Общекатегорийное значение глагола
консультация по русскому языку

Мещерякова Марина Анатольевна

Подобран в таблице материал по теме глагол в помощь учащимся и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchekategorialnoe_znachenie_glagol.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

В данной таблице постараюсь осветить все темы для изучения глагола.

По каждой теме буду давать подробные объяснения и задания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства  речи. ГЛАГОЛ.

1

Общее грамматическое значение

Обозначает действие

Читать книгу, решу задачу.

2

Основные формы глагола

Начальная форма глагола -инфинитив  (неопределенная форма) Что делать? Что сделать?

Строить, улыбаться, беречь

Настоящее, будущее и прошедшее время

Мы читаем, будем читать, читал.

3

Морфологические признаки

Постоянные : вид, возвратность, спряжение.

Непостоянные: наклонение,  время ,число, лицо или род.

4

Синтаксические признаки

Является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу.

Самолеты доставляют грузы.

5

Правописание НЕ  с глаголами

НЕ пишется раздельно

НЕ слитно(без НЕ не употребляется)

Не шуметь, не был., не поеду

Ненавидел , мне нездоровится.

6.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Инфинитив –неизменяемая форма глагола, от только называет действие.

Морфемный состав инфинитива:

– суффиксы ть, ти 

-чь входит в состав корня.

В инфинитиве выделяются суффиксы –а-,-и-,-ова-, -ну-

Учиться интересно. (не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число)

Простить, нести

 Спрячь

ЛетАть, пилИть, нарисОВАть, прыгНУть

Синтаксическая роль инфинитива

Чаще всего подлежащим или сказуемым.

Учить – ум точить.

7

Вид глагола. Образование видовых пар

Совершенный и несовершенный вид.

Вид определяется по вопросу.

Видовые пары:

Читал(нес.в.)-прочитал (сов.в.)

Решать (нес.в.) – решить (сов.в.)

Брать (нес.в.) –взять (сов.в.)

Несовершенный вид -что делать? –учить, петь, читать.

Указывают на продолжительность и повторяемость действий.

 Совершенный вид –что сделать?

Выучить, запеть, прочитать

Указывают на результат действия.

8.

 Переходные и непереходные глаголы

Переходные глаголы в В.п. без предлога

Непереходный глагол Р.П. и остальные падежи

Убрала (кого,что) комнату

Поет (кого, что) песню

Пришла из школы

Взбирается на дерево

9.

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) –ся (-сь)-стоит после всех морфем, в том числе после окончаний.

Собираюсь, строится, улыбаюсь.

Мальчик одевается.

Крапива жжется.

Дом строится каменщиками.

10

Наклонения глагола.

Три наклонения: изъявительное, условное, повелительное

Ученики решили задачу.-изъяв.

Ученики решили бы задачу.-услов.

Ребята, решите эту задачу!-повел.

Условное наклонение

Действие может произойти при определенных условиях.

Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и числам.

Читал бы. Пришел бы.

Частица БЫ с глаголами пишется

раздельно .

С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

Повелительное наклонение

Обозначает приказ, пожелание, просьбу, совершить какое-то действие. При выражении просьбы часто употребляется вводное слово пожалуйста.

Подай дневник!

Читай книгу.

Скажите, пожалуйста, который час?

Ребята, решите эту задачу!

Изъявительное наклонение

Обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам, числам, лицам и родам.

Читаю. Читал. Буду читать.

Ученики решили эту задачу.

11

 Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем . Время и вид тесно связаны с друг другом.

(решали, решают, будут решать)

Нес.вид –решал – решает -будет решать

Сов.вид- решил-решит

12

Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

Нужно выучить наизусть таблицу спряжения.

Ко 2 спр –все глаголы на  -ить

                 четыре глагола на –ать

                  семь глаголов на –еть

к 1 спряжению все остальные глаголы на –ать,-оть,-еть, -уть и другие.

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения

алгоритм действий:

  1. Поставлю слово в неопределённую форму.
  2. Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
  3. Определю спряжение.
  4. Выберу нужную букву

Учится  (на –ить-2 спряжение)

Пишет  (на –ать 1 спряжение)

14

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица (поэтому они и называются безличными). В предложении всегда бывают сказуемым.

Смеркалось. Вечереет . Ребенку не спится.

15

Морфологический анализ слова.

Глагол.

Постоянные признаки: вид(сов., нес.), переходность, возвратность, спряжение (1,2)

Непостоянные признаки: наклонение, время число лицо, род.

Синтаксическая роль.

План морфологического разбора стр. учебника 256

16

Соблюдение основных орфографических норм.

Правописание глаголов.

НЕ с глаголами

Ь в инфинитиве

-тся и -ться

Гласная  явл.суффиксом

перед  ть, л

Гласная –окончание в прош.времени.

Ь во 2-м лице ед.ч.

Е,И в окончаниях глаголах

1,2 спряжения

Частица бы(б)  в условном наклонении –раздельно

И в суффиксе глагола повелительного наклонения

Ь после согласных в повелительном наклонении

Гласные в суффиксах

-ова-,-ева-

-ыва-, -ива-

Не был, ненавидел

Обжечь,умываться

Учиться, учится

Лаять, лаял.

Солнце появилось.(ср.род)

Луна появилась.(ж.р.)

Учишь, читаешь

Учится  (на –ить 2 спр)

Пишет (на –ать 2 спр.)

Прочитал бы

Посмотрел бы

Выпиши, выпишите, сходите, посмотрите.

Отрежь, составьте, отметься.

Советую-советовать

Рассказываю -рассказывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение глаголов в речи.

Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

Урок русского языка в 5 классе (по ФГОС ООО) "Лексическое значение глагола"

Технологическая карта урока. Презентация к данному уроку....

Урок русского языка.Обучение на дому. 7 класс.«Значение глагола в речи»

Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов ...

Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов

Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС  Общее грамматическое значение глагола...

Презентация "Глагол. Значение глагола" 8-9 класс специальной (коррекционной) школы

Презентация содержит информационный и иллюстративный материал о многообразии значений глагола...

Значение глагола в речи

Значение глагола в речи...