Правописание приставок пре- и при-. Выявление речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

Тема 13-14

Практическое занятие  Отработка употребления суффиксов в разных частях речи.

Отработка употребления суффиксов в разных частях речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

2

Тема 15-16

Контрольная работа по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»

Выполнение тестов, заданий на словообразование способами: приставочным, суффиксальным, бессуффиксным, приставочно- суффиксальным, сложением основ.

2

Самостоятельная работа: - ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно»;

уч.  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10–11 кл. М., 2012, С.97-100. Упр. 136. 137; - выполнить фонетический разбор слова. упр. 186, С. 120-121, упр. 170.

4

Раздел 3 Лексикология и фразеология

10

Тема 17-18

Слово в лексической системе языка.

Составление информационной справки на тему: «Слово в лексической  системе языка» по плану: 1 Лексическое и грамматическое значения слова. 2. Многозначность слова. 3. Прямое и переносное значение слова. 4. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. 5. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. 6. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. 7. Контекстуальные синонимы и антонимы. 8. Градация. 9.Антитеза. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем. Отработка навыков определения правильного значения слова в тексте. Совершенствование правильного употребления паронимов, выявление паронимов в тексте. Работа со словарями.

2

Тема 19-20

Русская лексика с точки зрения ее употребления.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Особенности русского речевого этикета. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблема экологии языка. Работа со словарями.

2

Тема 21-22

Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Работа со словарями.

2

Тема 23-24

Практическое занятие  Лексический и фразеологический анализ слова.

Лексический и фразеологический анализ слова. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Работа со словарями. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

Тема 25-26

Практическое занятие  Выявление и устранение лексических ошибок

Соблюдение лексических и грамматических норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Отработка навыков выявления и устранения лексических ошибок (смешение паронимов, тавтология, плеоназм, нарушение лексической сочетаемости и т.д.) Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.  Лексический и фразеологический анализ слова. Проблема экологии языка

2

Самостоятельная работа: уч.  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10–11 кл. М., 2012,  с.25 упр. 29

- работа с толковым словарем (истолковать значение слов); упр. 28, Упр. 33. 36; - сообщение на тему: «История происхождения слова». С.42-56. Упр. 70

 - ведение словарика по специальности «Профессиональная лексика»;

- сделать этимологическую справку о фразеологизмах; подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки о труде

5

Раздел 4 Морфемика, словообразование, орфография

4

Тема 27-28  

Практическое занятие   Морфемный анализ слова.  

Составление плана-конспекта по вопросам: понятие морфемы как значимой части слова, многозначность морфем, синонимия и антонимия морфем. Отработка морфемного разбора слов,   словообразовательного анализа. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

2

Тема 29-30

Практическое занятие   Словообразовательный анализ.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2

Самостоятельная работа:  уч.  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10–11 кл. М., 2012

с. 128-129, упр. 188-189;

5

Раздел 5 Морфология и орфография

14

Тема 31-32

Практическое занятие  Определение морфологических признаков имен существительных.

Структурирование частей речи по грамматическим признакам  (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Определение в тексте знаменательных  и незнаменательных частей речи и их роли в построении текста. Повторение и определение лексико-грамматических разрядов, рода, числа, падежа, склонения имен существительных.

2

Тема 33-34

Практическое занятие  Отработка навыков правописания имен существительных.

Отработка навыков правописания окончаний имен существительных, правописания сложных существительных. Отработка навыков морфологического разбора имени существительного.

2

Тема 35-36  

Практическое занятие   Определение  морфологических признаков имен прилагательных.

Повторение и определение  лексико-грамматических разрядов и степеней сравнения имен прилагательных.

Отработка  навыков правописания суффиксов и окончаний имен прилагательных,  правописания сложных прилагательных. Отработка навыков морфологического разбора имени прилагательного,  употребления форм имен прилагательных в речи.

2

Тема 37-38.

Практическое занятие  Определение морфологических признаков имен числительных, местоимений.

Повторение и определение лексико-грамматических разрядов имен числительных. Отработка навыков правописания числительных,  морфологического разбора имени числительного, употребления числительных в речи, сочетания числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Повторение и определение значений и лексико-грамматических разрядов местоимений. Отработка навыков правописания местоимений. Отработка навыков морфологического разбора местоимения, употребления местоимений в речи.

2

Тема 39-40

Практическое занятие  Определение морфологических признаков глаголов.

Повторение и определение грамматических признаков глагола. Отработка навыков  правописания суффиксов и личных окончаний глагола,  правописания НЕ с глаголами, морфологического разбора глагола. Конструирование текста с употреблением различных форм глагола.

2

Тема 41-42  

Практическое занятие  Определение морфологических признаков причастий.

Повторение и определение образования действительных и страдательных причастий.  Отработка  навыков правописания суффиксов и окончаний причастий,  правописания НЕ с причастиями, правописания -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Определение причастного оборота и знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Отработка навыков морфологического разбора причастия, употребления причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

2

Тема 43-44  

Деепричастия

Повторение и определение  образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Отработка навыков правописания НЕ с деепричастиями. Определение деепричастного оборота и знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Отработка навыков морфологического разбора деепричастия, употребления деепричастий в текстах разных стилей. Выявление особенностей построения предложений с деепричастиями

2

Тема 435-46.

Наречия. Слова  категории состояния

Повторение и определение грамматических признаков и степеней сравнения наречий. Отработка навыков правописания наречий. Нахождение отличий наречий от слов-омонимов. Отработка навыков морфологического разбора наречий.

Ознакомление со  словами  категории состояния (безлично-предикативные слова). Выявление отличий слов категории состояния от слов-омонимов. Определение групп слов категории состояния и их функций в речи.

2

Тема 47-48

Служебные части речи

Отработка навыков правописания предлогов,  отличия производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Тренировочные упражнения на употребление предлогов в составе словосочетаний, на употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Отработка навыков правописания союзов,  отличия союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов, употребления союзов в простом и сложном предложении. Определение союзов как средство связи предложений в тексте.

Отработка навыков правописания частиц, правописания частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Определение междометий  и звукоподражательных слов. Упражнения в нахождении знаков препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Самостоятельная работа: уч.  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10–11 кл. М., 2012, - с. 135, упр. 199, 207;

- Сообщение об одной части речи; - с. 156, упр. 239; - с. 168-169, упр. 260, 259; - с.  174-175, упр. 267, 268; -  с. 178, упр. 280;

- с. 191-192, упр. 308, 318; - с. 204, упр. 322, 324; -с.209-220. Упр. 332; ,  - с.223-225, упр. 358;  - с.228-229, упр. 361;  - с.231, упр. 362

7

Раздел 6 Синтаксис и пунктуация

20

Тема 49-50

Основные единицы синтаксиса.

Основные единицы синтаксиса: Словосочетание. Предложение. Составление алгоритма нахождения словосочетания,  определение вида синтаксической связи в словосочетаниях;  отработка синтаксического разбора словосочетаний. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Определение вида предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте  прямого и обратного порядка слов.  Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Определение грамматической основы простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте

2

Тема 51-52

Практическое занятие  Определение в тексте второстепенных членов предложения.

Составление алгоритма определения в тексте второстепенных членов предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Выявление в тексте согласованных и несогласованных определений. Определение  обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 53-54.  

Практическое занятие  Изучение видов односоставных и неполных предложений.

Структурирование односоставных и неполных предложений. Выявление односоставных предложений с главным членом в форме подлежащего, с главным членом в форме сказуемого. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы, использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Тема 55-56  

Практическое занятие  Освоение правил пунктуации при однородных членах предложения

Односложное простое предложение. Составление таблицы с возможными формами осложнения простого предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2

Тема 57-58.  

Практическое занятие  Освоение правил пунктуации при обособленных членах

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2

Тема 59-60

Практическое занятие  Овладение нормами пунктуации при вводных словах, обращениях

Отработка навыков определения знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения, вводных словах и предложениях. Нахождение отличия вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Определение знаков препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему

2

Тема 61-62

Практическое занятие  Конструирование предложений, передающих чужую речь.

Конструирование предложений, передающих чужую речь. Отработка навыков определения знаков препинания при прямой речи,  замены прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Тема 63-64  

Практическое занятие  Отработка навыков составления сложносочиненного предложения

Отработка навыков составления сложносочиненного предложения. Отработка навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложениях. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Тема 65-66  

Практическое занятие  Отработка навыков составления сложноподчиненного предложения

Отработка навыков составления сложноподчиненного предложения. Отработка навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложениях. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Тема 67-68

Практическое занятие  Отработка навыков составления бессоюзного сложного предложения

Бессоюзное сложное предложение. Отработка навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи

2

Самостоятельная работа:

уч.  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10–11 кл. М., 2012; - упр. 396. 411. 425; - с. 250, упр. 384; - упр. 412; -Упр.440;

- списать текст, заменяя прямую речь косвенной; - списать текст, расставить знаки препинания и вставить пропущенные орфограмм;

- упр.451; - упр.479; - Упр.481

10

ИТОГО

68

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы

Оборудование учебного кабинета:

В комплект мебели должны входить мебель и приспособления для:

- организации рабочих мест учителя и обучающихся;

- для рационального размещения и хранения средств обучения;

- для организации использования аппаратуры;

- демонстрации печатных пособий;

- для систематизации имеющегося учебного фонда.

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
  2. специальности СПО. – М.: 2017.
  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
  4. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
  5. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык [Текст] : 10 - 11 кл. : учебник для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. - 287 с.
  6. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: 2015.
  7. Русский язык : 10-11 кл. [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. Ф.Греков и др.]. – М. : Просвещение, 2018. – 366, [2] с.

Дополнительные источники:

  1. Голуб, И. Б. Русский язык [Электронный ресурс] : справочник / И. Б. Голуб. – М. : КноРус, 2018. – 189 с. – URL: https://www.book.ru/book/926740/view2/1. – (Дата обращения: 07.06.2018).
  2. Лобачева, Н. А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография [Электронный ресурс] : учеб. для СПО / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 281 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/D852C718-D0A9-425E-AC83-E6CCB950780B/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya#page/1. – (Дата обращения: 07.06.2018).
  3. Лобачева, Н. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология [Электронный ресурс] : учеб. для СПО / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 298 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/501EA7EA-5CF7-473D-9ABD-25C07AB0C11D/russkiy-yazyk-morfemika-slovoobrazovanie-morfologiya#page/1. – (Дата обращения: 07.06.2018).
  4. Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация [Электронный ресурс] : учеб. для СПО / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 141 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/46F4A4C1-F295-49E9-8EF6-29F7B79B2EA2/russkiy-yazyk-sintaksis-punktuaciya#page/1. – (Дата обращения: 07.06.2018).
  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык: 10–11 кл.: учебник  для образовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М. : Русское слово, 2015. – 446, [1] с. – Рекомендовано.
  6. Греков, В. Ф. Русский язык : 10–11 кл. : учебник для образовательных учреждений / В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 367, [1] с. – Рекомендовано.
  7. Русский язык [Электронный ресурс] : сб. упр. : учеб. пособие для СПО / под ред. П. А. Леканта. – М. : Юрайт, 2018. – 314 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/17464E03-F21D-49FB-BCB0-C5C241624DCF/russkiy-yazyk-sbornik-uprazhneniy#page/1. – (Дата обращения: 07.06.2018).
  8. Сурикова, Т. И. Русский язык [Электронный ресурс] : повтор. курс : учеб. пособие / Т. И. Сурикова. – М. : КноРус, 2016. – 408 с. – URL: https://www.book.ru/book/926068/view2/1. – (Дата обращения: 07.06.2018).
  9. Розенталь, Д. Э. Пособие по русскому языку (с упражнениями) / Д. Э. Розенталь. – М.: Мир и образование: Оникс, 2015. – 416 с. – (Поступающим в вузы).
  10. Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 10 класс: учебник для образовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Г. Ф. Хлебинская. – М. : Мнемозина, 2012. – 255 с.
  11. Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 11 класс: учебник для образовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Г. Ф. Хлебинская. – М.: Мнемозина, 2012. – 255 с.

Словари:

  1. Баско, Н. В. Фразеологический словарь русского языка [Текст]  : (5-11 классы) : 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история проиисхождения / Н. В. Баско, В. И. Зимин. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2015. – 412, [1] с.
  2. Большой словарь трудностей русского языка [Текст] / [сост. В. Ю. Никитина]. – М. : Дом Славян. кн., 2015. – 926, [1] с.
  3. Большой фразеологический словарь русского языка [Текст] / отв. ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. – 781, [1] с.
  4. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка [Текст] : произношение, ударение, граммат. нормы : ок. 40000 сл. / Т. Ф. Иванова. – 5-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2008. – 892 с.
  5. Каленчук, М. Л. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала 20 века: норма и ее варианты [Текст] / М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткин, Р. Ф. Касаткина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2012. – 1000, [1] с.
  6. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
  8. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
  9. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
  10. Соловьев, Н. В. Орфографический словарь русского языка [Текст] : ок. 60000сл. : ок. 200 коммент. / Н. В. Соловьев. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 1080, [2] c.
  11. Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка [Текст] / [сост. Л. А. Асланова]. – М. : Дом Славян. кн., 2012. - 959 с.
  12. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
  13. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.

Интернет-ресурсы

  1. www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
  2. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
  3. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
  4. www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
  5. www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
  6. www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
  7. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
  8. www. metodiki. ru (Методики).
  9. www. posobie. ru (Пособия).
  10. www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
  11. www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
  12. www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
  13. www. gramota. ru (Справочная служба).
  14. www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

3.3 Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

Комплект для промежуточной аттестации

25

бумага, электронный вариант

Комплект для итоговой аттестации

15

бумага

Учебная программа

1

бумага, электронный вариант

Тренинговые учебно-тренировочные упражнения

20

бумага

Список литературы (основной, дополнительной)

1

электронный вариант

Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые) по каждой теме

25

бумага

Опорные конспекты, таблицы и схемы по русскому языку

по темам курса

15

бумага, электронный вариант

Видео учебно-информационные материалы

по темам курса

электронный вариант

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

электронный вариант


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных занятий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

  • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
  • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
  • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Монологические высказывания в рамках темы

Сообщения

Язык и речь. Функциональные стили речи

  • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
  • вычитывать разные виды информации;
  • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
  • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
  • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
  • указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
  • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов;
  • определять эмоциональный настрой текста;
  • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
  • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
  • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
  • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
  • осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Работа с текстом (исправление ошибок)

Тестирование

Лингвистический анализ текста

Монологические и диалогические высказывания в рамках темы

Составление связных текстов разных стилей

Редактирование текста

Контрольная работа

Экзамен

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

  • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
  • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
  • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Монологические высказывания

Тестирование

Диктанты

Чтение и аудирование

Лингвистический анализ текста

Экзамен

Лексикология и фразеология

  • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
  • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  •  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
  • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Редактирование текста

Лингвистический анализ текста

Работа с текстом (исправление ошибок)

Тестирование

Экзамен

Морфемика, словообразование, орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
  • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Тестирование

Сообщения, доклады

Лингвистический анализ текста

Контрольная работа

Экзамен

Морфология и орфография

  • познавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
  • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
  • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Монологические высказывания

Тестирование

Диктанты

Сообщения, доклады

Лингвистический анализ текста

Контрольная работа

Экзамен

Синтаксис и пунктуация

  • познавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
  • комментировать ответы товарищей;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
  • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
  • производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
  • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
  • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

Тестирование

Сообщения, доклады, сочинения-рассуждения

Работа с текстом (исправление ошибок)

Лингвистический анализ текста

Составление связных текстов

Контрольная работа

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература

Рабочая программа ОУД.01. Русский язык и литература разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерных программ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык»

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью   программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в соответствии с ФГОС по профессии  СПО 46.01.03 «Делопроизв...

Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» для технологического профиля профессионального образования

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» предметной области «Русский язык и литература» является частью основной профессиональн...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАпо общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений)среднего профессионального образования Луганской Народной Республики...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАпо общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений)среднего профессионального образования Луганской Народной Республики...