Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с ответами
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Шмыкова Галина Николаевна

Данный материал предназначен для учителей русского языка и учащихся 10-11 классов. Формулировки заданий в карточках не всегда совпадают с экзаменационными. Это сделано для того, чтобы выпускник мог не только выполнять задания по предложенному алгоритму, но и самостоятельно искать пути решения поставленной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Карточка 1.

I. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

1)абон..мент 2)б..тон 3)вел..колепный 4)в..ст..бюль 5)г..г..ена 6)д..зинфекция 7)д..мократия 8)д..ректор 9)д..л..катес 10)инж..нер 11)инц..дент 12)кв..танция 13)кр..терий 14)л..цензия 15)п..р..ферия 16)пр..в..легия 17)пр..ц..дент 18)р..гламент 19)р..пертуар 20)с..рвиз 21)стр..мительно 22)ф..олетовый 23)ч..модан 24)экз..мпляр 25)эл..ксир 26)эст..када.

II. Из задания I выписать номера слов, соответствующих данным значениям:

1) Синий с красноватым оттенком, тёмно-лиловый.

2) Совокупность произведений (драматических, музыкальных и т.д.), исполняемых в театре, на эстраде, а также фильмов, идущих в кинотеатре.

3) Совокупность, свод правил, регулирующих порядок какой-либо деятельности.

4) Случай, имевший место в прошлом и служащий примером или оправданием для случаев подобного рода.

5) Неприятный случай, происшествие.

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) наврала, асимметрия, позвала;

2) защемит, приручит, прогнала;

3) замерла, пломбированный, доплыла;

4) партер, доцент, столяр.

Карточка 2.

I. Словарный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» (карточка I).

II. Какое из написанных вами в диктанте слов имеет значение:

1) Исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других.

2) Просторное помещение при парадном входе в здание.

3) Совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья.

4) Политический строй, основанных на принципах народовластия, признания свободы и равенства граждан.

5) Существенный отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) колос (хлебный), доцент, баловать;

2) мельком, торты, августовский;

3) крови (анализ), арбуз, столяр;

4) свекла, фарфор, арест.

IV. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить слово ГЛИНИСТЫЙ?

1) Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного глиняного сланца.

2) Пол почти во всех комнатах был глиняный.

3) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках.

4) Мне вспомнился Новгород моего детства, глиняные свистульки, которыми торговали на базаре.

V. Сформулируйте значение слов глиняный и глинистый, опираясь на предыдущее задание.

Карточка 3.

I. Вставьте проверяемые безударные гласные:

Выч..слять, выч..стить, закр..пить, зал..зать рану, заскр..пела дверь, зач..сление, ид..ология, изв..вается, над..вать, об..щать, ощ..пать курицу, пл..нительный, посв..щение, поч..нить, пренебр..жительный, прибл..зительный, прим..рять друзей, просв..щение, развл..чение, скр..пить подписью, соед..нение, сомн..ваться, стаб..лизировать, тр..петать, уд..вляться, флаг разв..вается, т..пичный.

II. Из задания 1 выписать слова, соответствующие данным значениям:

1) Система взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс, политическую партию.

2) Отличающийся признаками, свойственными какому-либо типу предметов, лиц, явлений.

3) Покоряющий своей прелестью, очаровательный.

4) Быть охваченным мелкой дрожью; колебаться, дрожать.

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

1) надорвалась, изобретённый, определит;

2) недолила, отобрала, разобралась;

3) изорвалась, отозвала, рассредоточение;

4) заперта, псевдоним, мозаичный.

IV. В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

1) В порыве благодарной откровенности она тут же выложила все Витькины секреты.

2) Родители рядового Сидорова получили из воинской части благодарное письмо.

3) Оксана окинула друзей благодарным взглядом и тихо засмеялась.

4) Маша с таким ясным и благодарным выражением лица пошла навстречу гостям, что у нас сердце забилось от радости.

V. Сформулируйте значение слов благодарный и благодарственный, опираясь на предыдущее задание.

Карточка 4.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Расст..лить ковёр, пл..дородная д..лина, посв..тить ф..нариком, зан..мать место, написать изл..жение, местный ст..рожил, укр..щать льва, з..рница, ум..лять заслуги, инц..дент, подск..чить, сож..ление, оп..лчение, пл..вчиха, кухонная утв..рь, подг..реть, прекл..няться, б..нд..роль, подр..стковый, зар..внять яму, зап..рать дверь.

II. Из слов задания I выписать слова с чередующимися гласными.

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) километр, начал, агентство;

2) каталог, свекла, фарфор;

3) красивее, красива, цыган;

4) намерение, процент, ярмарка.

IV. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

V. Укажите лексическое значение слова «негодование».

1) сомнение, удивление;

2) тяжёлое переживание, несчастье;

3) суровость, безжалостность;

4) возмущение, крайнее недовольство.

Карточка 5.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ..ба, чащ..ба, стаж..р, чуж..го человека, нет княж..н, он смеш..н, удруч..н, ш..лк, реш..нный, щ..лка, ч..тный, ж..ваный, жж..ный, бесш..вный, заж..гшийся, ч..рствый, ож..г пальцев, взбеш..нный, борж..ми, бесш..рстный, молодож..н, ч..тный, теч..т, расч..т.

II. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2) В этот день она услышала много обидчивых слов.

3) Любой поступок заслуживает осуждения.

4) Студент быстро освоил материал.

5) Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

III. Поставьте ударение в словах:

августовский, договор, цемент, эксперт

IV. Какое из перечисленных слов имеет значение «не проявляющий склонности, пристрастия, внимания, интереса к чему-либо, равнодушный»?

1) бестолковый;

2) безучастный;

3) беспристрастный;

4) безнравственный.

Карточка 6.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Диск-ж..кей, кош..лка, ож..г руку, отщ..лкать, подж..гший, разовощ..кий, ч..рствый,  неч..саный, ч..порный, смеш..н, удруч..н, ш..рты, трещ..тка, изж..га, ж..лчный, бесш..рстный, маж..рный, заж..гшийся, недожж..нный, печ..нка, полуш..пот, ж..ваный.

II. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) живность, овен, цемент;

2) лечо, дефис, дралась;

3) древко, созыв, оптовый;

4) сливовый, бездарь, статуя.

III. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

2) Она приготовила сытый завтрак.

3) Болотистый ил является отличным удобрением.

4) Соседний кот важно прошёл на кухню.

5) В девятимесячном возрасте ребёнка перевели на искусное вскармливание.

IV. Значение какого слова определено неверно?

1) Филиал – часть какого-то предприятия, учреждения.

2) Триллион – число, изображаемое единицей с 12 нулями.

3) Стажёр – лицо, находящееся на испытательном сроке.

4) Сувенир – подарок ко дню рождения.

V. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) в ста восьмидесяти восьми томах;

2) не машите руками;

3) шире;

4) ихние ошибки.

Карточка 7.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Сч..тчик, ж..рдочка, капюш..н, многош..вный, пш..нка, чеч..тка, щ..голь, ш..рох, печ..ночный, боч..нок, суп-харч.., ч..тко, ш..ковый, расч..санный, реш..тка, изж..ванный, расч..т, расч..тливый, чащ..ба, ш..рник.

II. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

2) Актёр умел представить пение соловья.

3) Вам нужно срочно представить отчёт о командировке.

4) Я представил Вам самостоятельно решать эти вопросы.

III. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?

1) волк в овечьей шкуре;

2) тише воды, ниже травы;

3) вольная птица;

4) заячья душа.

IV. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) включена;

2) баловать;

3) портфель;

4) начали.

V. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) консервов;

2) в дух тысяч первом году;

3) семеро смелых;

4) лечащий врач.

Карточка 8.

I. Вставьте непроверяемые безударные гласные корня. Подготовьтесь к словарному диктанту.

1) Ар..ст..кратия 2) б..лл..тристика 3) в..н..грет 4) в..т..ран 5) г..г..мония 6) д..л..гат 7) д..р..жёр 8) д..серт 9) ижд..венец 10) инт..лл..генция 11) компл..мент 12) комб..незон 13) л..генда 14) обс..рватория 15) п..рсп..ктива 16) пр..ор..тет 17) пь..д..стал 18) р..кошетом 19) р..цензия 20) с..реневый 21) тр..н..роваться 22) ц..вилизация 23) ш..девр 24) эксп..р..мент 25) эп..демия 26) ярм..рка

II. Из слов задания I выписать слова, соответствующие данным значениям:

1) Художественная повествовательная литература (романы, повести, рассказы).

2) Лестные слова в адрес кого-либо.

3) Первенство, руководство, превосходство в силе, влияние; господство.

4) Письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, кинофильма; отзыв.

5) Социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием в различных областях науки, техники и культуры.

III. Объясните значение паронимов:

1) безделица – бездельница;

2) невежа-невежда;

3) воскресенье-воскресение.

IV. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) ночные сторожа;

2) песни татар;

3) самый красочный;

4) шестиста рублей.

V. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота:

Увидев его на перроне,

1) она вспомнила их первую встречу.

2) слёзы потекли у неё по щекам.

3) она начала махать ему рукой.

4) она вдруг поняла, что любит его.

VI. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) наливший;

2) переключит;

3) начала;

4) кашлянуть.

Карточка 9.

I. Словарный диктант «Правописание безударных непроверяемых гласных корня» (карточка 8).

II. Какое из вышенаписанных слов имеет значение:

1) Старый опытный воин.

2) Поэтическое или историческое предание о каком-либо событии, лице.

3) Здание, специально оборудованное для астрономических, географических, метеорологических и т.п. наблюдений, а также научное учреждение, ведущее эти наблюдения.

4) Вид вдаль, открывающийся с какого-либо места; видимое глазом пространство. Какие значения этого слова вы ещё знаете?

5) Уровень развития материальной и духовной культуры общества, а также само это общество со своей материальной и духовной культурой.

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) дочиста, легка, лила;

2) цемент, близка, рвала;

3) принял, мельком, инсульт;

4) понял, заговор, тортов.

IV. В каком ряду все формы сравнительной степени имён прилагательных образованы верно?

1) богаче, дороже, круче, красивше;

2) тише, резче, короче, дешевше;

3) глубже, слаще, хлёстче, звонче;

4) чище, туже, шире, молодее.

V. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота?

1) Возвращаясь домой, я попал под проливной дождь.

2) Возвращаясь домой, Александр встретил своего друга, с которым не виделся уже целый год.

3) Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок до ниточки.

4) Возвращаясь домой, они всю дорогу вели оживлённую беседу.

Карточка 10.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Понч.., пощ..чина, прож..ванный, расч..ска, реш..тчатый, щ..тка, ч..лн, ч..ткий, бесш..вный, веч..рка, грубош..рстный, деш..вый, ж..лудь, ж..стче, ж..нглировать, крыж..венный, молодож..н, обж..гший, ож..г (пальца), пиж..н, по деш..вке, прож..рливый, ш..лковый.

II. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?

1) коллекция – систематизированное собрание однородных предметов; ветеринар – специалист, лечащий животных;

2) оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении;

3) вакансия – незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость;

4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация, выполняющая поручения учреждения или частных лиц.

III. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Мы живём в одном доме, но на различных этажах.

2) В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

3) На поляне мы увидели высокий земельный холм.

4) Эти фотографии сохранились в лесу потому, что моя бабушка была очень бережная.

5) Давайте найдём в себе скрытные резервы и доберёмся до вершины горы.

IV. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) донизу, включена, лгала;

2) свёкла, поручни, взято;

3) деспот, портфель, эксперт;

4) поняли, звонит, отняла.

V. В каком ряду все имена числительные употреблены правильно?

1) к девятистам рублям, у обоих студентов, довольствоваться сорок книгами;

2) у обеих подружек, думать о двухстах рублях, около трёхсот книг;

3) около девяносто вёдер, нет сорока авторучек, у обеих окон;

4) к двум книгам, нет двадцати трёх копеек, трёмстам книгами.

Карточка 11.

I. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) подкралась;

2) принялась;

3) заперлась;

4) началась.

II. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ.

1) Леонида Ивановича считали настоящим дипломатом в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государств во многом зависит от опыта и таланта дипломатов.

3) Ты говоришь как дипломат, но дело не идёт на лад.

4) Дипломаты Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

III. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) звончее;

2) в боку;

3) знаменитые профессора;

4) красивейший.

IV. Вставьте пропущенные буквы:

В..пиющий, вознагр..ждение, вообр..жение, вопл..тить, вышк..ленный, дог..даться, загл..деться, зар..зиться, инт..нация, м..рщинистый, настр..ение, неисс..каемый, непозв..лительный, обн..вление, огр..ждённый, од..рённый, оп..саться, осн..щённый, ост..новиться, оч..ровательный, погл..щение, пок..яние, потр..сение, препод..ватель, пров..згласить, проз..бать, скр..ить, см..тение, снар..жение, созн..ваться, сокр..тить, составлять, стабилизировать, убавлять, уважение, угождать, удалённый, ук..ризненный, укр..титель, ум..лять о помощи, ч..стота пульса.

V. В каком предложении нет синтаксической ошибки?

1) Я с восхищением следил за самолётами, чудесным творением увлечённых людей, которые удалялись на запад.

2) Глядя на первоклассников, у нас возникают воспоминания о тех днях, когда мы впервые переступили порог школы.

3) Пьер похож на Андрея Балконского, а княжна Марья похожа на своего брата.

4) Катерина жила в родном доме, как птичка на воле; попав в дом Кабанихи, жизнь её резко переменилась.

Карточка 12.

I. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) занял;

2) алкоголь;

3) заняла;

4) подняв.

II. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»?

1) кураж;

2) мираж;

3) ажиотаж;

4) антураж.

III. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) пара носков;

2) несколько полотенец;

3) поезжай быстрее;

4) около пятиста километров.

IV. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2) Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3) Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4) В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

V. Классифицируйте найденную вами грамматическую ошибку:

1) нарушение в построении сложного предложения;

2) неправильное построение предложения с причастным оборотом;

3) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;

4) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного;

5) нарушение в построении предложения с однородными членами.

Карточка 13.

I. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

1) осталась, языковая (колбаса);

2) алфавит, инструмент, предложить;

3) формировать, издавна, инструмент;

4) двоюродный, каучук, свободнее.

II. Значение какого слово определено неверно?

1) свекровь – мать мужа;

2) десерт – сладкие блюда, фрукты, подаваемые в конце обеда;

3) обескуражить – лишить кого-то уверенности в себе;

4) репутация – уважение к кому-либо или чему-либо.

III. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) оденьтеся теплее;

2) пятеро студентов;

3) с пятьюдесятью рублями;

4) спелых яблок.

IV. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось справиться с трудностями, которые сначала казались непреодолимыми.

2) Ивашкевич писал, что у книги в наше время много соперников.

3) Охотник встретил и разговорился с егерем.

4) В стихотворении А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, выражена гражданская позиция поэта.

V. Классифицируйте найденную вами грамматическую ошибку:

1) нарушение в построении сложного предложения;

2) неправильное построение предложения с причастным оборотом;

3) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;

4) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного;

5) нарушение в построении предложения с однородными членами.

Карточка 14.

I. Значение какого слова определено неверно?

1) Дёрн – верхний слой почвы.

2) Дипломант – тот, кто удостоен диплома.

3) Эксперт – научный работник.

4) Двойственный – противоречивый.

II. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) более красивый;

2) день именин;

3) менее семьдесят пяти рублей;

4) поезжайте завтра.

III. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.

2) Некоторые из писем, написанные А.Н. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.

3) Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.

4) В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

IV. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец;

2) поэт, стихотворец, пиит, певец, лауреат;

3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться;

4) объединение, союз, ассоциация, федерация, коалиция.

V. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) ждалА, диАгноз, намЕрение;

2) подкрАлась, дОверху, каталОг;

3) докумЕнт, занялА, инструмЕнт;

4) углубИть, языкИ, украдУт.

Карточка 15.

I. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) щавель;

2) черпать;

3) процент;

4) баловать.

II. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

1) террорист;

2) шовинист;

3) импрессионист;

4) милитарист.

III. В каком предложении слово ОДЕТЬ употреблено неправильно?

1) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.

4) Андрей приютил племянника, обул и одел его, помог найти интересную работу.

IV. В каком ряду допущена ошибка в образовании форм глагола?

1) отобрать – отберу, отберём, отберут;

2) вызывать – вызываю, вызываешь, вызовем;

3) заснуть – засну, заснём, заснёте;

4) отдирать – отдираю, отдираем, отдирают.

V. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Все, кто приближается к площади искусств со стороны Невского проспекта, ещё издали видит стоящую на постаменте фигуру Пушкина.

2) По словам Достоевского, в романе «Евгений Онегин» Пушкин явился истинно народным писателем.

3) Одно из чудес на курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.

4) Благодаря особому строению здешней почвы грунтовые воды стоят не очень высоко.

Ответы

Карточка 1.

I. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

1)абонемент 2)бетон 3)великолепный 4)вестибюль 5)гигиена 6)дезинфекция 7)демократия 8)директор 9)деликатес 10)инженер 11)инцидент 12)квитанция 13)критерий 14)лицензия 15)периферия 16)привилегия 17)прецедент 18)регламент 19)репертуар 20)сервиз 21)стремительно 22)фиолетовый 23)чемодан 24)экземпляр 25)эликсир 26)эстакада.

II. Из задания I выписать номера слов, соответствующих данным значениям:

1) Синий с красноватым оттенком, тёмно-лиловый (22 – фиолетовый).

2) Совокупность произведений (драматических, музыкальных и т.д.), исполняемых в театре, на эстраде, а также фильмов, идущих в кинотеатре (19 – репертуар).

3) Совокупность, свод правил, регулирующих порядок какой-либо деятельности (18 – регламент).

4) Случай, имевший место в прошлом и служащий примером или оправданием для случаев подобного рода (17 – прецедент).

5) Неприятный случай, происшествие (11 – инцидент).

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) навралА, асимметрИя, позвалА

2) защемИт, приручИт, прогналА

3) замерлА, пломбирОванный, доплылА

4) партЕр, доцЕнт. столЯр

Карточка 2.

I. Словарный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» (карточка I).

1)абонемент 2)бетон 3)великолепный 4)вестибюль 5)гигиена 6)дезинфекция 7)демократия 8)директор 9)деликатес 10)инженер 11)инцидент 12)квитанция 13)критерий 14)лицензия 15)периферия 16)привилегия 17)прецедент 18)регламент 19)репертуар 20)сервиз 21)стремительно 22)фиолетовый 23)чемодан 24)экземпляр 25)эликсир 26)эстакада.

II. Какое из написанных вами в диктанте слов имеет значение:

1) Исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других (привилегия).

2) Просторное помещение при парадном входе в здание (вестибюль).

3) Совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья (гигиена).

4) Политический строй, основанных на принципах народовластия, признания свободы и равенства граждан (демократия).

5) Существенный отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо (регламент).

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) кОлос (хлебный), доцЕнт, баловАть;

2) мЕльком, тОрты, Августовский;

3) крОви (анализ), арбУз, столЯр;

4) свЁкла, фарфОр, арЕст.

IV. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить слово ГЛИНИСТЫЙ?

1) Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного глинистого сланца.

V. Сформулируйте значение слов глиняный и глинистый, опираясь на предыдущее задание.

Глиняный – сделанный из глины; имеющий цвет глины, серовато-коричневый.

Глинистый – с примесью глины.

Карточка 3.

I. Вставьте проверяемые безударные гласные:

Вычислять, вычистить, закрепить, зализать рану, заскрипела дверь, зачисление, идеология, извивается, надевать, обещать, ощипать курицу, пленительный, посвящение, починить, пренебрежительный, приблизительный, примирять друзей, просвещение, развлечение, скрепить подписью, соединение, сомневаться, стабилизировать, трепетать, удивляться, флаг развевается, типичный.

II. Из задания 1 выписать слова, соответствующие данным значениям:

1) Система взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс, политическую партию (идеология).

2) Отличающийся признаками, свойственными какому-либо типу предметов, лиц, явлений (типичный).

3) Покоряющий своей прелестью, очаровательный (пленительный).

4) Быть охваченным мелкой дрожью; колебаться, дрожать (трепетать).

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

1) надорвалАсь, изобретЁнный, определИт;

2) недолилА, отобралА, разобралАсь;

3) изорвалАсь, отозвалА, рассредоточЕние;

4) запертА, псевдонИм, мозаИчный.

IV. В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

2)Родители рядового Сидорова получили из воинской части благодарственное письмо.

V. Сформулируйте значение слов благодарный и благодарственный, опираясь на предыдущее задание.

Благодарный - чувствующий признательность за оказанное ему добро, выражающий признательность.

Благодарственный - торжественно выражающий благодарность.

Карточка 4.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Расстелить ковёр, плодородная долина, посветить фонариком, занимать место, написать изложение, местный старожил, укрощать льва, зарница, умалять заслуги, инцидент, подскочить, сожаление, ополчение, пловчиха, кухонная утварь, подгореть, преклоняться, бандероль, подростковый, заровнять яму, запирать дверь.

II. Из слов задания I выписать слова с чередующимися гласными.

Расстелить, занимать, изложение, зарница, подскочить, пловчиха, утварь, подгореть, преклоняться, подростковый, заровнять, запирать.

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) киломЕтр, нАчал, агЕнтство;

2) каталОг, свЁкла, фарфОр;

3) красИвее, красИва, цыгАн;

4) намЕрение, процЕнт, Ярмарка.

IV. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информативной и поэтому очень полезной.

V. Укажите лексическое значение слова «негодование».

4) возмущение, крайнее недовольство.

Карточка 5.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Трущоба, чащоба, стажёр, чужого человека, нет княжон, он смешон, удручён, шёлк, решённый, щёлка, чётный, жёваный, жжёный, бесшовный, зажёгшийся, чёрствый, ожог пальцев, взбешённый, боржоми, бесшёрстный, молодожён, чётный, течёт, расчёт.

II. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент (абонемент).

2) В этот день она услышала много обидчивых слов (обидных).

3) Любой поступок заслуживает осуждения (проступок).

4) Студент быстро освоил материал (усвоил).

5) Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи (практичный).

III. Поставьте ударение в словах:

Августовский, договОр, цемЕнт, экспЕрт

IV. Какое из перечисленных слов имеет значение «не проявляющий склонности, пристрастия, внимания, интереса к чему-либо, равнодушный»?

2) безучастный.

Карточка 6.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Диск-жокей, кошёлка, ожёг руку, отщёлкать, поджёгший, разовощёкий, чёрствый,  нечёсаный, чопорный, смешон, удручён, шорты, трещотка, изжога, жёлчный, бесшёрстный, мажорный, зажёгшийся, недожжённый, печёнка, полушёпот, жёваный.

II. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) жИвность, Овен, цемЕнт;

2) лЕчо, дефИс, дралАсь;

3) дрЕвко, созЫв, оптОвый;

4) слИвовый, бЕздарь, стАтуя.

III. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом (виноватым).

2) Она приготовила сытый завтрак (сытный).

3) Болотистый ил является отличным удобрением (болотный).

4) Соседний кот важно прошёл на кухню (соседский).

5) В девятимесячном возрасте ребёнка перевели на искусное вскармливание (искусственное).

IV. Значение какого слова определено неверно?

4) Сувенир – подарок ко дню рождения.

V. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

4) ихние ошибки.

Карточка 7.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Счётчик, жёрдочка, капюшон, многошовный, пшёнка, чечётка, щёголь, шорох, печёночный, бочонок, суп-харчо, чётко, шоковый, расчёсанный, решётка, изжёванный, расчёт, расчётливый, чащоба, шорник.

II. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

4) Я предоставил Вам самостоятельно решать эти вопросы.

III. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?

2) тише воды, ниже травы.

IV. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) включенА;

2) баловАть;

3) портфЕль;

4) нАчали.

V. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

2) в дух тысяч первом году.

Карточка 8.

I. Вставьте непроверяемые безударные гласные корня. Подготовьтесь к словарному диктанту.

1) Аристократия 2) беллетристика 3) винегрет 4) ветеран 5) гегемония 6) делегат 7) дирижёр 8) десерт 9) иждивенец 10) интеллигенция 11) комплимент 12) комбинезон 13) легенда 14) обсерватория 15) перспектива 16) приоритет 17) пьедестал 18) рикошетом 19) рецензия 20)  сиреневый 21) тренироваться 22) цивилизация 23) шедевр 24) эксперимент 25) эпидемия 26) ярмарка

II. Из слов задания I выписать слова, соответствующие данным значениям:

1) Художественная повествовательная литература (романы, повести, рассказы) (беллетристика).

2) Лестные слова в адрес кого-либо (комплимент).

3) Первенство, руководство, превосходство в силе, влияние; господство (гегемония).

4) Письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, кинофильма; отзыв (рецензия).

5) Социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием в различных областях науки, техники и культуры (интеллигенция).

III. Объясните значение паронимов:

1) безделица – нечто, не имеющее значения;

бездельница – особа женского пола, которая бездельничает, ведёт праздный образ жизни;

2) невежа – грубый, невоспитанный, невежливый человек;

невежда – малообразованный человек, неуч;

3) воскресенье – седьмой день недели, следующий за субботой;

воскресение – возвращение к жизни; возрождение, внутреннее обновление.

IV. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

4) шестиста рублей.

V. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота:

Увидев его на перроне,

2) слёзы потекли у неё по щекам.

VI. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) налИвший;

2) переключИт;

3) началА;

4) кАшлянуть.

Карточка 9.

I. Словарный диктант «Правописание безударных непроверяемых гласных корня».

1) Аристократия 2) беллетристика 3) винегрет 4) ветеран 5) гегемония 6) делегат 7) дирижёр 8) десерт 9) иждивенец 10) интеллигенция 11) комплимент 12) комбинезон 13) легенда 14) обсерватория 15) перспектива 16) приоритет 17) пьедестал 18) рикошетом 19) рецензия 20)  сиреневый 21) тренироваться 22) цивилизация 23) шедевр 24) эксперимент 25) эпидемия 26) ярмарка.

II. Какое из вышенаписанных слов имеет значение:

1) Старый опытный воин (ветеран).

2) Поэтическое или историческое предание о каком-либо событии, лице (легенда).

3) Здание, специально оборудованное для астрономических, географических, метеорологических и т.п. наблюдений, а также научное учреждение, ведущее эти наблюдения (обсерватория).

4) Вид вдаль, открывающийся с какого-либо места; видимое глазом пространство (перспектива). Какие значения этого слова вы ещё знаете? (Способ изображения объёмных предметов; будущее, планы на будущее).

5) Уровень развития материальной и духовной культуры общества, а также само это общество со своей материальной и духовной культурой (цивилизация).

III. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) дОчиста, легкА, лилА;

2) цемЕнт, близкА, рвалА;

3) прИнял, мЕльком, инсУльт;

4) пОнял, зАговор, тОртов.

IV. В каком ряду все формы сравнительной степени имён прилагательных образованы верно?

3) глубже, слаще, хлёстче, звонче.

V. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота?

3) Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок до ниточки.

Карточка 10.

I. Вставьте пропущенные буквы.

Пончо, пощёчина, прожёванный, расчёска, решётчатый, щётка, чёлн, чёткий, бесшовный, вечёрка, грубошёрстный, дешёвый, жёлудь, жёстче, жонглировать, крыжовенный, молодожён, обжёгший, ожог (пальца), пижон, по дешёвке, прожорливый, шёлковый.

II. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?

2) оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении.

III. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Мы живём в одном доме, но на различных этажах (разных).

2) В жаркий день приятно походить по теневым аллеям (тенистым).

3) На поляне мы увидели высокий земельный холм (земляной).

4) Эти фотографии сохранились в лесу потому, что моя бабушка была очень бережная (бережливая).

5) Давайте найдём в себе скрытные резервы и доберёмся до вершины горы (скрытые).

IV. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) дОнизу, включенА, лгалА;

2) свЁкла, пОручни, взЯто;

3) дЕспот, портфЕль, экспЕрт;

4) пОняли, звонИт, отнялА.

V. В каком ряду все имена числительные употреблены правильно?

2) у обеих подружек, думать о двухстах рублях, около трёхсот книг.

Карточка 11.

I. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) подкрАлась;

2) принялАсь;

3) заперлАсь;

4) началАсь.

II. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ.

4) Дипломанты Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

III. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) звончее.

IV. Вставьте пропущенные буквы:

Вопиющий, вознаграждение, воображение, воплотить, вышколенный, догадаться, заглядеться, заразиться, интонация, морщинистый, настроение, неиссякаемый, непозволительный, обновление, ограждённый, одарённый, опасаться, оснащённый, остановиться, очаровательный, поглощение, покаяние, потрясение, преподаватель, провозгласить, прозябать, скроить, смятение, снаряжение, сознаваться, сократить, составлять, стабилизировать, убавлять, уважение, угождать, удалённый, укоризненный, укротитель, умолять о помощи, частота пульса.

V. В каком предложении нет синтаксической ошибки?

3) Пьер похож на Андрея Балконского, а княжна Марья похожа на своего брата.

Карточка 12.

I. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) зАнял;

2) алкогОль;

3) занялА;

4) поднЯв.

II. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»?

3) ажиотаж.

III. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

4)около пятиста километров.

IV. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

3) Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

V. Классифицируйте найденную вами грамматическую ошибку:

4) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного.

Карточка 13.

I. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

1) остАлась, языкОвая (колбаса);

2) алфавИт, инструмЕнт, предложИть;

3) формировАть, Издавна, инструмЕнт;

4) двоЮродный, каучУк, свобОднее.

II. Значение какого слово определено неверно?

4) репутация – уважение к кому-либо или чему-либо.

III. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) оденьтеся теплее.

IV. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

3) Охотник встретил и разговорился с егерем.

V. Классифицируйте найденную вами грамматическую ошибку:

5) нарушение в построении предложения с однородными членами.

Карточка 14.

I. Значение какого слова определено неверно?

3) Эксперт – научный работник.

II. Укажите ошибку в образовании формы слова:

3) менее семьдесят пяти рублей.

III. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.

IV. В каком ряду не все слова являются синонимами?

2) поэт, стихотворец, пиит, певец, лауреат.

V. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) ждалА, диАгноз, намЕрение;

2) подкрАлась, дОверху, каталОг;

3) докумЕнт, занялА, инструмЕнт;

4) углубИть, языкИ, украдУт.

Карточка 15.

I. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) щавЕль;

2) чЕрпать;

3) процЕнт;

4) баловАть.

II. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

2) шовинист.

III. В каком предложении слово ОДЕТЬ употреблено неправильно?

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.

IV. В каком ряду допущена ошибка в образовании форм глагола?

2) вызывать – вызываю, вызываешь, вызовем.

V. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Все, кто приближается к площади искусств со стороны Невского проспекта, ещё издали видит стоящую на постаменте фигуру Пушкина.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

100 карточек-заданий на тему "Нравственное воспитание на уроках русского языка"

Карточки-задания представляют собой дидактический материал, который можно использовать на уроках для индивидуальной работы. На тему нравственного воспитания подобраны тексты, высказывания известных лю...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...

Варианты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 11 класс с ответами

Данные варианты предложены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...