Открытый урок "Притяжательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бабков Андрей Борисович

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazhatelnye_mestoimeniya.docx59.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Открытый урок

по теме:

«Притяжательные местоимения»

Выполнил

учитель русского языка и литературы

Бабков А.Б.

Г.о. Подольск, 2020 г.

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Притяжательные местоимения»

Тип: урок открытия новых знаний

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 2. М.: «Просвещение», 2015 г.

Название раздела, темы: Морфология. Местоимение.

Цель: создание условий для усвоения обучающимися нового разряда местоимения - притяжательных местоимений.

Задачи:

  • Познавательные: научиться находить притяжательные местоимения в тексте; продолжить обогащать словарный запас.

  • Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).

Планируемые результаты:

  • предметные:
  • закрепление знаний о морфологических признаках и синтаксической роли местоимений;
  • закрепление умения находить и использовать притяжательные местоимения в тексте;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
  • воспитание интереса к изучению предмета;

  • личностные УУД:
  • понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
  • регулятивные УУД:
  • целеполагание;
  • планирование;
  • рефлексия;
  • саморегуляция;

  • познавательные УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
  • анализ, синтез, умение доказывать;

  • коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • Метапредметные: 
  • развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; уметь работать индивидуально, находить общие решения;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы: словесные, наглядные, проблемные.

Приемы: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка по эталону, самостоятельная работа.

Материалы: учебник под ред. Ладыженской (2015), раздаточный материал

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.


Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку, для того чтобы мы могли продолжить наше сотрудничество. Есть такая пословица «Хорошо того учить, кто слушает». Надеюсь, вы сегодня будете внимательно слушать и активно работать. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)

Учитель:

- Запишите: число, классная работа. Тему пока не пишите.

В процитированной пословице есть часть речи, которую мы с вами продолжаем изучать.

Обратимся к эпиграфу урока:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль ...!

Я делу о…даюсь сполна,

Я зам…няю им…на.

(учащимся необходимо вставить пропущенное слово, выписать орфограммы)

Учитель:

Какую часть речи продолжаем изучать? Что вы о ней уже знаете? (ответы по цепочке - выбор детей)

Учащиеся:

Записывают число и классная работа. Вставляют пропущенное слово, объясняют орфограммы. Отвечают на вопросы по цепочке.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)

Учитель:

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой – отзывает…ся в отцовских и материнских сердцах родителей радостью и болью, счастьем и страданием. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не пр…носи им боли и страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – твоя чес…ная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении.

Если люди считают тебя плохим человеком – это большое горе для твоей матери и твоего отца. Не огорчай их (ни) чем. Для твоего блага они ра…ходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства пр…бавляет им забот и седин. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – говорит украинская народная мудрость.

Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. Твой отец – защитник Родины. Если в…пыхнет пламя войны, твой отец уйдет в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ. Всегда оставайся ребенком своей матери, потому что ты для нее даже шестидесяти (летний) – всегда дитя.

Учитель:

Какова основная мысль этого текста? (Уважай и почитай родителей). Почему я взял именно этот текст для анализа?

Вы говорили, что местоимения имеют признаки прилагательных. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают принадлежность к какому-либо лицу (материнском и отцовском). Как называются такие прилагательные, на какие вопросы отвечают? (Притяжательные. Чей? Чья? Чье? Чьи?)

Учащиеся:

1. Читают текст.

2. Отвечают на вопросы.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации (4-6 мин.)

Учитель:

Найдите в тексте слова, которые отвечают на такие же вопросы. Почему их нельзя назвать прилагательными? (Эти слова не обозначают признака, только указывают на него). Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат? Докажите. (К местоимению) На что указывают эти местоимения? (На принадлежность предмета лицу). Как может называться этот разряд местоимений? (Притяжательные).

Запишем тему нашего урока «Притяжательные местоимения».

- Какие цели будем преследовать?

Словарная работа

Значение слова ПРИТЯГИВАТЬ (по Ефремовой):

1. Таща, придвигая, приближать к чему-л. // Притаскивать, приволакивать. 

// Приближать, прижимать к себе кого-л., что-л.

2. Обладая силой притяжения, приближать к себе что-л.

3. перен. Манить, привлекать чем-л.

4. Прикреплять, подтягивая к чему-л.

5. перен. разг. Привлекать к чему-л., вовлекать во что-л. // Привлекать к ответственности, заставлять отвечать за какие-л. поступки.

Учитель:

В каком значении употребляется слово притягивать, если мы говорим о притяжательных прилагательных? (Во 2-ом)

Зная личные местоимения, не сможете ли вы сами назвать притяжательные? (Мой, твой, свой, наш, ваш)

В случае затруднения учащихся: откройте учебник на стр. 84 и посмотрите, какие местоимения относятся к разряду притяжательных.

Учащиеся:

Один из учеников читает фрагмент словарной статьи. Отвечают на вопрос. Формулируют цели урока.

V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях (4-5 мин.)

Учитель:

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:

- Выписать из текста притяжательные местоимения и определить их морфологические признаки. Параллельно объясняем орфограммы и пунктограммы. Сделать вывод.

Индивидуальное задание № 1. Сравните предложения. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких - принадлежность?

1. Сторож сразу увидел ЕГО. - У ЕГО брата много друзей.

2. ЕЁ нельзя не любить. - ЕЁ глаза светились счастьем.

3. У НИХ много работы. - Это подарок для ИХ дочери.

Какой вывод сделаем? (необходимо различать личные местоимения 3-го лица и притяжательные местоимения)

Индивидуальное задание № 2. Найдите ошибки в употреблении притяжательных местоимений, исправьте их.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа подошел к ним, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»
Детям надо наполнять ихние желудки.»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут.» (
Аркадий Хайт)

Учитель:

Какой вывод сделаем? (необходимо нормативное употребление притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ)

Сделаем вывод: притяжательные местоимения помогают разнообразить нашу речь, помогают избежать неоправданных повторов.

Учащиеся:

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

VI. Динамическая пауза

Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)

Физкультминутка:

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вниз, вперёд, поднять.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

Учитель:

Какие местоимения встретились в стихотворении? Назовите разряд.

Учащиеся:

Выполняют физические упражнения вместе с учителем.

VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.

Цель: умение проверять новое знание в типовых условиях (5-10 мин.)

Учитель:

Организует деятельность по применению новых знаний.

Задание: Выписать притяжательные местоимения, определить морфологические признаки. Объяснить смысл пословиц.

1. Выполняют работу в тетрадях в парах по эталону:

Своя рубашка ближе к телу. (притяж., ж.р., ед.ч., Им. п., опред.)

Мой дом - моя крепость. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п. опред.; притяж., ж.р., ед.ч., Им.п., опред.)

Твоими бы устами да мёд пить. (притяж., мн.ч., Тв.п., опред.)

Наш пострел везде поспел. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п., опред.)

Ваши играют, а наши рыдают. (притяж., мн.ч., Им. п., подлеж.)

Твой дом - твоя и воля. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п. опред.; притяж., ж.р., ед.ч., Им. п., опред.)

2. Взаимопроверка.

Учитель:

Какой вывод сделаем? (Притяжательные прилагательные склоняются как прилагательные, выполняют роль определения или подлежащего)

Учащиеся:

Выполняют самостоятельно работу (по эталону), выставляя оценку в парах.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного (5-8 мин.)

Самостоятельная работа (разноуровневая):

Уровень "3": № 476;

Уровень "4" - "5" - составить рассказ из 5-6 предложений о своей маме или папе, употребив притяжательные местоимения. Определить морфологические признаки притяжательных местоимений.

Учащиеся:

Самостоятельно выполняют работу в тетрадях, которые затем собираются на проверку.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.

Учитель:

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки учащихся:

уровень "3": № 479;

уровень "4" - "5" - вспомнить пословицы и поговорки с притяжательными местоимениями, определить их морфологические признаки.

X. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.)

Учитель:

Просит вспомнить, какие цели и задачи были поставлены в начале урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Организует рефлексию, взаимооценку, самооценку результатов учащихся. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.

Учащиеся:

Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.

Самоанализ урока

Класс: 6

Предмет: русский язык

ФИО педагога – Бабков Андрей Борисович

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.

Тема занятия: «Притяжательные местоимения»

Цели урока:

  • Познавательные: научиться находить притяжательные местоимения в тексте; продолжить обогащать словарный запас.

  • Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности.

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Описание деятельности и результаты:

Этапы занятия последовательны, по времени соответствуют содержанию урока. Для мотивации школьников была использована презентация.  

Урок соответствует требованиям ФГОС, позволяет формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки учащихся.  

Материал урока подобран правильно с научной точки зрения, в полной мере соответствует возрастным особенностям школьников.

Теория подкрепляется жизненным опытом детей, используется связь с ранее изученным материалом.

Все цели и задачи реализованы в полном объеме, на уроке была создана комфортная атмосфера для самореализации каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"

Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к  компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творчес...

Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"

Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

Открытый урок немецкого языка по теме: "Относительные местоимения"

грамматические задания на урок в 8 классе по теме: "Относительные местоимения"...

Открытый урок "Местоимение как часть речи"

Данный урок из раздела «Морфология» является уроком изучения нового материала. На данную тему  отведен 1 час.Урок  даёт понятие о местоимении как части речи, формирует у учащихся умения нахо...

Открытый урок.Местоимение как часть речи.

УМК:  Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.:...