Повторение в конце учебного года для подготовки к ОГЭ. Правописание приставок.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Повторение в конце учебного года. Правописание приставок. Подготовка к ОГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок 9 класс. Подготовка к ОГЭ Презентацию подготовила Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 210, г. Новосибирска Зарочинцева Л. А .

Слайд 2

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. К.И.Чуковский

Слайд 3

Все приставки по написанию делятся на четыре группы Не зависят от произношения, не меняются Зависят от значения приставок Зависят от последующей согласной Зависят от ударения

Слайд 4

Неизменяющиеся приставки Об- Пред- В- От- Пере- Над- Под- До- О- По- На- За- Эту группу приставок надо просто заучить. Они всегда одинаковы. С-

Слайд 5

«Ошибкоопасная» приставка с- Запомните : это неизменяемая приставка. Пусть никто никогда не забудет: З приставкой не была и не будет! Сгиб, сделать, сбросить, сбегать

Слайд 6

В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ,ЗДРАВСТ- ВУЙТЕ , ЗГИ нет приставки: буква З в словах является частью корня.

Слайд 7

Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки. П..стучать, п..дарок, ..тдавать, запрыгивать, ..светить, з..дача, проверка, ..тгадать, п..дметать, ..трывать, подниматься, з..скрипеть, п..весить, з..блудиться, д..делать, прочитать, п..дставить, п..чистить, з..мёрзнуть, з..глянуть, п..спешить, п..двозить, ..бежать, ..кружить, ..тморозить. ..паздывать, ..тстирать, п..хвалить, н..бирать, заседать, д..лететь, пр..лезть, н..поить, ..писать, п..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить, подберёзовик, п..дсолнух, п..словица, название, п..дкрутить, з..скочить, з..колоть, п..говорить, ..тпугивать, н..дбавка, з..работать, ..добрить, п..спорить.

Слайд 8

И зменяющиеся приставки Перед глухой Перед звонкой и гласной С з воз-, из-, через-, вз-, низ-, раз-, без- и др. вос-, ис-, черес-, вс-, нис-, рас-, бес- и др.

Слайд 9

Приставки на з-с воз( вос ), вз ( вс ), через ( черес ), чрез( чрес ) без(бес), из( ис ),низ( нис ),раз(рас) Определите , перед какой согласной буквой приставка Перед глухим Перед глухой Перед звонкой Вывод: пишу С Вывод: пишу З

Слайд 10

Все, какие только бывают, глухие согласные есть в предложении: Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ? Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: О й , м ы ж е н е з а б ы л и о др у г е В о в е! безграмотный бесшумный

Слайд 11

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Бе … пробудный , во…кликнуть, и…тыкать, ра … косый , бе … выездный , ни…падать, бе …порядок, в…колыхнуть, бе … аконный , бе … лесье , в…бесить, … дравствуй , …жать, бе … трашный , ра …клевать, бе … дарный , и… кусный , … дание , бе …спокойный, бе …жалостный, бе … домный , бе …крайний, бе …деятельный, бе …звучный, бе …конечный, бе …сердечный, бе …славный.

Слайд 12

Написание приставок При- и ПРЕ- зависит от лексического значения: ПРИ- 1 ) Б Территориальная близость, нахождение рядом с чем-то : прибрежный, пришкольный. 2) Приближение: пpиexamь , прибыть. 3) Неполнота действия: привстать, присесть. 4) Присоединение: приклеить, прибить. 5) Действия, совершаемые в своих интересах: припасти. 6. Законченное действие : приготовить 7. Добавочное действие : пристроить, пририсовать ПРЕ- : 1) =очень : предлинный 2) =пере : преградить

Слайд 13

ЗАПОМНИ: пре- и при- презирать (ненавидеть) и призирать (давать приют); преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (мечту в реальность) и притворить (дверь); претерпеть (неудобства) и притерпеться (к неудобствам); преходящий (момент) и приходящий (почтальон). Примечание . Есть слова преумножить и приумножить , преуменьшить и приуменьшить . (Слова в каждой из этих пар, согласно словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., имеют одинаковое значение.) В следующих словах пре- и при- входят в состав корня: предмет , прекословить, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пресловутый, претить; прибор, привередливый, приказать, приличный, примитивный, притязание, причастный, причина, неприязнь .

Слайд 14

Записать слова в 2 колонки: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при Пр..больно , пр …задуматься, пр … митивный , пр …грубый, пр …. кратить , пр …отличный, пр...бывать , пр...открыть, пр...шить, пр...поднять, пр... седание , пр...вращение, пр...писка, пр...говор, пр...смешной, пр... цепить , пр...дорожный, пр... вязывать , пр...озёрный. Пр …клонить голову к плечу, пр …клонить колени; пр …бывать на месте, пр …бывать на место; пр …творить мечту в жизнь, пр …творить форточку; пр …ходящий учитель, пр …ходящие ценности.

Слайд 15

Приставки, зависящие от ударения Не падает ударение Падает ударение НЕ- РОС- НИ- РОЗ- РАЗ- РАС-

Слайд 16

Раскройте скобки. Вставьте е или и. (Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_) скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Слайд 17

Непродуктивные приставки приставки ПРО-, ПО- общеупотребительные, а вот приставки ПРА- , ПА - являются непродуктивными в современном русском языке, а значит, не участвуют в образовании новых слов: пра - означает "изначальный, древний; дальний родственник" ( прародина; прадедушка, правнук, праязык), па – всегда ударная приставка, она сохранилась в словах пасынок, падчерица, паводок, пагубный.

Слайд 18

Проведем наблюдение и сделаем вывод! Правописание приставок раз–(рас-) без- (бес-) воз- ( вос -) из- ( ис -) и др . зависит от … З - пишется перед … С - пишется перед … Гласные и согласные в приставках от-, на-, под-, над-, с-( со-), про-, пере- и др. пишутся всегда …. Правописание приставок НЕ-, НИ-, роз-, рос, зависит от… Правописание приставок пре- и при- зависит от…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активность учителя технологии-отчет в конце учебного года.

Такие отчеты мы сдавали в конце каждого учебного года....

Сценарий заключительного родительского собрания в конце учебного года .

Подобное родительское собрание я провожу каждый раз в конце года в 5, 6, 7 классах. Этот сценарий был написан к родительскому собранию, когда мои ребята заканчивали 6 класс..Мне кажется, что совместны...

Разделы науки о языке.Орфография. Повторение в конце учебного года .

Презентация рассчитана на два урока. На практическом материале повторяются разделы науки о языке, основные орфографические правила: правописание корней с чередованием, приставок пре- и при-, одна и дв...

Морфология. Орфография. Повторение в конце учебного года.

В презентации к уроку повторяются части речи, признаки их деления. Орфографический материал представлен темами: "Дефисное-слитное написание имен прилагательных" и "Ь после шипящих на конце слов" УМК "...

Пунктуация. Пунктуационный разбор. Повторение в конце учебного года.

Презентация к уроку повторяет деление пунктуационных знаков и правила их постановки. На практическом материале идет отработка, в конце урока - творческая работа. УМК "Русский язык" 6 класс под ред. Т....

Подготовка к ГИА. Правописание приставок.

Урок русского языка в 9 классе....

Комплексное повторение в конце учебного года (урок русского языка в 5 классе)

Открытый урок - повторение был проведён в мае 2017 года в 5 классе.Видео к уроку не загрузилось. Были подобраны кадры с морем в разном состоянии (от штиля до бури) и показаны картины Айвазовского....