Дистанционный урок для 9 класса 704
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Дистанционный урок для 9 класса по подготовке к ОГЭ

Тема: Повторение. Подготовка к ОГЭ.

1. Повторение темы «Правописание чередующихся корней»

- схемы 1-6

- видеоурок по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=CeviUCj_MiA

2. Проверочная работа

Тест по ссылке  https://docs.google.com/forms/d/1w_d-CThlLTKX9H7XFpotdeELPObpemiQJt1rhk7Db4A/edit

3. Повторение темы «Вводные слова»

- Теория

Вводные слова не являются членами предложения. На письме выделяются запятыми:

Бабушка, видимо, была прекрасной рассказчицей.

Вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что имеют грамматическую основу. Выделяются на письме запятыми: Я думаю, скоро потеплеет.

                               ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

1. Уверенность

конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др.

2. Предположение, неуверенность

очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть

3. Чувство радости, огорчения, удивления

к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.

4. Источник мысли

по-моему, по-твоему, по словам, говорят, по сообщению и др.

5. Порядок изложения мыслей

во-первых, во-вторых, наконец и др.

6. Связь данной мысли с предыдущей

итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим

7. Вежливость, привлечение внимания собеседника

извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др.

 

Обратите внимание! Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

якобы, словно, даже, если, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, всё-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто.

Отличие вводных слов от членов предложения.

Часто вводными словами или членами предложения могут выступать одни и те же слова Необходимо помнить, что в некоторых случаях:

Вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится:

Бобрята, верно, решили, что они в полной безопасности. Вводное слово верно можно опустить.

 Она поступила верно. В данном случае слово верно опустить нельзя.

 Вводные слова можно заменять другими, близкими по значению:  Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное),  решили, что они в полной безопасности.

1)Слово однако.

 Если оно стоит в середине или в конце предложения, то является вводным и выделяется запятыми: Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако.

 В начале предложения оно имеет значение союза но и не является вводным: Однако (=но) письмо он так и не получил.

2)Слово наконец является вводным и выделяется запятыми, если указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление и его можно заменить выражением «и еще»: А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания.

Слово наконец не является вводным и не выделяется запятыми, если   употребляется в значении «под конец», «напоследок», «в результате всего». В   подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то:

Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дождался.

(Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался).

 

3)Слово вообще является вводным и выделяется запятыми, если упот­ребляется в значении «вообще говоря»: Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст.

 Если вообще имеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при  каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделяется:  Ты меня вообще не жди.

4)Слово значит является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел?

 Если значит можно заменить словом «означает» или оно стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми:

Твое доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.

Отвечать грубо значит показывать свою невоспитанность.  

5)Слова собственно, точнее, скорее, вернее являются вводными, если после них можно поставить слово говоряЧто, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия.

Особенности постановки знаков препинания при вводных словах.

 

Между рядом стоящими вводными словами ставится запятая

Правда, по мнению твоего друга, ты вел себя не лучшим образом.

Если вводное сочетание представляет собой неполную конструкцию, то вместо одной запятой ставится тире

По сведениям разведчиков, враги засели в местечке, по моим же — движутся в нашу сторону.

Если вводное слово словом (одним словом) стоит после однородных членов перед обобщающим, то перед ним ставится тире, а после него — запятая

Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис -  словом, его привлекало очень многое.                              

Между сочинительным союзом и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустить. Если это невозможно, то запятая не ставится.

И, кстати, мной уже приготовлен ужин.

Не  год, а, может быть, десять лет прожил Иван за одну ночь.

 

Знаки  препинания при вводных предложениях.

Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

1) Если они безличные или неопределенно-личные:

Пропавший отряд, мне кажется, нужно искать на другом склоне горы

2) Если они личные нераспространенные предложения: Дождь, я думаю, скоро закончится.

3) Если начинаются союзами или союзными словами: Против самых ворот, на стене, висел образ Николая Чудотворца, как сказал мне Ковляга.

 

Вставные конструкции.

 

Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые передают дополнительную, необязательную информацию, поясняют описываемую речевую ситуацию (попутно сделанные замечания, поправки, уточнения).

 

Вставные конструкции на письме выделяются скобками или тире, а в устной речи – более отчетливо выраженной интонацией вводности.

Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.  Булочники - их было четверо - держались в стороне.          

-видеоурок  по ссылке  https://www.youtube.com/watch?v=quANPlhUSV4

- презентация

3. Проверочные работы

https://best-language.ru/test/vvodnye-slova

https://iq2u.ru/tests/test/run/1390

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v5_gia._vvodnye_slova_i_predlozheniya.ppt483.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Слайд 2

К со словам и конструкциям, грамматически не связанными с членами предложения, относятся ОБРАЩЕНИЯ, ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ,ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

Слайд 3

Задание из демоверсии В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?

Слайд 4

Повторим теорию Повторим теорию

Слайд 5

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

Слайд 7

Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица. Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин).

Слайд 8

Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Слайд 9

Знаки препинания Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе , умная, бредёшь ты, голова?

Слайд 10

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает , например: Эта безлунная ночь, казалось , была всё так же великолепна, как и прежде. Вводное слово казалось выражает неуверенность говорящего в том, что он сообщает.

Слайд 12

Вводные слова не являются членами предложения; при произношении они выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произношением), а на письме запятыми. По смыслу они тесно связаны с предложением в целом, если стоят в начале или в конце предложения ( Действительно , камни бывают различной твердости .Самый мягкий камень – тальк) или с каким-то отдельным членом предложения, если вводное слово стоит перед этим членом.

Слайд 13

Значение вводных слов Значения Примеры . Различная степень уверенности: а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др.); б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др.). 2. Различные чувства ( к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.). 3. Источник сообщения (кому при ­ надлежат сообщение) (по сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо). 4. Порядок мыслей и их связь первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например и др.) 5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать). Горный воздух , без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека. (И. Тургенев) Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью, благоговением. (К. Паустовский) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Н. Пржевальский) По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю. Во-первых , я плохо знал эту местность, к, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала. (М. Лермонтов) Одним словом, в школе стало в тысячу \раз интереснее. (В. Каверин) |

Слайд 14

Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениями: А любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист». (Ю. Дмитриев) Вводные слова и вводные предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением), а на письме запятыми, например: Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. Крылов); Книги Пришвина , говоря его же словами, — это бесконечная радость постоянных открытий. (Пауст.); Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (А. Пушкин); Моя душа , я помню, с детских лет чудесного искала. (М. Лермонтов) Вставные конструкции , выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девки — их было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. (А. Эртель.); Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. (А. Эртель); К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре. (А. Эртель).

Слайд 15

Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями; они легко убираются из текста без потери смысла.

Слайд 16

Алгоритм выполнения задания Найди специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает ( они выделены запятыми, реже – тире или скобками). Убери их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения. 3) Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми. 4) Вспомни значения вводных слов. Входит ли твое слово в их число?

Слайд 17

Решим тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс

Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова.

Дистанционный урок 5 класс. Викторина по басням Крылова....

Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...

Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение"....

Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...

Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы"  10.04.2020...