программа ОДНКР
материал по русскому языку

Мякина Марина Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа ОДНКР56.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Курманаевская средняя  общеобразовательная школа»

(полное наименование образовательного учреждения)

«Утверждено»                                                   «Согласовано»                                                               Рассмотрено

директор МАОУ                                                зам. директора по УР                                                 на заседании МО

________Е.В.Скороходова                                  _________ С.Н.Родионова                                           протокол № 1

« 02»  сентября   2019г                                      « 30»   августа   2019г                                                       « 30»  августа 2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России

Учитель: Мякина Марина Вячеславовна

Планирование составлено на основе  ФГОС ООО

с. Курманаевка 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  (редакция от 29.12.2017г.)

2.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"  (в ред.изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

5.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего ,основного общего, среднего общего образования»

7. Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2015.и -авторской учебной программы  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова,

-учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016,

- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);

8.Положение о рабочей программе МАОУ «Курманаевская СОШ».

9. Учебный план МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 уч.г(протокол от 30 августа 2019г)

10.Календарный   учебный   график МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 уч.г.

Общая характеристика

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом и шестом классах. В  пятом  классе  продолжается  реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  

В  процессе  изучения  данного  курса  в  5- 6  классах  у  учащихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры  каждого  народа  и  различных  религиозных  культур,  что  духовность  человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается  реализация  авторской  идеи,  что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.  

Особое  значение  курса  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,  на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники и шестиклассники  могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом и шестом  классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его  объяснений,  рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

–  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

–  последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого  и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловыхмировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.

Описание места учебного предмета  ОДНКНР в учебном плане

 Учебный план предусматривает обязательное изучение   Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного  

 общего образования в 6 классе в   объеме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)

                                                            Содержание тем учебного предмета ОДНКНР 6 класс

 Религия и культура

Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

 Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов. Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России. Деятели  разных  конфессий.  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О любви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  

Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы-  6 класс

№ п/п

Тема

 Всего часов

1.

Христианство.

23

2.

Ислам

4

3.

Иудаизм

3

4.

Буддизм

3

5.

Творческие проекты.

1

Итого:

34

Планируемые результатыосвоения учебногопредмета ОДНКНР в  6 классах

Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

–  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

–  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

–  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые  сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

–  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  

Рефлексивные:  

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

–  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.

Информационные:

–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•  Работать с историческими источниками и документами.

Календарно – тематическое планирование ОДНКНРв  6В ,6Б классах.

п/п

Тема

урока

Тип урока

Целевая установка урока

(уроков)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Кол-во

часов

Дата

Проведения

Понятия

Предметные

результаты

Метапредметные

Личностные

результаты

        

                  Христианство (23 часа)

план

факт

1

Введение в

Предмет. Язычество

Вводный

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил

природы. Понятие души. Язычество.

Душа,

религия,

язычество

Понимать причинывозникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Учебно-познавательный интерес к новомуучебному материалу и способам решенияновой задачи

Становлениегуманистических и демократическихценностныхориентаций

1

2

Православие в Древней Руси.

Монастыри,  их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Распространение православной веры на Руси. Монастыри. Житие Прп.Антония и Феодосия Печерских.

Монастырь, скит, монах

Объяснять роль монастырской культуры в становлении православной веры на Руси.

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Становление

гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций

1

3

«Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Дружба. Мир. Согласие. Первая светская проповедь, данная князем Владимиром Мономахом.

Литературный памятник

Проанализировать слова «Поучения…»

Развитиеэтическихчувств —стыда, вины,совести как

регуляторов

морального по-

ведения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в егоорганичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

4

Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Прп.Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Битва на Куликовом поле.

Лавра, Свято-Троице-Сергеева лавра

Понятие «Монастырский Устав». Защита государства-защита веры.

Развитие

этических

чувств —

стыда, вины,

совести как

регуляторов

морального по-

ведения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в егоорганичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

5

Монашество-особый путь духовного восхождения.НилСорский и Иосиф Волоцкий.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Монастырь на Руси-крупнейший центр образованности: летописи, иконопись и искусство книжного писания, переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

пустынь

икона«Знамение»

Краеведческий материал. Знание истории своей местности.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм

Развитие

этических

чувств, доброжелательностии эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

1

6

Православие в Российском государстве. Личная вера русских императоров.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Династия Романовых.

Благотворительная акция «Белый цветок».

Страстотерпцы, мученики

Святые царственные страстотерпцы.

Развитие

морального

сознания как

переходного

от доконвенционального

к конвенциональному

уровню

Развитие

этических

чувств, доброжелательностии эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

1

7

Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Заветы оптинских старцев.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Связь Ф.М.Достоевского с пустынью.

Старец

чудотворец

Виртуальное знакомство с историей Оптиной пустыни. Жизнь и учения старцев обители.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

8

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Русская Православная Церковь в Советское время и в годы Великой Отечественной войны.

гонения

Цоложение Православной Церкви в XXв.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

9

Христианские святые. Первые русские святые

Борис и Глеб.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых.

Первые русские святые

Борис и Глеб.

Святой, мощи

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью

благоверных Бориса

и Глеба.

Иметь понятия о сути

святости и святых

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

этических

чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

10

Жизнь святых людей – пример для всех людей. Святые защитники земли Бугурусланской

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иоанн Рыльский,

сщмч. Дамиан, архиепископ Курский

прп. Исаакий I Оптинский

прп. Илия Верхотурский. Прп.Серафим Саровский, Константин Сухов

Мощевик, мощи

Понятие «местночтимость»

Собор курских святых.

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

11

Чудеса православной веры. Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Житие и чудотворения Свт.Николая Чудотворца.

Икона, образ, обитель

формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию

Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа

1

12

Православие в традициях русского народа. Таинство крещения.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Символическое значения таинства Крещение.

Крещение

Руси,

иконопись

Понимать важность

христианской веры в повседневной жизни наших предков на

протяжении многих

веков

Развитие чувства сопри-

частности и гордости за свою

Родину, народ и

историю, осознание ответственности человека за общее

благополучие

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

13

Именины. Значение твоего имени.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Ангел-хранитель, святой покровитель, имя которого носишь.

именины

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию

Осознание необходимости получения знаний о себе

1

14

Добродетели. Лествицапрп.ИоаннаЛествичника.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Житие прп.ИоаннаЛествичника и его труды.

Лествица,

добродетель

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

15.

Семья как малая Церковь. Прп. Петр и Феврония Муромские.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Роль семьи в жизнедеятельности государства. Житие

Прп. Петра и Февронии Муромских.

Семья, родословная

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

16

Милосердие. Мир с ближним. Мое отношение к родителям.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

V заповедь Закона Божьего.

Милосердие сострадание, милость

формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

17

Помощь Божией Матери людям. Радость послушания.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иконография Богородицы. Чудотворные иконы Божией Матери.

Икона, лик, омофор

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

18

Добродетели. Ложь. Обман. Честность.

Урок рефлексия

Нравственные нормы

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа

1

19

Добродетели. О трудолюбии. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Труды святых Кирилла и Мефодия.

славянская азбука

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

Формирование целостно-

го, социально

ориентированного взгляда

на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов

1

20

Добрые и злые дела человека. Доброта и щедрость великомученика Пантелеймона.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Житие великомученика Пантелеймона.

Медицина

Чудо

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

21

Православный

Храм. Бугурусланские Храмы

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские

храмы на Руси. Фреска и

мозаика. Название храма.

Икона Владимирской Божией Матери.

Храм, собор, фреска,

алтарь, иконостас, царские врата,

амвон

Иметь понятия об основных элементах

и устройстве православного храма.

Осознавать важную

роль храма в жизни

христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

этических

чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

22

Православный

Храм. Экскурсия в храм.

Экскурсия в православный храм.

Устройство храма. Правила

поведения в храме

Иметь понятия об основных элементах

и устройстве православного храма.

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа

1

23

Христианские

Праздники. Православный календарь.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Церковное богослужение, его распорядок

и связь с событиями

земной жизни Иисуса

Христа. Церковные

праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение

Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный

христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и не-

подвижные праздники.

Пасха, крестный ход

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные

праздники и особенности церковного

календаря.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

                        Ислам (4 часа)

24

Ислам. Во что верят мусульмане.

Вводный.

Детство и юность

Мухаммада. Первое

откровение Аллаха,

ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди

ислама. Хиджра – уход

Мухаммада из Мекки

в Медину.

Кааба, мусульмане,

Коран, Хиджра

Знать основные события жизни и деятельности пророка

Мухаммада.

Осознавать значение

Хиджры и важную

роль этого события в

истории ислама.

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

25

Мусульманские обряды и обычаи.Коран – священная книга мусульман.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Мусульманские праздники:

Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества,

Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Намаз, закят,

хадж, Рама-

дан

Знать содержание

основных норм шариата.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство

мира, на суть борьбы

добра и зла в мире.

Понимать значение

свободы выбора в исламе, которая дается

Аллахом человеку.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение, дифференциация

моральных и

конвенциональных норм

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

26

Ислам в России

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Распространение ислама среди

арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть

Мухаммада

Шариат

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях.

Иметь представление о веротерпимости, существовавшей в исламских государствах, и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России.

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

1

27

Дом и семья в исламе

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Мусульманский календарь и мусульманское

летосчисление. Месяц Рамадан в жизни

мусульман.

Божественное откровение, Сунна

Ночь

могущества,

Курбан-байрам

объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.

читать и анализировать текст;

- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.

1

Иудаизм (3 часа)

28

Иудаизм –

древняя

религия

евреев. Во что верят иудеи.

Вводный.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иудаизм – вера одного

народа (евреев). Легендарное происхождение

еврейского народа. Завет,

заключенный Авраамом

с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.

Иосиф и переселение

еврейского народа в Египет. Порабощение евреев

египетскими фараонами.

Святая земля (Земля

обетованная), казни

египетские

Познакомиться с некоторыми сюжетами ветхозаветных

преданий иудаизма.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

29

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иегова (Яхве) – единый

Бог для иудеев. Десять

заповедей в жизни

иудея. Заповеди Ноя.

Галаха,

богоизбранность

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

морального

сознания как

переходного

от доконвенционального

к конвенциональному уровню

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России.

1

30

Иудаизм в России.

Обычаи

иудеев

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Галаха – свод иудейских

религиозных норм и

заповедей. Вера иудеев

в избранничество еврейского народа. Вера

в мессию. Пророк Моисей. Десять

казней египетских и исход евреев из Египта.

Первый храм в

Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.

Иудейское царство. Покорение

еврейского народа римлянами. Расселение ев-

реев по разным странам

Песах, манна небесная,

скрижали,

Ковчег Завета

Шабат,

Рош-ашана,

шофар,

Йом-Кипур,

Шавуот

Раввин, синагога

объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.

читать и анализировать текст;

- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

Развитие этических чувств,

доброжельтельности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

31

Буддизм – одна из древнейших мировых религий.Во что верят буддисты.

Вводный. Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Древня Индия – родина

буддизма. Распространение буддизма

Нирвана

Нирвана

Четыре благородные

истины, карма, сансара,

счастливые

и несчастливые пере-

рождения

Знать, как распространялся буддизм в древности. Знать основные ареалы распространения буддизма в современности

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

32

Обряды и обычаи

Буддизма.

Буддизм в культуре  и  традициях народов России

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Монастыри

и монашество в буд-

дизме. Буддийский

календарь. Буддийские

праздники: Новый год,

Рождение Будды, Уход

Будды на небеса и др.

Три драгоценности

буддизма

Иметь представление

о роли монашества

и монастырей в буддизме. Знать основные

праздники и обряды

буддизма.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий

1

33

Буддизм в России.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Три

драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед

и проповедей Будды

Ступа, Лама

Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России.

Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе

1

34

Творческие проекты детей. Обобщающий урок.

Закрепление изученного за год

Творческие работы

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная" 2 часть.

Владимирская Русь - Русь православная... Юные жители нашей области вырастают под сенью этой многовековой и возрождающейся в наши дни культуры. По городам и весям по утрам звонят-поют колокола, а злато...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОДНКР» 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ«ОДНКР» (дополнительное образование)5 классыВозраст обучающихся 11 - 12 летСрок реализации: 1 годНаправленность духовная-нравственная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОДНКР» 6 КЛАСС

Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене...

Рабочая программа по ОДНКР 5 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по ОДНКР 5 класс 2020-2021 г....

Программа по ОДНКР

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А По Основам духовно – нравственной  культуры  народов России     (базовый уровень) для 5 класса...

Рабочая программа ОДНКР 5 класс ФГОС 2022

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:Закон Российской Федерации от...