РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОДНКР» 6 КЛАСС
рабочая программа (6 класс)

Кылосов Сергей Николаевич

Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богородский городской округ Московской области

Управление образования администрации

Богородского городского округа Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Богородский г.о., с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

                            «Согласовано»                                                                    «Утверждено»                                                                    

                     на педагогическом совете                                                  Директор МБОУ СОШ №45

                               Протокол №1                                                                                  /Боровицкая В.П./              

                          от 30 августа 2019г                                                                              Приказ №_____                          

                                                                                                                    от «__»___________ 2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ОДНКР»

 (дополнительное образование)

6 классы

Возраст обучающихся 12 - 13 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность духовная-нравственная

                         Автор: Кылосов С.Н,

                         учитель дополнительного образования,

                         первая квалификационная категория

2019 г.

Структура рабочей программы:

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база.

1.2. Направленность программы дополнительного образования.

1.3. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы дополнительного образования.

1.4. Цель и задачи программы дополнительного образования.

1.5. Отличительные особенности данной программы дополнительного образования

от уже существующих программ дополнительного образования.

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования.

1.7. Сроки реализации программы дополнительного образования.

 (продолжительность образовательного процесса, этапы).

1.8. Формы и методы занятий по программе дополнительного образования.

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы дополнительного образования.

1.10. Формы подведения итогов по результатам реализации программы дополнительного образования.

1.11. Описание педагогического инструментария оценки результативности программы дополнительного образования (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

2.Учебно-тематический план

2.1. Календарный план-график реализации программы дополнительного образования.

3.Содержание программы дополнительного образования.

3.1. Перечень разделов и краткое описание основных программных мероприятий (что и зачем предполагается сделать, каковы ожидаемые результаты).

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

4.1. Педагогические технологии, используемые для реализации программы дополнительного образования.

4.2. Обеспечение программы дополнительного образования методическими видами продукции.

4.3. Состав учебно-методического комплекта.

    4.4 Ресурсное обеспечение учебного процесса.

5. Список литературы

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе: ФГОС, Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М. 2015. С. 455.

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 6 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.(ФГОС. Инновационная школа)

1.1. Нормативно-правовая база 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, №1897;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»; 
  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»;
  • План внеурочной деятельности в 6 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»;
  • Положение о внеурочной деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка» по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

1.2. Направленность программы дополнительного образования.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» - одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».

1.3. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене, в подростковом возрасте. 

Актуальность.

Курс ОДНКР определен тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна.

      Новизна.

Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника 5-х классов.

     1.4.  Цель и задачи программы дополнительного образования

Цель программы дополнительного образования  «ОДНКР»:

  • Целью программы является воспитание духовности, уважение к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры(светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

Задачи программы дополнительного образования «ОДНКР»:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых; 
  • способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства; 
  • способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности 
  • способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей. 

Социально-педагогические задачи позволяют:

  • сформировать  нравственные чувства (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
  • сформировать нравственную позицию (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
  • сформировать нравственный облик (милосердия, толерантности);
  • сформировать нравственное поведение (готовности служения людям,Родине);

  1. Отличительные особенности данной программы дополнительного образования от уже существующих программ дополнительного образования.

   Формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Учащиеся будут знать:

  • церковно-славянскую азбуку;
  • библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры;
  • религиозную живопись;
  • жития святых;
  • христианские добродетели;

Учащиеся будут уметь:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «ОДНКР» рассчитана на обучение учащихся 6 классов (12-13 лет) на базе школы.  Уровень базовый, рассчитанный на 34 часа.

  1. Сроки реализации программы дополнительного образования (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа дополнительного образования «ОДНКР» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Занятия проводятся в соответствии с приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка» с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.

  1. Формы и методы занятий по программе дополнительного образования.
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными и духовными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах святых, защитниках Отечества, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения праздников);

 В ходе реализации программы курса «ОДНКР»  уместно использование следующих приемов:

  • словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, натуральные наглядные пособия);
  • практические (наблюдения);
  • использование занимательного материала. 

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.

   

Формы организации деятельности учащихся:

  • Индивидуальная (каждый ребенок должен выполнить свое задание);
  • Групповая, в т. ч. парная (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • Фронтальная (коллективное выполнение работы).
  • При выборе методов и форм обучения учитываются цели конкретного занятия программы внеурочной деятельности.
  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

  1.    Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы дополнительного образования.

В рамках учебного курса «ОДНКР» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:  

Личностные результаты:

  • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
  • осуществлять информационный поиск;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
  • знакомство с основами религиозной морали;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

К предметным результатам относится  сформированность у учащихся следующих умений:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

      Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности.

 Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  1. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:  

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;  
  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде 2 контрольных работ.
  • Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме экзамена — защита итогового проекта.

Предметом оценивания являются:

  • Уровень предметных знаний, умений, практических навыков;
  • Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий, которые должен освоить учащийся в результате обучения по программе внеурочной деятельности;
  • Перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у учащегося за период его обучения по программе внеурочной деятельности.

  1. Описание педагогического инструментария оценки результативности программы дополнительного образования (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

Показатели результативности

  1. Результаты образовательной деятельности (самооценка, оценивание учителем):

 Различные виды контроля;

  1. Диагностика специальных (предметных) и универсальных учебных действий;
  2. Индивидуальная карта достижений учащегося (например, в развитии УУД):
  3. Проявление творческих способностей:
  • Участие в проведении мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • Участие в  конкурсах;
  • Участие в интернет-проектах;        
  • Творческие работы;        
  • Выполнение проекта или научного исследования;
  • Создание презентации и др.        

Оценивая результаты, педагог обращает внимание на достижения учащихся в умственном, нравственном, творческом развитии.

2.Учебно-тематический план

               2.1. Календарный план-график реализации программы дополнительного образования «ОДНКР» на базе школы 5 классов.

№ п/п

Дата

Название темы

1

Путь жизни (§ 1)

2

От Адама до Авраама: вера и доверие (§ 2)

3

Пророк Моисей: урок смирения (§ 3)

4

Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается (§ 4)

5

Спаситель: ранами Его мы исцелились (§ 5)

6

Заповеди блаженства: грех и покаяние (§ 6)

7

Заповеди блаженства: жажда правды (§ 7)

8

Заповеди блаженства: земля кротких (§ 8)

9

Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн (§ 9)

10

Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел (§ 10)

11

Готово сердце моё, Боже (§ 11)

12

Воины Царя Небесного (§ 12)

13

Выбор императора: святой Константин Великий (§ 13)

14

Светильники Церкви Христовой (§ 14)

15

Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник (§ 15)

16

Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника   (§ 16)

17

Рука дающего не оскудеет (§ 17)

18

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян (§ 18)

19

Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья (§ 19)

20

За други своя (§ 20)

21

Богатыри духа (§ 21)

22

Игумен земли Русской (§ 22)

23

Лучезарная Оптина (§ 23)

24

Пред ними склонялись сильные мира сего (§ 24)

25

Христианин в неволе (§ 25)

26

Свет Христов просвещает всех (§ 26)

27

Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский (§ 27)

28

Род праведных благословится (§ 28)

29

В конце всех победителей победит Христос: новомученники ХХ века (§ 29)

30

Главное в жизни – делать добро (§ 30)

31

История одной любви (§ 31)

32

Герои нашего времени (§ 32)

33

Впереди у нас вечность (§ 33)

34

Православие в истории родного края

3.Содержание программы дополнительного образования

Тема 1. Путь жизни

Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти. Поиски потерянного рая. Святость. Основные понятия и термины: путь жизни, святость.

Тема 2. От Адама до Авраама: вера и доверие Сущность понятия вера.

 

Вера Адама и Евы. Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя и Авраама. Основные понятия и термины: вера. Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам.

Тема 3. Пророк Моисей: урок смирения

Детство Моисея. Становление пророка. Путешествие в землю    обетованную. Десять заповедей. Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди. Основные персоналии: пророк Моисей.

Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается

Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона. Царь Давид: приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида). Основные понятия и термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние. Основные персоналии: Гедеон, Самсон, царь Давид.

Тема 5. Спаситель: ранами Его мы исцелились 

В ожидании Спасителя: пророчества о Христе. Первородный грех. Новый Адам. Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери и смерти Иисуса Христа. Основные понятия и термины: первородный грех, искушение, Тайная вечеря. Основные персоналии: Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.

Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние

Новый завет: заповеди блаженства. Различие ветхо- и новозаветных заповедей. Первые две заповеди: чистота сердца, смирение, покаяние. Притча о блудном сыне. История мытаря Закхея. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, грех, покаяние, смирение. Основные персоналии: Иисус Христос, Закхей.

Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды 

Истина, способы её познания. Следование истине и отстаивание справедливости. Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака. Евангельская история слепорождённого. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, истина, подвиг. Основные персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн Креститель.

Тема 8. Заповеди блаженства: земля кротких

 Божественная сущность: видение пророка Илии. Третья заповедь блаженства: «Блаженны кроткие…». «Блаженны миротворцы…». Притча о немилосердном заимодавце. Прощение в христианской традиции. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, кротость, милосердие, прощение. Основные персоналии: Иисус Христос, пророк Илия.

Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн 

Апостолы – ученики Иисуса Христа. Призвание Петра и Иоанна. Исповедание веры, отречение и покаяние апостола Петра. Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа. Пятидесятница. Служение апостолов Петра и Иоанна после Вознесения Христа. Основные понятия и термины: апостол. Основные персоналии: апостолы Пётр и Иоанн.

Тема 10. Гонитель, ставший апостолом: апостол 

Павел Жизнь Савла до обращения в христианскую веру. Принятие христианства. Миссионерская деятельности апостола Павла. Источник подвигов апостола. Мученическая смерть апостола Павла. Основные понятия и термины: апостол. Основные персоналии: апостолы Павел и Сила.

Тема 11. Готово сердце моё, Боже 

Мученичество в христианской традиции. История первомученника архидьякона Стефана. Подвиг Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основные понятия и термины: мученики. Основные персоналии: первомученик архидьякон Стефан, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Тема 12. Воины Царя Небесного 

Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о змие». Подвиг сорока севастийских мучеников. Основные понятия и термины: мученики. Основные персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок севастийских мучеников.

Тема 13. Выбор императора: святой Константин Великий

 Лик равноапостольных святых. Детство и юность Константина. Война Константина с Максенцием – «Сим победишь!» Миланский эдикт 313 г. и политика императора Константина Великого в отношении христиан. Основные понятия и термины: равноапостольные святые, свобода вероисповедания. Основные персоналии: Константин Великий.

Тема 14. Светильники Церкви Христовой 

Распространение ересей. Лик святителей. Борьба с арианством. Жизнь и творения трёх святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Основные понятия и термины: ересь, святитель, арианство Основные персоналии: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

 

Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные

 Антоний Великий и Симеон Столпник Лик преподобных. Особенности подвига монашества. Жизнь и подвиги Антония Великого. Наставления Антония Великого. Подвижничество Симеона Столпника. Основные понятия и термины: преподобный, подвиг, столпничество. Основные персоналии: преподобные Антоний Великийи Симеон Столпник.

Тема 16. Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника 

Мудрость и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». Борьба с унынием. Основные понятия и термины: преподобный, духовное рассуждение, праздность, уныние, празднословие, целомудрие, любоначалие, покаяние, «Лествица». Основные персоналии: преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник.

Тема 17. Рука дающего не оскудеет 

Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета Милостивого. Сущность милосердия. Основные понятия и термины: праведник, милосердие. Основные персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян

Образование святых братьев. Призвание на служение в Моравию. Составление славянской азбуки и перевод на славянский язык богослужебных текстов. Значение деятельности Кирилла и Мефодия в русской культуре. Основные понятия и термины: древнеславянский и церковнославянский языки. Основные персоналии: равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья

 Княжеские междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после Крещения. Значение принятия христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг князя Михаила Черниговского. Основные понятия и термины: крещение Руси, мученичество. Основные персоналии: равноапостольный князь Владимир, святые мученики князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский.

Тема 20. За други своя Сила Руси – в единстве.

Жизнь и подвиги князя Александра Невского. Даниил Московский. Основные персоналии: Александр Невский, Даниил Московский.

Тема 21. Богатыри духа 

Значение служения духовенства в Русской православной церкви. Святитель Алексий Московский и Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в Смутное время. Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время. Основные персоналии: митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской, патриарх Гермоген

Тема 22. Игумен земли Русской 

Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия Радонежского. Основание Троице-Сергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия Донского и русского войска перед Куликовской битвой. Ученики Сергия Радонежского. Основные персоналии: преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий Московский, Андрей Ослябя, Александр Пересвет, преподобный Стефан Пермский.

Тема 23. Лучезарная Оптина

 Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев. Преподобные Амвросий и Нектарий Оптинские: жизнь и духовные наставления. Основные понятия и термины: старчество, духовное рассуждение. Основные персоналии: преподобные Амвросий, Нектарий и другие оптинские старцы.

Тема 24. Юродивые Христа ради.

Пред ними склонялись сильные мира сего Сущность подвига юродства. Новгородские юродивые Николай и Фёдор. Юродивые и Иван Грозный. Жизнеописание Василия Блаженного. Основные понятия и термины: юродство, юродивые. Основные персоналии: святые Николай и Фёдор Новгородские, Василий Блаженный.

Тема 25. Христианин в неволе 

Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности сохранения православия в иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время Второй мировой войны. Основные персоналии: святой Иоанн Русский, Йозеф Шульц.

Тема 26. Свет Христов просвещает всех

 Миссионеры в Русской Америке: служение святителя Иннокентия (Вениаминова). Распространение Православия в Японии: святитель Николай (Касаткин). Основные понятия и термины: миссионерство. Основные персоналии: святители Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин).

Тема 27. Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский 

Детство и юность Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и дети. Духовные рассуждения праведного Иоанна Кронштадтского. Основные понятия и термины: пастырская деятельность. Основные персоналии: праведный Иоанн Кронштадсткий.

Тема 28. Род праведных благословится 

Жизнь и подвиги праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род праведной Иулиании. Георгий Михайлович Осоргин. Основные понятия и термины: праведник, милосердие. Основные персоналии: праведная Иулиания Лазаревская (Осоргина), Г.М. Осоргин.

Тема 29. В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века

Русская православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники Российские. Священномученник Вениамин Петроградский. Икона новомученников и исповедников Российских. Основные понятия и термины: новомученники и исповедники Российские. Основные персоналии: священномученник Вениамин Петроградский, священномученник Пётр (Полянский), новомученницы великая княгиня Елизавета Фёдоровна и монахиня Варвара.

Тема 30. Главное в жизни – делать добро 

Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Основные понятия и термины: исповедник Основные персоналии: святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Тема 31. История одной любви 

Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви: Маргарита Нарышкина и А.А. Тучков. Создание Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле. Памятники героям Отечественной войны 1812 г. Основные персоналии: М.М. Тучкова (Нарышкина), А.А. Тучков, Н.А. Тучков, митрополит Филарет (Дроздов).

Тема 32. Герои нашего времени 

Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея Туркина в Беслане. Героизм Шаварша Карапетяна. Основные понятия и термины: героизм, героический поступок. Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян.

Тема 33. Впереди у нас вечность 

Праздник Сретения Господня. Православное отношение к старости. Подведение итогов года. Основные понятия и термины: Сретение. Основные персоналии: праведный Симеон.

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

4.1. Педагогические технологии, используемые для реализации программы дополнительного образования.

В ходе реализации программы дополнительного образования «ОДНКР» используются общепедагогические технологии: технология развивающего обучения и рефлексивно-деятельностные технологии.

Соответствие содержания УУД педагогическим технологиям

Вид универсальных учебных действий

Ведущая технология

Познавательные УУД

Проектно-исследовательская деятельность

Коммуникативные УУД

Учебное сотрудничество

Регулятивные УУД

Учебные ситуации, учебные задачи

Личностные УУД

Воспитательные технологии

Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Технология проектного обучения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся - партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку технология проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Приёмы и методы рефлексивно-деятельностных технологий позволяют образовательный процесс сделать личностно-значимым для учащихся и систематически проводить рефлексию содержания учебного материала, деятельности и чувств на современном уровне.

Сегодня преподаватель обязан применять информационно-коммуникационные технологии в своей непосредственной деятельности, активно использовать их для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования.

4.2. Обеспечение программы дополнительного образования методическими видами продукции

Программа дополнительного образования «ОДНКР» обеспечена дидактическими, методическими материалами, электронными и печатными ресурсами.

Авторские методические образовательные ресурсы:

  • Целеполагание;
  • Планирование.

4.3.  Состав учебно-методического комплекта.

  • В качестве источников информации для освоения материала курса рекомендуется использовать справочники, дополнительную литературу с описанием новых программных средств.
  • Курс, имея собственную доминантную направленность, предполагает интеграцию с другими учебными предметами.

4.4.  Ресурсное обеспечение учебного процесса.

  • Библиотечный фонд
  • Кабинет
  • Печатные пособия

Технические средства обучения - мультимедийный проектор, компьютер.

Кадровое обеспечение программы:

Учитель дополнительного образования имеет стаж педагогической работы 7 лет, первую квалификационную категорию.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по программе внеурочной деятельности проходят в кабинете технологии.

В кабинете имеются:

  • Компьютер;
  • Плазменный телевизор;
  • DVD – приставка;

Финансовое обеспечение программы:

Нет.

                                               

      5. Список литературы

  1. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 6 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.- 160 с.: (ФГОС. Инновационная школа)
  2. Библия для детей. Библейские рассказы с иллюстрациями. Москва. Институт перевода Библии, 2003
  3. Отчий дом: Книга для семейного чтения/ авт.-сост. Л.Л.Шевченко. – М.: Доцент, 2008
  4. Наследие веков живое. Книга для юношества. Шевченко Л.Л. М.: Центр поддержки культуно-исторических традиций Отечества. 2009
  5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012
  6. Основы православной культуры: словарь-справочник/ А.В.Бородина. – М.: СофтИздат, 2010
  7. Святыни православной России. Сост.Л.М.Григорьева. – СПб.: ИГ «Весь», 2012
  8. Интернет-ресурсы.

Лист корректировки

Дата

Тема

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель кафедры учителей эстетического цикла

__________   (Коняхина Е.М.)

Протокол № 1 от «» августа 2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________( Зеленцова Е.М.)

«» августа 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОДНКР» 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ«ОДНКР» (дополнительное образование)5 классыВозраст обучающихся 11 - 12 летСрок реализации: 1 годНаправленность духовная-нравственная...