Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Козак Жанна Александровна

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.

Диффузия. Силы взаимодействия молекул».

Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц вещества и особенностей межмолекулярного взаимодействия.

Тип урока: урок-беседа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по физике

Тема: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.

Диффузия. Силы взаимодействия молекул»

Разработчик: Козак Жанна Александровна,

преподаватель физики

Санкт-Петербург 2014

I. Тема урока: «Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул».

II. Цель: формирование знаний о характере движения частиц вещества и особенностей межмолекулярного взаимодействия.

III. Задачи:

Образовательные:

- раскрыть важнейшие положения молекулярно-кинетической теории: молекулы находятся в непрерывном движении;

-познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений;

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия;

- расширить представление учащихся о том, что сила – одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц.

Развивающие:

- активизировать мышление школьников;

- продолжить работу по формированию умений самостоятельно формулировать выводы.

Воспитательные:

- показать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений;

- развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

III. Литература.

- Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

- Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач общения. - М.: Просвещение, 1988.

- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

- Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

IV. Оборудование урока:

для учителя:

для учащихся:

- ПК;

- мультимедийный проектор;

-  презентация;

- колба с водой;

- освежитель воздуха;

- кристаллики калия перманганата.

- учебник;

- тетрадь;

- линейка;

- ручка;

- секундомер;

- карандаш.

 

V. План урока:

 1. Организационный  момент.

 2. Актуализация знаний

 3. Изучение нового материала.    

          - Подготовительная работа.

          - Ознакомление.

 4. Закрепление  изученного материала.

 5. Итог урока.

 

1

10

1

18

10

5

VI. Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.Организационный момент

 Еще с древних времен люди пытались представить мир в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдений или опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него. Запишите тему нашего урока: «Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул».

Записывают тему урока в тетрадь.

2.Актуализация знаний

1. Сформулировать основные положения МКТ.

2. Что называют относительной молекулярной массой (формула, определения)?

3. Определить молярную массу углекислого газа СО2?

4. Что такое молекула?

5. Что такое атом?

6. Какова порядковая величина диаметра и массы молекул?

7. Что называют количеством вещества (формула, единица)?

8. Дать определение единицы количества вещества.

Обучающиеся отвечают на вопросы по желанию или по просьбе учителя.

Задание №3 выполняется у доски.

3.Изучение нового материала.

Тепловое движение молекул.

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) занимается изучением свойств веществ, основываясь при этом на представлениях о частицах вещества.

Беспорядочное (хаотичное) движение атомов и молекул в веществе называют тепловым движением, потому что скорость движения частиц увеличивается с ростом температуры. Экспериментальным подтверждением непрерывного движения атомов и молекул в веществе является броуновское движение и диффузия.

Записывают в тетрадь определение  -тепловое движение молекул.

Броуновское движение

Броуновское движение - непрерывное хаотичное движение частиц, помещенных в жидкость или газ.

Броуновское движение - это тепловое движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости или газе. Оно было открыто английским ботаником Броуном (1827 г.) и явилось наглядным доказательством хаотичного молекулярного движения.

Причина: Броуновские частицы движутся под влиянием ударов молекул. Из-за хаотичности теплового движения молекул, эти удары никогда не уравновешивают друг друга. В результате скорость броуновской частицы беспорядочно меняется по величине и направлению, а ее траектория представляет собой сложную зигзагообразную линию.

Молекулярно-кинетическая теория броуновского движения была создана А. Эйнштейном (1905 г.)

Особенности броуновского движения:

1) броуновские частицы совершают непрерывное хаотическое движение, интенсивность которого зависит от температуры и от размеров броуновской частицы;

2) траектория движения броуновской частицы очень сложная, не зависит от природы вещества частиц и внешних условий.

3) особенно странная и непривычная черта явления - броуновское движение никогда не останавливается, его можно наблюдать днями, месяцами, годами: Другими словами, оно вечно и самопроизвольно. Наблюдения показывают, что броуновское движение никогда не прекращается. В капле воды (если не давать ей высохнуть) движение крупинок можно наблюдать в течение многих дней, месяцев, лет. Оно не прекращается ни летом, ни зимой, ни днем, ни ночью. В кусках кварца, пролежавшего в земле тысячи лет, попадаются иногда капельки воды, замурованные в нем. В этих капельках тоже наблюдали броуновское движение плавающих в воде частиц.

Сейчас мы посмотрим фрагмент анимации «Броуновское движение».

Примеры броуновского движения. Ребята, а какие примеры броуновского движения вы можете привести?

Записывают в тетрадь определение – броуновское движение.

Приводят примеры броуновского движения: муравьи в блюде, частички пыли и дыма в газе, "ёжик в тумане".

Диффузия

Я разбрызгиваю молекулы пахучего вещества на доску, вы с помощью секундомера определяете время распространения аромата до вашей парты. Затем, зная расстояние от доски до парты,  рассчитайте скорость молекул. Какая величина у вас получилась?

А почему разные результаты?

Согласна. Но  ученые тоже измерили скорость движения молекул. У них получилась величина примерно 400-500 м/с. Кто ошибся?

Но почему? Мы, вроде бы, все верно сделали.

Явление самопроизвольного проникновения частиц одного вещества в другое вещество принято называть диффузией.

При этом вещества перемешиваются.

Почему же газы или жидкости перемешиваются, хотя их никто специально не перемешивает?

Это можно объяснить, если вспомнить, что все вещества состоят из частиц, и между частицами есть промежутки. Раз газы или жидкости перемешиваются сами собой, значит, частицы вещества все время движутся, движутся беспорядочно, во всех направлениях. Это движение частиц и есть причина перемешивания двух веществ.

Диффузией также называется процесс самопроизвольного выравнивания концентраций молекул жидкости или газа в различных частях объема. Диффузия стремится приблизить систему к состоянию термодинамического равновесия.

Скорость диффузии сильно зависит от длины свободного пробега молекул, то есть от среднего расстояния, которое пролетают молекулы между двумя последовательными соударениями с другими молекулами.

Диффузия может происходить не только в газах, но и в жидкостях, и в твердых телах. Причем, диффузия газов происходит очень быстро, а диффузия твердых тел очень медленно. Опыты показывают: чем выше температура, тем диффузия происходит быстрее.

Проведем опыт с водой кристаллики калия перманганата. Приведите примеры диффузии. 

При помощи секундомера измеряют время и по формуле пройденного пути рассчитывают скорость движения молекул.

Записывают определение в тетрадь.

Двое обучающихся выполняют опыты у доски.

Приводят примеры диффузии.

Силы взаимодействия молекул.

 Молекула - сложная система, состоящая из заряженных частиц (электронов и ядер).

Если бы между молекулами не существовало сил притяжения, то все тела при любых условиях находились бы только газообразном состоянии. Но одни силы притяжения не могут обеспечить существования устойчивых образований из атомов и молекул. На очень малых расстояниях между молекулами обязательно действуют силы отталкивания.

Если расстояние между молекулами увеличить, то происходит электрическое взаимодействие электронов и ядер, увеличиваются силы притяжения

Если расстояние между молекулами уменьшить (r>> 0),то силы притяжения уменьшаются.

4.Закрепление изученного

Решить задачи:

1) При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека?

2) На каком физическом явлении основан способ цементации стали?

5.Итог урока

Домашнее задание: §60-61, прочитать. Заполнить таблицу "Основные положения молекулярно-кинетической теории". Приложение 1.

Подведем итог урока. Что нового вы узнали? Какой общий вывод можно сделать из нашего урока?

Обучающиеся выссказывают свое мнение, о том что нового они узнали, какими  знаниями  полученными  на уроке смогут воспользываться в повседневной жизни.

Приложение1

ТАБЛИЦА  

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Основные положения МКТ

Ученые, которые развивали эти идеи

Количественные характеристики, формулы, графики, относящиеся к данному положению

Наблюдения и опытные доказательства

Вещество состоит из мельчайших частиц (атомов, молекул)

Демокрит,

М.В. Ломоносов,

Ж.Перрен

mат 10-27 кг

(mатН2 = 46,510-27 кг)

Dмолекул  (0,2-0,3)10-9 м

Nгаза в 1 см3 = 2,6910-19

NА= 6,021023 моль-1

1.Делимость вещества

2. Наблюдение крупных молекул в электронном микроскопе

3. Наблюдение формы и строения молекул с помощью радиоспектроскопического метода

Все частицы непрерывно хаотически движутся

М.В. Ломоносов,

Р. Броун,

Л. Больцман,

Р.Клаузиус,

Дж.Максвелл,

Ж.Перрен,

А.Эйнштейн

в интервале 0-200°С

длина свободного пробега в воздухе при 760 ммрт.ст.

λ = 6210-9 м

число столкновений молекулы воздуха с другими за 1 с N7,5109

1.Броуновское движение

2. Диффузия

Частицы взаимодействуют друг с другом

1. Для нарушения целостности тела требуются усилия

2. Невозможность соединения сломанных частей твердого тела

3. Упругость тел при сжатии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»

Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...

Методическая разработка урока "Способы определения состава вещества"

Данная методическая разработка к уроку "Способы определения состава вещества" включает в себя презентацию к уроку в 8 классе по данной теме....

Методическая разработка урока по теме "Количество вещества"

Изучение нового материала. Химия. 8 класс. Тема урока "Количество вещества". УМК О.С. Габриелян....

Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"

Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...