Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"
методическая разработка по литературе по теме

 

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изученного. Учитывая специфику учащихся профессиональных училищ, применяю занимательные формы работы  на уроках, использую мультимедиа, уделяю внимание связи с профессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki-_truzhenicy.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище№57

Краснодарского края

Методическая  разработка урока по русскому языку

 на тему «Приставки – труженицы»

                                       Преподаватель ГБОУ НПО ПУ№57КК

                                                          Толстякова Валентина Степановна

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изученного. Учитывая специфику учащихся профессиональных училищ, применяю занимательные формы работы  на уроках, использую мультимедиа, уделяю внимание связи с профессией.

                                     

  План - конспект урока.

Тема: «Приставки – труженицы» (поговорим о всех приставках сразу)

Цели:

образования: повторить значения, основные группы и правила правописания приставок, показать основное назначение приставок;

развития: развивать умения применять правила к практическим упражнениям, связно и последовательно отвечать на вопрос, умения самостоятельной работы;

воспитания: воспитывать потребность в изучении русского языка, повышении грамотности, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование урока: Мультимедийное оборудование,  опорные схемы, карточки-задания, портрет и книги С.Есенина; учебники по русскому языку.

Межпредметные связи:

Литература (работа с литературно –поэтическими текстами)

Производственное обучение (профессиональные слова с приставками разных групп).

Методы и формы обучения: словесные, наглядные, практические, индивидуальные и групповые.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Определение целей и задач урока: На сегодняшнем уроке мы повторим приставки русского языка, правила их правописания, словообразовательную роль приставок, будем правильно употреблять приставки в речи.

3.Запись числа и темы урока.

4.Работа над темой урока:

Беседа с учащимися по вопросам:

 Что такое приставка?

Для чего служат приставки?

Как называется такой способ словообразования?

 Как правильно выделить приставку в слове?

В вашей речи постоянно встречаются приставки. Сколько же их? Попытайтесь сосчитать и записать известные вам приставки.  

Учащиеся записывают приставки в тетрадь.            

После проверки выполненных работ преподаватель предлагает посмотреть на экран, где записаны приставки.

Слайд1.                                      

Без- (бес)                             на-                                               па-

В- (во)                                   над-(надо-)                               по-

Вз- (взо-, вс-)                     не- (недо-)                                  пере-        

Вы-                                       низ-(нис-)                                   под- (подо-)

До-                                       о-                                                  пра-

За-                                       об-(обо-)                                      пре-

Из- (изо-, ис-)                   от- (ото-)                                      пред-(предо-)                            

При-                                    про-                                             раз-(разо-, рас-)

Роз-(рос-)                     с- (со-)                                              су-

У-                                    через-(чрес-, чрез-)    

Здесь записано почти 50 приставок и их вариантов. Постоянная тренировка памяти поможет не только вспомнить нужные слова и части слов, но и повысить наблюдательность, грамотность. Я предлагаю следующее задание:

Прочитайте стихотворение, найдите в нем слова с приставками, запишите их в тетрадь, выделяя приставки.  

Слайд 2.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая  дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем- совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я  в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Вопросы: какую роль играют в этом тексте глаголы с приставками? Покажите на примере этого текста, чем приставки отличаются от предлогов?

Что вы знаете об авторе этого стихотворения?

Учащийся делает краткое  сообщение о С. Есенине, представляет его портрет, книги.

В проанализированном стихотворении встретились разные приставки. Необходимо их сгруппировать.  Вспомнить секреты правописания.

Учащийся делает сообщение о группах приставок.

   Слайд 3.

1группа приставок : приставки, которые пишутся независимо от произношения (по-, над-, с- и другие)

2 группа приставок: приставки на –з, -с: без- (бес-), раз- (рас-) и другие.

3 группа приставок: приставки пре- и при-.

Чтобы не запутаться в обилии приставок и правилах их правописания, составим опорную схему:

Слайд 4 .

1.ОПРЕДЕЛЯЮ, К КАКОЙ ГРУППЕ ОТНОСИТСЯ ПРИСТАВКА:

1группа: пишу независимо от произношения

2 группа: определяю, перед каким согласным стоит приставка: перед звонким ---------пишу  З, перед глухим ------- пишу С.

3 группа:  определяю смысл приставки:

 если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие------пишу при,

если приставка равна по значению слову ОЧЕНЬ или приставке ПЕРЕ-, то пишу пре.

    Закрепление теоретического материала:

А) 2 учащихся выполняют самостоятельно упражнение №121(«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под редакцией В.Ф. Грекова, Л.А. Чешко).

3 учащихся работают по карточкам.

Остальные комментировано выполняют упражнение 116  («Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под редакцией В.Ф. Грекова, Л.А. Чешко).

Проверка индивидуально  выполненных  заданий  и вывод о группах приставок и правилах их правописания.

Б) 3 учащихся у доски записывают профессиональные слова с приставками

(1,2,3 группы).

Остальные учащиеся выполняют занимательное задание: «Продолжи строчку!», интонацией выделяя слова с приставками.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру….

  (На  ель ворона взгромоздясь,

  Позавтракать  совсем уж было собралась,

  Да  позадумалась, а сыр во рту держала).    И.А. Крылов.

              Не ветер бушует над бором….

                (Не с гор побежали ручьи,        

                 Мороз-воевода дозором

                 Обходит владенья свои).    Н.А. Некрасов

Говорят: под Новый год…

(Что не пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается).

Проверка выполненной у доски работы, выборочное объяснение правописания приставок, выполнение разбора  нескольких слов по составу и словообразовательный разбор.

Составить  с любым из записанных слов предложение и выполнить его синтаксический разбор.

Вывод о приставке как части слова.

В) Используя опорные слова с приставками, составьте связный текст:

Слайд 5.

Проснулся, перестук, запели, защебетали, аромат, отголоски, присматриваться, вслушиваться, вдыхать, зашумел.

Домашнее задание: в составленном тексте найти слова с приставками, разобрать их по составу, выполнить словообразовательный разбор.

Обобщение изученного, выставление оценок за работу.

Резервное задание:

Используя разные приставки, образуйте однокоренные слова от данных:

КРИК      ВЗГЛЯД

ЗВОН     СТУК

                                 

                 



 

Комментарии

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изученного. Учитывая специфику учащихся профессиональных училищ, применяю занимательные формы работы на уроках, использую мультимедиа, уделяю внимание связи с профессией.

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изученного. Учитывая специфику учащихся профессиональных училищ, применяю занимательные формы работы на уроках, использую мультимедиа, уделяю внимание связи с профессией.