Школьный тур олимпиады по русскому языку в 5 - 6 классах
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс)

Тихонова Любовь Викторовна

Для учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 5-6 классов

Задание 1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.

Задание 2. Известно, что имя существительное может быть любым членом предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать, каким членом предложения может быть существительное комната (форма слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения является.

Задание 3. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

Задание 4. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность

Задание 5.  Чтобы сварить кофе, мама его сначала…

  1. Молит;   2) молет;   3) мелет;    4) мелит;  5) ни один из вариантов не подходит

Задание 6. Разберите по членам предложение из «Сказки о рыбаке и рыбке»           А.С. Пушкина.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Задание 7.  Определите тип речи и стиль данного текста.

   Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала с дождями зелень,  рощи делались сквозными, тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.  Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна.

Ответы:

Задание 1. Ответ:

В: чувствовать

Г: петербургский

Д: сердце

Й: пожалуйста

Л: солнце

Т: лестница

Ю: следующий

Оценка:

по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву и  по 0,5 балла за соответствующий пример.

Задание 2.  Ответ:

Возможные модели предложений:

Комната была светлая. (Подлежащее, отвечает на вопрос что?, связано (относится к) со сказуемым (-ому) была светлая).

Моя мечта – своя комната. (Сказуемое, отвечает на вопрос что такое?, связано (относится к) с подлежащим (-ему) мечта).

Мы решили отремонтировать комнату. (Дополнение, отвечает на вопрос что?, относится к глаголу / слову отремонтировать).

Дверь комнаты была открыта. (Определение, отвечает на вопрос какая?, относится к подлежащему / существительному / слову дверь).

Ребята вошли в комнату. (Обстоятельство, отвечает на вопрос куда?, относится к сказуемому / глаголу / слову дверь).

Предложения могут быть другие, объяснения могут быть даны графически.

Оценка:  по 1 баллу за составленное предложение , 1 балл за определение члена предложения ,  всего – 10 баллов.

Задание 3 Ответ:

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством).

Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства).

Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).

Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).

Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).

Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).

Оценка: 1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека;

по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.

Задание 4 Ответ:

Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)

За правильно составленную словообразовательную цепочку 1 балл.

Задание 5. Ответ: 3 – мелет – это форма глагола молоть. Именно это действие и нужно совершить, чтобы потом сварить кофе.

Оценка:  2 балла.

Задание 6.  За каждый  правильно разобранный член предложения – 1 балл.

Задание 7. Максимально 2 балла. 

Максимальное количество баллов за работу:  42 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)...

Школьный тур олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку, 2011 год...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса...

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...