урок словесностив 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Матвеева Ирина Игоревна

Предлагаю вашему вниманию разработку урока русского языка и литературы - урок словесности. На уроке  мы будем выявлять роль знаков препинания. Он может быть использован в самом начале изучения темы .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок словесности в 9 классе

Слайд 2

Роль знаков препинания в тексте

Слайд 3

урок словесности в 9 классе Роль знаков препинания в тексте « - Это чудо ! – сказал я» «Мы прочитали рассказ и смутились все было скомкано и неразборчиво». « Я прочитал рассказ и онемел это была прозрачная литая проза».

Слайд 4

Эпиграф. « Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться » ( К.Паустовский).

Слайд 5

Индивидуальность – особенности характера и психологического склада, отличающее одного индивидуума от другого. Уникальность – НЕПОВТОРИМОСТЬ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В СВОЕМ РОДЕ. ( Толковый словарь Ожегова С.И)

Слайд 6

Часто то , что мы считаем нашими недостатками, является выражением нашей индивидуальности. В этом наша уникальность. Природа никогда себя не повторяет. С самого начала существования жизни на земле не было двух похожих снежинок или дождевых капель. И каждая ромашка отличается от другой. Наши отпечатки пальцев такие же разные , как и мы. Так задумано природой. Если вы готовы принять это, то вы не будете постоянно сравнивать себя с другими . Пытаться быть похожими на других – значит высушивать свою душу. ( Из книги Л.Хей ).

Слайд 7

М.Ю.Лермонтова « Парус » . Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Слайд 8

А.Ахматова ХХ века … а так как мне бумаги не хватало, Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает И, как тогда снежинка на руке, Доверчиво и без упрека тает. -Какой знак здесь значителен? -Что он помогает понять?

Слайд 9

Сколько человек сидело в комнате? За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое знакомых мне лиц моя сестренка и я .

Слайд 10

Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга Матвеева Ирина Игоревна.

Урок  словесности в 9 классе.

Роль знаков препинания в тексте.

Цель: Оживить восприятие знаков препинания; показать необходимость их соответствия смыслу текста.

Личностные УУД: Воспитание уважительного отношения к слову.

Познавательные УУД: Анализ предложений. Построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: Способность эффективного взаимодействия в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.

1.Вступительное слово учителя : Здравствуйте ! Сегодня прекрасное осеннее утро, надеюсь, весь день для вас будет хорошим. Мы начинаем наш урок русского языка и литературы – урок словесности.. Это будет урок –исследование. Прочитайте пожайлуста текст, который лежит у вас на столе. Подумайте как можно сформулировать тему нашего урока.

РМ. Текст о корректоре Благове К.Паустовского.

(Слайд 1. Роль знаков препинания в тексте)

Здесь на столе  ваши работы по рассказу К.Паустовского о корректоре Благове, который умел поправить текст, не вписав, не переставив , не выбросив из него ни слова, а только изменяя знаки препинания.

На экране некоторые предложения из ваших изложений

( слайд 2  )

  1. « - Это чудо ! – сказал я»
  2. «Мы прочитали  рассказ  и смутились все было скомкано и неразборчиво».
  3. « Я прочитал     рассказ и онемел это была прозрачная литая проза».

-УЧИТЕЛЬ : Где бы здесь поработал  старик  Благов?  (недостает запятой во всех трех предложениях, причем постановка восклицательного знака после прямой речи в 1 предложении ведет к замене слова СКАЗАЛ более уместным глаголом).

УЧИТЕЛЬ: Легко угадать, что появилось раньше – знаки препинания или правила пунктуации. Люди постепенно изобретали  знаки  препинания   есть свое назначение  и своя роль. И правила пунктуации не случайны – они помогают так расставить знаки препинания , чтобы выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение.

УЧИТЕЛЬ: Как бы вы сформулировали задачи нашего урока? ( научиться правильно расставлять знаки препинания в тексте.)

(Слайд 3)   Эпиграф.

«Знаки препинания  - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Паустовский).

Учитель: Прочитайте текст, который есть у каждого на столе. Определите тип речи, стиль. Пока карандашом расставьте знаки препинания. (РМ)

( СЛАЙД 4 )

Записаны слова

индивидуальность

уникальность

Дать толкования по Толковому словарю.

Текст (РМ)

 Часто то , что мы считаем нашими недостатками, является выражением нашей индивидуальности. В этом наша уникальность. Природа никогда себя не повторяет. С самого начала существования жизни на земле не было двух похожих снежинок или дождевых капель. И каждая ромашка отличается от другой. Наши отпечатки пальцев такие же разные , как и мы. Так  задумано природой. Если вы готовы  принять это, то вы не будете постоянно сравнивать себя с другими . Пытаться быть   похожими на других – значит высушивать свою душу. ( Из книги Л.Хей ).

Учащиеся читают текст, обсуждают  постановку  знаков препинания , затем сверяют свои работы с текстом, который на экране.

( Слайд 5) Вариант с расставленными знаками препинания на экране.

2. А теперь обратимся к художественной литературе. Послушаем известное вам стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» .

(Слайд 6 стих )

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

УЧИТЕЛЬ:

- На  что сразу обращаем внимание? (многоточие)

- Какую функцию оно выполняет? (разделяет паузой каждое из трех четверостиший)

- Ведь можно же было обойтись без графических обозначений, почему оно здесь есть? ( пейзаж вполне реальный не может слиться со строчками, рисующими психологическое  состояние героя, а не относить его к пейзажной лирике).

-Русские поэты и писатели из всех существующих средств письма особое значение предавали пунктуации.

О.Э.Мандельштам  Запись под диктовку на доске.

Звук осторожный и глухой

Плода , сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной…

 УЧИТЕЛЬ :

-Какой знак важен в этом стихотворении? (многоточие, которое означает здесь недосказанность, приглашение к раздумью).

-Тема стихотворения? Его смысл?

-В этом стихотворении много художественных определений. Что же скажут нам эпитеты? Почему звук осторожный? Глухой? Прарадоксальное сочетание: немолчный напев глубокой тишины лесной – как его понять? (Гармония в природе пейзажная зарисовка).

(Слайд 7    Появляется фото и надпись другого поэта  А.Ахматова  ХХ века.)

……………………………………………………….

… а так как мне бумаги не хватало,

Я на твоем пишу черновике.

И вот  чужое слово проступает

И, как тогда снежинка на руке,

Доверчиво и без упрека тает.

-Какой знак здесь значителен?

-Что он помогает понять?

3. А теперь давайте поиграем. У каждого на столе лежит листок с заданием, где надо расставить знаки препинания. (РМ)

 А) Едят там вилками компот

Там пьют из чашек бутерброт

Из хлеба с сыром там котлеты

Из мяса свежего конфеты

С начинкой сладкой суп с фасолью

 В тарелках все там варят с солью… ( Г.Граник, С.Бондаренко)

Б) Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но , как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ.

-Как понять это требование, допускающее двоякое толкование: (ПОСТАВИТЬ  СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ. Это толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика не так дорого  стоит.

ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ  ЗОЛОТУЮ , ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ.) Вопрос остается открытым.

В) ПОМИЛОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КАЗНИТЬ.

Этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард  II( на рубеже 13-14 столетия) восстановил против себя, притеснениями и непосильными  налогами , подданных. Против него составили заговор , во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок , в котором провел 8 месяцев , ожидая решения парламента. Тюремщики , сторожившие короля получили такое предписание, сформулированное без запятых :ЭДУАРДА УБИВАТЬ НЕ СМЕЙТЕ БОЯТЬСЯ ПОЛЕЗНО. Все зависело  от того , как прочитать текст. ( Эдуарда убить, не смейте бояться полезно. Эдуарда убивать не смейте, бояться  полезно.)

Тюремщики поняли уловку королевы и прочитали запятую так, как ей хотелось. Где надо было поставить запятую?

(СЛАЙД 8)

Г) Сколько человек сидело в комнате?

За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое знакомых мне лиц моя сестренка и я.

4. Итог : В заключении   прошу вас ответить :Какой  из текстов вам понравился больше и почему?

Зачем нам нужно знать правила пунктуации?

5. Рефлексия :

  • Что нового узнал на уроке?
  • Что понравилось?
  • Какие задания было выполнять  трудно?

6. Дом.задание: Сочинение-миниатюра  «Жили были знаки препинания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО)

Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО). /Доступный всем файл/ Музыка и видео добавляются по желанию учителя....

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Мастер-класс для учителей "Работа со сферическими панорамами на уроках словесности"

Цель мастер-класса: продемонстрировать работу со сферическими панорамами на уроках словесности.Мастер-класс состоит из двух частей. Первая часть – представление примеров сферических панорам для уроков...

урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе

АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...

урок словесности для 10 класса "Жаргоны и жаргонизмы"

групповая исследовательская работа...