Род имён существительных с мягким знаком на конце.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ооржак Сайлык Николаевна

Мягкий знак может творить чудеса!

А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку.

Тема урока: Род имен существительных с Ь знаком на конце.

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация изученного по теме: « Имя существительное»;Дать понятие о роде  имён существительных с мягким знаком   на конце.

2.Развитие устной и письменной речи у учащихся;

3. Воспитание эстетического чувства;

Оснащение: Учебный комплекс, карточки, презентация

 « Имя существительное», Картина В. Серова « Девочка с персиками»;  ОСК " Домик "Имя существительное".

Оргмомент: Я приветствую всех гостей и вас дорогие ребята! Очень надеюсь на взаимную поддержку!

Актуализация знаний:  Работа с карточками.

Блиц- опрос: Имя существительное- это...

Работа с презентацией « Домик под названием « Имя существительное»;

 Ход урока: Ребята, помогите мне , как правильно написать окончания.

Тепл.?.. хлеб;        красив..?. речь

Северн.?.. олень;        детск...? нежность;

На доске: ел- ель ; мел-мель; посмотрите, какие чудеса может  творить Мягкий знак! А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце.

   Работа по схеме: Имена существительные с Ь знаком на конце могут быть:

            И.сущ

        М.р        Ж.р

            олень        речь

             день        нежность

  Но как же определить род???? Есть помощник!

----------- и.сущ.м.р        Я        конь- коня;

----------и.сущ. ж.р                            и        мышь- мыши;

 Таким образом, мягкий знак –волшебный знак!

 Чтение правила по учебнику,осмысление.

 Выполнение тренировочного упражнения № 342;

Работа над презентацией. Выполнение творческого задания. № 348;

Поиграем! Игра « Телефон».2  команды. Работа над фразами « Я учусь хорошо»; « Какой сегодня теплый день!»;

 Словарная работа:

 меценат-покровитель искусства;

 колорит- соотношение красок в картине;

 деталь- мелочь, подробность, на какую падает смысловая нагрузка;

 Рассказ заранее  подготовленного ученика о художнике.

 Работа с картиной. В усадьбе Абрамцево, которая принадлежит меценату Савве Мамонтову, зрители  впервые увидели эту картину. И сразу оценили ее самой красивой картиной.- А вы согласны с этой точкой зрения, что по вашему  делает картину красивой?

--- Нежный, солнечный, розовый колорит. Вглядитесь в прекрасную картину. И мы прочитаем язык великого художника. Что же он хотел сказать? Попытаемся « прочитать портрет Верочки Мамонтовой совсем другим путем.

-----  В центре картины? Человек!

Попробуем войти в картину через художественную деталь.

Она поможет понять смысл картины. Давайте найдем не совсем главные детали картины—тарелка, спинки стульев, открытая комната, цвет волос девочки.

----- Самая главная деталь-   персики на столе.

Задание: Опишите персики. Золотисто -розовые, с шелковистой кожицей. Лежат они два поодаль один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке.

Два персика с зелеными бочками( как будто они одели кафтаны) Почему она держит этот персик? Самый спелый, оранжевый в руках у девочки. От персиков падает на стол тень, от этого они кажутся  ---- Какими?

Все и неглавные и главные детали помогли нам увидеть очарование отрочества и юности.

Свежесть?

Естественность?       Какого рода?

Творческое задание по теме.

 Чтение примеров. И.сущ-ые с м.р и и.сущ- ые с ж.р. с Ь знаком на конце.

  • Обобщение темы урока.Определите род имен существительных:
  • Пыль-пыли
  • Тень-тени
  • Печь-печи
  • Пень- пня
  • Корень- корня
  • Степь -степи
  • Мышь-мыши

                                                   Запомни!!!!

  • Названия всех месяцев, оканчивающихся на ь знак – мужского рода
  • Названия животных ,птиц и рыб с ь на конце относятся к мужскому роду
  •  Приведите пример.  ????????????
  • Выводы по уроку:
  • Надо запомнить, что существительные оканчивающиеся на я- м. р, а на и- ж.р

Д.З= Написать сочинение- описание по картине « Девочка с персиками».

Упр№№350,353;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании  мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...

Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.

Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....

Мягкий знак на конце имён существительных.

Разоаботка урока русского языка (5 класс) с использованием самопроверки и взаимопроверки...

Урок в 5 классе. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 2020 г.

Урок закрепления правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих....