Мягкий знак на конце имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Андрюхина Анжела Петровна

Разоаботка урока русского языка (5 класс) с использованием самопроверки и взаимопроверки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки

Тема.  Мягкий знак на конце имён существительных.

Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой

Цели: - формировать умение: писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Задачи:

- учить писать имёна существительные с шипящим звуком на конце;

- учить распознавать случаи написания ь;

Образовательные:

Развивающие

Воспитательные

– формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского;                                                                                                                                                                                                                                                         – закрепить правило написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;                                                                                                                              – выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих;  

–  формировать  умения  различать слова мужского и женского рода.  

– развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание, память;      

– развивать фонематический слух, орфографическую зоркость учащихся.

                                                                         

– создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе;                                                                                                                                                                                                                            воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе;                                                                                                                                                                                                           – способствовать формированию эстетического вкуса учащихся;

–  прививать учащимся терпимость, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
–  воспитывать самостоятельность, творческую  активность;

– соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

– Записывать имена существительные с шипящим звуком на конце;
–  воспроизводить своими словами правила, алгоритма; выполнять действия по образцу;
–  находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода;

 – обогащать  речь детей.

– Проявлять интерес к русскому языку;

– проявлять терпение и доброжелательность.
– понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

– Учиться высказывать свое предположение;

– оценивать ход и результат выполнения задания;

– сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–  корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы и самостоятельно искать способ решения.

Развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.    

Метапредметные:

– Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

– планировать действия для решения поставленной задачи;  

– делить слова на группы по общему признаку;

– осуществлять самоконтроль и самооценку.

Межпредметные связи: 

русский язык, окружающий мир.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Обоснование обозначенной оценки

1. Мобилизующий этап

- Добрый день, ребята! Пожмите друг другу руки и улыбнитесь, вам предстоит работать в парах.

- Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Учащиеся жмут друг другу руки и демонстрируют своё настроение.

Самооценка

Она необходима для формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к уроку; развитию толерантного отношения; коммуникативных навыков.

2.  Актуализация знаний (постановка целей и задач урока)

1). Словарная работа (по карточкам)

- Какое слово встретилось в том и другом вариантах?  (ТЕПЛОХОД)

- Как вы думаете почему?  

- Мы отправимся в необычное путешествие на теплоходе к морским обитателям.

2). Разминка. Рабочая тетрадь стр.25, упр.51

- Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить готовность – разминка.

- Откройте рабочие тетради на стр. 25 и выполните упр. 51

- Найдите общий признак добавленных имён существительных.

- Как вы думаете,  тема нашего урока, чем мы будем заниматься?

Учащиеся  работают самостоятельно, взаимопроверка.

(Ответы детей)

Оценка

Она необходима для поиска и установления личностного смысла (т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва.

Взаимооценка

как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность самих учащихся. Формирование навыков взаимооценки способствуют развитию готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, ответственности за их результаты.

3. Организация познавательной деятельности.

1). Работа над предложением.  Комментированное письмо.

- Отправляемся в путь. Первый наш морской обитатель… Расшифруйте.

АРКБ  - краб  (слайд 3)

- Составьте из слов предложение (на отдельных карточках)

- Объясните написание пропущенных букв.

- Дайте характеристику этому предложению.

- Разберите предложение по членам и частям речи.

М_РСКИМ ,  ПР_СК_ЛЬЗНУЛ,  ГЛУБИНАМ,  ПО,   В_КОВЫХ,   У_КИЙ,  ЛУЧ,  СОЛНЕ_НЫЙ

По морским вековым глубинам проскользнул узкий солнечный луч.

- Сделайте морфологический разбор слова ЛУЧ.

(Луч – сущ., луч, неодуш., нариц., м.р., ед. ч.)

2). Повторение изученного.

- Продолжаем путешествие. Отгадайте.

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской... (конёк) слайд 4

- Он нам предлагает поиграть в «Лото» - по правилам

3).  Работа по теме урока. Работа по учебнику.

- Продолжаем путешествие. В гости отправляемся …  Расшифруйте.

 НОГ МИ ОСЬ  -    ОСЬМИНОГ (слайд 5)

Упр. 57, стр. 33

- Прочитайте слова.

- Как узнать, нужно ли на конце имён существительных после шипящих писать мягкий знак?

- Определите род имён существительных.

- 1 вариант выписывает одушевлённые имена существительные,

2 вариант – неодушевлённые.

- Взаимопроверка.

Упр. 58, стр. 33

- Прочитайте стихотворение.

- Какую картину вы представили, прочитав эти строки?

- С чем сравнивает автор синий небосвод? Какое слово произносится необычно?

- Найдите незнакомые слова. Прочитайте их значение в толковом словаре.

(Полог – занавеска, закрывающая кровать – уч. стр. 153

Свод строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения.)

- Объясните правописание выделенных слов.

- Запишите по памяти первые две строчки. Проверьте себя.

4). Физкультминутка.

- Мы продолжаем наше путешествие. Следующий обитатель… Отгадайте.

 Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне.

 (Морская звезда) – (слайд 6)

- Если надо писать Ь – руки поднимаем вверх,

Не надо писать – приседаете.

- брошь, обруч, малыш, вещь, ландыш, лещ, ёрш, мышь, дочь, камыш, речь, товарищ, печь, меч, рожь.

Читают на слайдах о морском обитателе.

Составляют и разбирают предложение, делают морфологический разбор слова луч

Вспоминают правила.

Выполняют упражнение  из учебника

Выполняют упражнение  из учебника.

Оценка

Способствует развитию УУД.

Коммуникативные УУД: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Личностные УДД: смыслообразование

Регулятивные УДД: готовность к преодолению трудностей.

Самооценка

Она необходима для формирования  мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем.

Оценка

Способствует формированию познавательных УУД.

Отметка

Она необходима для фиксации результата, так как ученик решал учебную задачу, в ходе которой осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения и представлял результат.

Самооценка

Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний

Оценка и взаимооценка

Они необходимы для формирования коммуникативных УУД.

Отметка

Она необходима для фиксации результата, так как ученик решал учебную задачу, в ходе которой осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения и представлял результат.

Самооценка

Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний

4. Закрепление изученного материала.

-Мы продолжаем. Следующая остановка угадайте у кого?

ТКАС – СКАТ (слайд 7)

1). Работа по учебнику.

Упр. 59, стр. 34

- Прочитайте слова.

- Объясните правописание слов с орфограммами.

- Разделите слова на 4 группы.

- По какому признаку вы распределили слова?

(Ь – показатель мягкости, разделительный Ь, разделительный Ъ,

имена существительные женского рода с шипящим на конце)

- Прочитайте слова по группам.

(1- альбом,  рельс, медведь.

2 – обезьяна,  платье, вьюга

3 – объявление, подъезд, объём, объяснение.

4 – помощь, мелочь, ложь, глушь.)

Читают на слайдах о морском обитателе.

Выполняют упражнение 59 из учебника

Самооценка

Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний

Отметка

Она необходима для демонстрации умения по применению знаний.

5. Рефлексия.

- Продолжаем путешествие. Отгадайте кто это?

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)  - (слайд 8)

- Прочитайте рифму.

- Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Объясните ваш выбор. Вставьте пропущенные буквы.  (слайд 9)

Гореч…, фальш…, монтаж…, картеч…,

Ноч…, камыш…, и дич…, и печ…,

Роскош…, мощ…, грач…, молодёж….

Слово «лишнее» найдёшь!

(монтаж, камыш, грач – без ь, это мужской род, все остальные женского рода, нужно вставить ь).

Читают на слайдах о морском обитателе.

Выполняют самостоятельно с объяснением

Самооценка

Она необходима для формирования регулятивных и личностных УУД.

Оценка

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка.

6. Проверочная работа.

- Наше путешествие подходит к концу. К кому мы попали в гости? Отгадайте.

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана — ... (кит) – (слайд 10)

- Проверим свои знания по карточкам.

- Вставить пропущенные буквы (по вариантам)

Читают на слайдах о морском обитателе.

Самостоятельно выполняют.

Взаимопроверка.

Самооценка

Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний

Отметка

Она необходима для фиксации результата ЗУН по данной теме.

Взаимооценка

Учащиеся контролируют и оценивают действия друг друга, вносят коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.

7. Подведение итогов.

- Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце?

Ответы детей.

Самооценка

Она необходима для оценивания любого действия ученика, для дальнейшей корректировки своих знаний

Отметка

Она необходима для демонстрации умения по применению знаний.

8. Домашнее задание.

- Упр. 60 стр. 34.

Дети слушают комментирование учителя задания в домашней работе. Задают уточняющие вопросы.

Отметка

Она необходима для фиксации результата ЗУН по данной теме.

9.  Рефлексия.

На доске три уровня – три смайлика. Поставьте свой магнитик к тому смайлику, который отразит ваше настроение от этого урока.

Самооценка

Она необходима для формирования регулятивных и личностных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов"....

Род имён существительных с мягким знаком на конце.

Мягкий знак может творить чудеса!А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце....

«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

технологическая карта открытого урока русского языка в 5 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»...

Урок в 5 классе. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 2020 г.

Урок закрепления правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих....