Наблюдение за звуковой плотностью текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

На основе лингвистического анализа сделаем вывод о связи смысла художественного произведения с его звуковым оформлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_fonetika.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за звуковой плотностью текста. (Урок–исследование)

Наблюдение за звуковой плотностью текста.

Цель: на основе лингвистического анализа сделать вывод о связи смысла художественного произведения с его звуковым оформлением.

Ход урока:

  1. Знакомство с терминами:

Звуковая организация речи – целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонаций, повторов и др. Применяется для художественной выразительности речи. Звуковая организация речи включает в себя: звуковые повторы (в том числе рифмы), звукопись(аллитерация, ассонанс), звукоподражание.

Аллитерация (от латинского слова ad – к, при и lit(t)era– буква)– повторение в стихотворной речи (реже–в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

  1. Сегодня мы понаблюдаем, как смысл стихотворения связан с его звуковой системой. Ученый-лингвист А. М. Пешковский в книге «Наш язык» писал, что нужно изучать речь звучащую. Этим мы и займемся.
  • Записать в тетради:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вдохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

                           К. Бальмонт.

Из первой строки выпишите согласные звуки, дайте характеристику им. [j`в л`н j`в`т`j`в`ч`н вj`]

Вывод: в строке 14 согласных звуков. Из них: шумных звонких 4, шумных глухих 3, соноров 7; в звучании строки больше тона

Выпишите согласные из 4 строки [л`л`j`трвл`л`j`н`в] Самостоятельно сделайте анализ, подобный анализу 1-ой строки. Вывод: согласных 11, соноров 8, шумных звонких 2, шумных глухих 1. В звучании строки больше тона, чем шума.

Внимательно посмотрите текст. Какие согласные звуки преобладают? ([в] [л]) Сделайте вывод о звуковом оформлении текста.

Вывод: скопление соноров и шумных звонких помогают автору нарисовать звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего. Этому помогает и чередование [в], [л]. Мы будто чувствуем его ласковое дуновение, приятное прикосновение.

Итог урока.

На уроке мы познакомились с одним из видов поэтической фонетики – аллитерацией и сделали вывод о связи смысла худ. произведения с его звуковым оформлением.

Д/з: Доказать, что В. А. Жуковский в стихотворении «Море» при описании бури использует аллитерацию.


Разработка дополнительной образовательной программы


Нормативно-правовые основы аттестации работников системы образования.


Кредитно-зачетная система в организации непрерывного профессионального образования педагогических работников.


Проектирование учебной программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к песне "jingle bells" с текстом и звуковым сопровождением Бони М

Эта яркая презентация подарит всем ребятам, начинающим изучать английский язык, рождественнское настроение и возможность самим исполнить самую популярную рождественскую песню....

Урок.9кл.Звуковые колебания.Звуковые волны

Рассмотрена физическая основа возникновения звуков, звуковых волн....

Звуковой анализ текста

Тонко чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а в ожидании встречи с тем явлением, которое наз...

Кодирование и обработка звуковой информации. Создание звукового клипа

Кодирование и обработка звуковой информации. Создание звукового клипа...

Конспект урока "Наблюдение над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте" 10 класс

Урок "Наблюдение над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте"...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...