Методическая разработка урока по русскому языку "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кириллова Галина Анатольевна

В конспекте обозначены цели урока, задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные). Дан материал на повторение предыдущей темы "Частицы". Представлено подробное объяснение правила "Различение частицы НЕ и приставки НЕ" с таблицами. Тренировочный материал дает возможность учителю выбрать задания для закрепления, а также для индивидуальной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razlichenie_chastitsy_ne_i_pristavki_ne.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

7 класс

Цель урока: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи.

Обучающие: 

  • закрепить знания учеников о частице не и приставке не-;
  • развивать орфографические и пунктуационные навыки;
  • научить рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава;
  • научить различать  написание приставки не и частицы не.

Коррекционно-развивающие: 

развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в речи.

Воспитательные: 

воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Проверка готовности класса к уроку, обеспечение нормальной обстановки для работы).

II. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке мы продолжаем изучение части речи «Частица».

– Давайте вспомним раздельное и дефисное написание частиц. Как они пишутся?  (Раздельно: бы (б), ли (ль), же (ж); через дефис: частица -то, -ка, -тка, -либо, -нибудь, -де,  -с, кое-.

Словарный диктант.


Запишите диктуемые частицы, распределяя их на группы:

а) пишутся слитно; б) пишутся через дефис; в) пишутся раздельно.

     

Все таки, отнюдь не, вряд ли, якобы, ну-ка, задумайся-ка, хотя бы, неужели, как раз, всё же, вовсе не, ещё бы, вроде, вот именно, всего-навсего, как бы не, просто-напросто, дай-ка, даже, что ли.

 
Делается вывод о раздельном и дефисном написании частиц.

III. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться различать правописание частицы не и приставки не

НЕ слитно или раздельно

Не пишется слитно

Приставка не, написанная слитно, утверждает наличие в предмете противоположного качества, признака или действия.

Не пишется раздельно

Частица не, написанная раздельно, отрицает наличие признака или действия

  • со словами, которые без не не употребляются, и в наречиях, которые следует запомнить: невежда, невзрачный, невзлюбить, нехотя, невдалеке, невпопад;
  • в приставке недо- с глаголами, которая имеет смысл чего-то сделанного плохо, мало или ниже нормы: суп недосолили – мало посолили; за ребёнком недосмотрели – плохо смотрели.

Отличайте приставку недо- от сочетания частицы не с корнями на до-: К вечеру мы ещё не досолили огурцы и помидоры. Зрители не досмотрели спектакль до конца.

 в существительных, полных и кратких прилагательных, наречиях на -, которые можно заменить синонимом без не, при этом наличие зависимых слов у прилагательных не влияет на слитное написание не: неприятель (враг), нездоровый (больной), небогат (беден), несмело (робко), незаметная на первый взгляд ошибка;

  с полными причастиям, если нет зависимых слов: непогашенные огни, неотосланное письмо;

Особую группу составляют отглагольные прилагательные и причастия на -мый, а также наречия, от них образованные, которые:

с не пишутся слитно даже при наличии зависимых слов: независимо от будущих поколений; независимо от места; незнакомый с ним, недосягаемо для него теперь, невидимый для глаза, невыразимый на словах, невидимые бактерии.

 с глаголами: не спешить;

 с деепричастиями: не спеша;

 с краткими причастиями: уроки не                     сделаны;

 с краткими прилагательными с оттенком    долженствования: не должен, не обязан + не замужем, не женат;

 с прилагательными в сравнительной степени: с не меньшим успехом;

с числительными: не шестьдесят;

-с наречиями не на -о: не очень, не здесь. 

 с полными причастиями, если есть зависимые слова: не погашенные бакенщиком огни, не отосланное вовремя письмо;

 со всеми частями речи если есть противопоставление с союзом а:

Путь не близкий, а далекий; ростом не высок, а низок;

 если есть усиление отрицания словами далеко не, вовсе не или отрицательными местоимениями и наречиями: он далеко не красавец, он вовсе не опасен, роман никому не интересен.

Не пишется раздельно только в редких случаях, когда при них есть:

 отрицательное местоимение: никем не видимые бактерии;

 указание на инструментарий или лицо, совершающее действие, в творительном падеже: не видимые в микроскоп бактерии, не видимые исследователем бактерии, но невидимые для исследователя бактерии.

«Авторское» правило действует при написании не- с наречиями на –о, с полными и краткими прилагательными, когда раздельным написанием автор усиливает отрицание:

                                 Не хорошо ты поступил (хорошо не поступил).

                                 Ты поступил нехорошо (плохо).

                                 Он был неглуп (был умен).

                                 Он был не глуп (глупым не был)

   

   

IV. Закрепление изученного материала.

1.Подберите к словам синонимы без не.

Неприятель  враг                                      невеселый  ……...

Независимость  ……                                неглубокий  …….

Неволя  ………                                         недорогой  ………

Недруг  …….                                            нездоровый  …….

Несчастье  ……                                        негромкий  ……...

Неправда ……..                                        небольшой  ……..

2.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)годовать; (не)кто; (не)(у)кого; (не)более(полу)часа; отл…чался (не)терпеливостью; (не)был; (не)когда; (не)обязан; (не)решённая (во)время; (не)кстати; ещё (не)рассказа…ая; (не)ожиданно; (не)подготовле…ый д..клад; (не)менее часа; (не)смотря на погоду; (не)маленькая вещ…; (не)мал, а велик; (не)чему; (не)за чем это делать; (не)пов…рачивая.

  3. Допишите частицу не слитно или раздельно.

Не готов        …чужд        …забудка        …ярче

…рад        …прав        …льзя        …хуже

…должен        …нужно        …лепый        …лучше

…виноват        …похоже        …победимый        …легче

…согласен         …раз        …постижимый        …глупее

  1. .Допишите не с глаголами

Несдобровать        он не договорил (не сказал до конца) и встал
….спорится                                       ты чего-то недоговариваешь (говоришь не все)

….везет                                              ему …. достает (………..) упорства

….здоровится                                     он   …..достает (………) до окна

….уловить                                         фильм …..досмотрели и ушли (…….)

….ймется                                          за ребенком ….досмотрели (……..)

….удостоить                                     суп …..досолили (………..)

….сдержаться                                   рыбу ….доварили (……….)

….истовствовать                              рабочим….....доплатили (……….)

….избежать                                      мы .…доучили всех мелочей (………)

….ладить                                          я пока ….доучил урок (………..)

….взлюбить                                     ты сегодня ….доучил урок (…….)

….взвидеть                                       масла …..довесили (…………)

Проверка

Не спорится

Не везет        ему недостает (у него мало) упорства

Нездоровится        он не достает (не дотягивается) до окна

Не уловить        фильм не досмотрели и ушли (не досмотрели до конца)

Неймется        за ребенком недосмотрели (плохо смотрели)

Не удостоить        суп недосолили (мало посолили)

Не сдержаться         рыбу недоварили (мало варили)

Неистовствовать        рабочим недоплатили (заплатили не полностью)

Не избежать        мы недоучли всех мелочей (плохо учили)

Не ладить         я пока не доучил урок до конца ( плохо выучил)

Невзвидеть        масла недовесили (обвесили, плохо взвесили)

V. Итоги урока. Оценки за урок.

  Какую орфограмму мы сегодня изучали?

  От чего зависит выбор частицы НЕ?

  От чего зависит выбор приставки НЕ?

VI. Самостоятельная работа (Карточка)

Допишите не слитно или раздельно.

Небогатый выбор. Отнюдь не богатый выбор. Коварный не…приятель. Он мне не…приятель, а друг. Он мне вовсе не…приятель. Сделано было не…мало, а много. Сделано вовсе не…мало. Не…выгодное предложение. Не…нужная тетрадь. Никому не…нужный разговор. Не…легкая задача. Задача не…легкая, а трудная. Не…глупый щенок. Вовсе не…глупый котенок. Человек не…большого роста. Не…большая, а маленькая квартира. Вовсе не…большое расстояние. Не…знакомая обстановка. Не…знакомые, а чужие люди. Мы не…знакомы. Он не…виноват и ничего не…должен. Не…выразимый ужас. Не…иссякаемый источник. Продавец не…довесил товар. Малыш не…дотянулся до мяча. В войну люди не…доедали. Повар не…досолил суп. Спортсмен не…дооценил соперника. Ему не…достает упорства, поэтому его не…допустили к работе.

Проверка. Коварный неприятель. Он мне не приятель, а друг. Он мне вовсе не приятель. Сделано было немало. Сделано было не мало, а много. Сделано вовсе не мало. Невыгодное предложение. Ненужная тетрадь. Никому не нужный разговор. Нелегкая задача. Задача не легкая, а трудная. Неглупый щенок. Вовсе не глупый котенок. Человек небольшого роста. Не большая, а маленькая квартира. Вовсе не большое расстояние. Незнакомая обстановка. Не знакомые, а чужие люди. Мы незнакомы. Он не виноват и ничего не должен. Невыразимый ужас. Неиссякаемый источник. Продавец недовесил товар. Малыш не дотянулся до мяча. В войну люди недоедали. Повар недосолил суп. Спортсмен недооценил соперника. Ему недостает упорства, поэтому его не допустили к работе.

VII. Домашнее задание. §72, упражнение №439, 443.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).

Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».Обобщение по данной  теме ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...