Задание 20 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Тесленко Татьяна Александровна

Материал для решения задания 20.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_20_ege_5_3_4_1.docx75.08 КБ

Предварительный просмотр:

Запятая на стыке двух союзов

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алгоритм решения:

  1. Определяем границы придаточного(-ых)  предложения(-ий) по логике и обязательному наличию подчинительного союза ( что, если, чтобы, хотя, ли, который, когда и др).
  2. Выделяем основы главного (-ых) предложения (-ий).  

3. Смотрим, что соединяет И:

А) Простые предложения [    ], и [    ]  –  перед И ставим запятую.

Б) Однородные члены – запятую не ставим. [ O и O]  

4. Находим стык союзов и смотрим, есть ли после придаточного ТО, ТАК, НО. Расставляем знаки препинания.

! Если есть ТО, ТАК, НО, запятую на стыке союзов не ставим.

! Если  нет ТО, ТАК, НО,  запятую на стыке союзов  ставим.

[Море  штормит], и (если погода  не улучшится), то [мы  уедем домой].

[       ], и (если…), то [       ].

[Казалось], (что, (когда садилось  солнце),  море   покрывалось блестящим серебром).

[   ], ( что, ( когда…), …).

Тренировочные упражнения. Переписываем. Выделяем основы, границы, расставляем запятые.

 1. Алексей вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

2. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

3. Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

4. Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

5. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

6. В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

7. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

8. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

9. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

10. Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

11. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

12. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

13. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

14. Некоторые из современников А. С  Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О.  А.  Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».

15. Алексей вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

16.Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

17. Казалось (1) что (2) когда Николай  готовился к выступлению на конференции  (3) и писал тезисы (4) он думал только о случившемся.

18.  Любовь к людям – это  нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственный стержень всегда остаётся  (4) здоровым и чистым.

19. Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы  увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) выбежала на крыльцо.

20. Озон – сильнейший окислитель (1) и (2) если  в малых дозах он весьма полезен (3) то в больших способен причинить  здоровью человека немалый вред.

ОБРАЗЕЦ  РЕШЕНИЯ

13. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

1 действие. Находим 1-е придаточное предложение, выделяем круглыми скобками.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) (когда он увидел балет)(3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

2 действие.Находим второе придаточное, выделяем круглыми скобками.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) (что (2) (когда он увидел балет) (3)то был потрясён талантом (4) крепостных людей).

3 действие. Находим основу главного предложения, выделяем квадратными скобками.

[Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал],  (1) (что (2) (когда он увидел балет) (3), то был потрясён талантом (4) крепостных людей).

4 Действие. Расставляем знаки препинания. Чертим схему.

[   ] , ( что (когда…), то …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...