Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Правописание частиц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный урок разработан по УМК Бабайцевой В.В. Урок "открытие нового знания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель _____Лебедева Е.С.   Категория (разряд) _высшая     Предмет    _русский язык

№ урока  по  расписанию   ___1-2__ Класс  ___5а- 5 б___ Учащихся  по  списку __30 и 27__чел.    На  уроке  _____ чел. Отсутствуют _______

 Тема урока  (в соответствии с календарно-тематическим планированием): Частица как служебная часть речи.

Место урока в системе уроков:   урок «открытия нового знания»

Решаемые проблемы: как пишутся со словами частицы ли, бы, же?

Виды деятельности: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), работа в парах, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование оценок.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться применять правила написания частиц со словами.

УУД: коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной  форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила; анализа текста.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Оборудование урока: учебник, тетрадь

Тип урока: урок решения учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цели урока: Пропедевтическое знакомство с частицами не, бы, ли, же  как служебными частями речи.

Задачи:

  1. Значение, которое придает предложению (или его отдельным частям) частица;
  2. Раздельное написание слов данного класса с другими словами (орфограмма-пробел).

Цели: Что такое частица? Какие бывают частицы? Как пишутся частицы с другими частями речи? И т.п.

  1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант № 6

Пишут диктант

  1. Актуализация опорных знаний.

На какие 2 большие группы делятся все части речи? Назовите самостоятельные части речи, назовите служебные части речи.

 Чем они отличаются друг от друга?

Что такое предлог? Назовите предлоги.

      Что такое союз? Назовите союзы.

       В каком случае ставится запятая?

А теперь скажите, что такое частица? Давайте познакомимся с этой частью речи поближе.

Формулирование темы урока.

Целеполагание.

Что вы хотите узнать о частицах на уроке?

Введение в новую тему. Работа с учебником.

  1. Откройте учебник на странице 50, упражнение 157.

Запишите предложения, подчеркните орфограмму. Как называется эта орфограмма?

Творческое задание.

Сформулируйте и запишите 2-3 правила поведения в школе, в которых что-то не позволяется.

Какую частицу вы использовали? Какое значение вносит частица НЕ в предложение? Как пишется частица НЕ с другими словами? Бывают ли здесь исключения?

  1. Упражнение 159.

Сравните предложения:

Витя охотно пел в хоре.- Витя охотно пел бы в хоре.

Весна была теплая.- Была бы весна теплая!

Одинаковы ли эти предложения по смыслу? Чем отличаются? Какое значение внесла частица БЫ в эти предложения? Как пишется частица БЫ с другими словами?

Устная работа в парах.

Один составляет небольшое предложение без частицы БЫ, другой говорит это предложение со значением желательности, т.е. с частицей БЫ.

Запишите составленные предложения в тетрадь.

  1. Физкультминутка
  2. Упражнение 160, с. 51

Одинаковы ли эти предложения? Чем отличаются? Какое значение внесла частица ЛИ в предложение? Как пишется частица ЛИ с другими словами? Какой знак ставится в конце предложения с частицей ЛИ?

Упр. 161, письменно. Один у доски.

  1. Упр. 162, с. 51 (устно)

Чем отличаются предложения? В каких их них просьба выражена более настойчиво? Какой оттенок придаёт частица ЖЕ предложению? Как пишется частица ЖЕ с другими словами?

Запишите из упр. 163 два предложения, в одном из которых частица ЖЕ, в другом её вариант Ж.

  1. Рефлексия.

Назовите известные вам частицы. Какой смысл придают они предложениям? Дайте определение частицам.

Работа в парах

Прочитайте текст. Вставьте в скобках подходящие по смыслу частицы НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ

Неужели мы приходим в этот мир, чтобы есть, спать и развлекаться? (Не) верю! Если (бы) мы жили только для этого, вряд (ли) мир открыл (бы) нам свою красоту. А ведь он удивительно прекрасен и загадочен. Постичь его тайны помогают знания физики, химии, высшей математики, биологии, астрономии. А вот тайны человека раскрывает медицина, психология. Но всё-таки, чтобы прочувствовать мир сильнее, нужно научиться ощущать его через музыку, поэзию, танец, живопись – через искусство. И главное – через любовь ко всему живому! Как много можно узнать, открыть! Давайте (же) стремиться к этим открытиям! Пусть откроется наше сердце для всего прекрасного!

  1. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Можете ли вы теперь ответить на те вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

Домашнее задание: П. 12, с. 21  (теория), № 164 или 165 (на выбор)

Сегодня активно работали: 

Ответ учащихся:

На самостоятельные и служебные. Существительное, глагол, прилагательное… Союз, предлог, частица.

Самостоятельные что- то обозначают, а служебные- служат для чего-либо.

В, на, под….

 Предлог- это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.  

Союз – это служебная часть речи, которая может соединять однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных. И, а, но.

Запятая ставится, когда союз соединяет простые предложения в составе сложных.

    Ответы- предположения….       

Что такое частица? Какие бывают частицы? Как пишутся частицы с другими частями речи?

Открывают учебники на с. 50. На полях видят частицы: не, бы, ли, же

Частица НЕ  употребляется перед глаголами.

Работают у доски. Орфограмма-пробел.

Не бегай на переменах. Не сори в коридорах. Не сори.

Частицу НЕ. Значение  отрицания.

Раздельно. Пишется слитно, когда слова не употребляются без НЕ (нездоровится, негодовать, ненавидеть)

 Дети читают предложения. Делают выводы.

Во вторых предложения есть частица БЫ. Она вносит значение желательности.

Раздельно.

 

 Во втором предложении есть частица ЛИ. Она вносит в предложение вопросительный смысл. Пишется раздельно. Вопросительный знак.

Частицей ЖЕ.  Во вторых предложениях.

Усилительный.

НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ. Отрицание, желательность, вопрос, усиление.

Частицы – это служебные части речи, которые вносят в предложение дополнительный смысл. Бывают частицы НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ, они пишутся со словами раздельно (кроме исключений, которые не употребляются без НЕ)

Дети вставляют пропущенные частицы, зачитывают полученный текст.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Урок по русскому языку на тему "Частицы. Разряды частиц"

Цели данного урока: дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;  познакомить с разрядами частиц; показать роль формообр...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Правописание частиц НЕ и НИ"

на уроке используются следующие материалы: презентация, тесты, фрагмнт мультфильма "В стране невыученных уроков", текст. Разработка урока создана к учебнику В. В.Львова....

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...

Методическая разработка урока по русскому языку "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"

В конспекте обозначены цели урока, задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные). Дан материал на повторение предыдущей темы "Частицы". Представлено подробное объяснение прави...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Отрицательные частицы НЕ и НИ"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Отрицательные частицы НЕ и НИ"...