Урок русского языка в 7 классе "Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме :"Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Гласные в суффиксах

страдательных причастий настоящего времени»

(7 класс)

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).

Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.

Оборудование: проектор, компьютер, дидактический материал.

Цели урока: 

Познавательные универсальные учебные действия 

- способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

- осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные универсальные учебные действия 

* способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

* принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

*контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

* адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

- способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


  1. Мотивация

- Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам будет интересно пройти вместе этот путь.

2.Актуализация

-Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем  с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».

-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

-Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?

У вас есть предположения? Догадались? Интересно?

Будем выяснять вместе.

3.Исследование языкового материала

У каждого из вас есть карточка с материалом, который поможет в нашем исследовании родственных связей. Прочитайте задание: вставить пропущенные буквы. Это слова какой части речи? (Причастие)

ДОСКА. Первая проблемная задача. После выполнения вставляем буквы коллективно. Самопроверка.

- У кого всё верно? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом) В какой части слова можно было допустить ошибки? (Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… ,)

-Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные). Написание суффиксов дейсвительных причастий мы уже знаем. Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.

- Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит.)

Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске 2 человека, остальные в тетради).

действительные страдательные

грохочущий видимый

слышащий ведомый

строящий хранимый

рисующий решаемый

Итог первой проблемной задачи– классификация причастий

- Продолжим исследование. Вторая проблемная задача. В центре нашего внимания действительные причастия. (Страдательные закрываем) Вспомним от чего зависит написание гласной в суффиксах действительных причастий.

Чем различаются? (Суффиксами) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

- Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажете, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие, если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?

строящий грохочущий

слышащий рисующий

- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят )

- А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

Составляем опорную схему (от руки на доске)

Итог второй проблемной задачи – составление 1 части опорного конспекта.

-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

-Опорная схема на карточках.

Прочитайте схему.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Постановка третьей проблемной задачи.

- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? ( Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете? Ответ поищем в учебнике  ). Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?

Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)

Итог третьей проблемной задачи - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).

Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)

5. Закрепление.

  • - Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. ( Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории)
  • Задание на доске (2 человека у доски, остальные в тетради)
  • Взаимопроверка.
  • Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:

Прикрывать-прикрывающий-прикрываемый

Решать-решающий- решаемый

Возводить-возводящий-возводимый

Оберегать-оберегающий- оберегаемый

Видеть-видящий - видимый

Карточки с заданиями сдаем на проверку.

6. Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?

Суффиксальная карусель.(распределите суффиксы по домикам)

8. Итог урока. Оценивание.

- Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, прочитав параграф

 

От любых ли  глаголов можно образовать причастия настоящего времени?

Домашнее задание::

Исследование «Родственные связи». Вставьте попущенную букву:

стро…щий , хран…мый, грохоч…щий, вед…мый, реша…мый

рису…щий, слыш…щий, вид…мый.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"...

Технологическая карта урока русского языка "Действительные и страдательные причастия"

На уроке учащиеся знакомятся с действительными и страдательными причастиями; учатся отличать эти причастия друг от друга; конструируют тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку русского языка 7 класс Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"....

Презентация к уроку русского языка 7 класс Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс по теме "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени"....

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....