Звуковой анализ текста
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Михайлова Татьяна Васильевна

Тонко чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а в ожидании встречи с тем явлением, которое называется чудом поэзии. Поэзия в широком понимании этого слова, так как любой художник вне зависимости от избранного им жанра является поэтом действительности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока внеклассного чтения по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Цель: реализация домашнего задания (повторение содержания), звуковой анализ текста.

Словарная работа: афоризм, парадокс.

Оборудование: магнитофон, диски с классической музыкой (фортепиано и флейта).

Ход урока:         Сегодня на уроке мы с вами постараемся научиться тонко чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а в ожидании встречи с тем явлением, которое называется чудом поэзии. Поэзия в широком понимании этого слова, так как любой художник вне зависимости от избранного им жанра является поэтом действительности.

        Талант читателя – это способность выражать, готовность увидеть то, что находится за строкой текста, умение анализировать и интерпретировать, не нарушая творческой воли автора.

        Марина Цветаева писала: «Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить».

        На уроках мы познакомились с очерками В.Г.Короленко  «Парадокс» и «Огоньки». Читали, анализировали. Для самостоятельного прочтения вам была предложена повесть «Слепой музыкант».

        Готовясь к уроку, вы выполняли различные виды работ: читали, ставили вопросы к прочитанному, готовили презентации, тесты, рисунки, коллажи и пр. Воспользуемся же всем этим.

        Словарная работа.

        Вспомним, что такое афоризм. На доске вы видите изречения разных авторов. Как называется этот вид художественно-изобразительных средств? (афоризм)

        Достаньте приготовленные к уроку материалы и прочитайте афоризмы, подходящие к теме сегодняшнего урока.

        А что такое парадокс? Вот в этом то мы сегодня и попробуем разобраться, прежде всего, в чем же заключается парадокс слепого музыканта. Чтобы вспомнить содержание повести мы посмотрим презентацию Вавиленковой Анастасии.

Кто же еще играл ведущие роли в жизни Петруся?

        Мать: Она была его глазами, его ангелом-хранителем, другом.  Но ее слепая любовь к ребенку  не могла научить Петруся видеть, хотя научила чувствовать и понимать.    

? Кто же открыл мальчику мир музыки, волшебных звуков, кто разбудил в нем душу музыканта? (Конюх Иохим, кго игра на флейте, народные мелодии, звуки дождя, ветра, воды.

? Почему же мальчик так испугался звуков фортепиано? (Мать играла умело, громко, но без души.)

? Когда, в какой момент и при чьей помощи игра матери стала понятной и близкой Петру? (Слушая игру Иохима, мать училась и совершенствовала свои навыки, ее игра стала живой, близкой, понятной.)

        Итак, на протяжении всей повести мы видим, что самая главная в жизни слепого – это звуки. Он весь мир воспринимает через звуки. Они имеют для мальчика особое значение. Через звуки он воспроизводит мир и создает свое видение мира. В ночи беспросветной слепоты возникают яркие образы окружающего мира.

        Достаньте те символы, которые вы приготовили, пытаясь встать на место героя, почувствовать то, что чувствовал он.

        А сейчас прочитайте, что вы выписали о звуках и их значении для героя: «Мир, сверкавший, двигавшейся и звучащий вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления. Звуки: походка матери, скрип стула, жужжание мухи, торопливая капель, потоки вешней воды, звон, крики журавлей, струи ветра, свист крыла ласточки, печальный окрик пахаря. «Они будто падали, проникая в темную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешивались в непонятную дисгармонию. … И звуки падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие…»

        Шли годы, изменились герои, выросли Петрусь и Эвелина. Восприятие звуков для слепого сделалось острее: «Звуки были для него главным, непосредственным выражением внешнего мира; остальные впечатления служили только дополнением впечатлениям слуха, в которые отливались представления, как в формы».

        «Звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы».

        Звуки юности: тихий звук воды, журчание, звон, шепот черемухи, песня соловья - победная трель – объяснение в любви.

        Звуки на колокольне: зловещие, глухие, ощущение ужаса, слепоты, бессилия, упадок сил, зависть к слепцам, желание бросить все – эгоизм избалованного панича.

? Кто и как вернул Петра к жизни? (дядя Максим, паломничество к иконе Почаевской Божьей  Матери, просьба о прозрении).

Я прочитаю отрывок, а вы скажете, в какой момент повести это произошло:

«…И наконец звуки слились с мелодией, которая родила для слепого целый мироощущений. Он поверил, что на несколько мгновений он прозрел: видел небо и землю, мать и жену, дядю Максима». (Рождение зрячего сына).

И в эпилоге мы видим молодого человека, который выступает в Киеве в большом концертном зале. О нем говорят разное, придумывают романтические истории, он окружен флером таинственности. Сопровождает его белокурая красавица. Игра музыканта потрясает слушателей. Звуки, словно живые, проникают в душу каждого.

«Звуки росли, крепли, полнели, становились все более властными, захватывали сердце объединенной замиравшей толпы».

«Он  прозрел, да, это правда, - он прозрел», - думал Максим…» (по времени прочитать)

А теперь рассмотрим работы ребят, которые будут иллюстрациями к нашему уроку.

? Так в чем же заключается парадокс слепого музыканта?  (Незрячий видит окружающий мир гораздо острее многих обыкновенных людей. И этот мир полон красок, радости, музыки жизни).

Это произведение В.Г.Короленко актуально и в наши дни. Ребята подготовили презентации о наших современниках, победивших свои болезни (презентации о параолимпийцах, о певице Диане Гурцкой).

Для самостоятельной работы предлагаются тесты, подготовленные группой учеников.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Практикум для воспитателей «Формирование звукового анализа (звуковой аналитико – синтетической активности) у дошкольников»

В практикуме представлена  последовательность формирования аналитико - синтетической аквности у дошкольников. выделены основные задачи, которые ставятся на каждом этапе....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...