Пунктуация придаточных предложений сравнения.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Натела Паатаевна Афанасьева

Тема: Пунктуация придаточных предложений сравнения.

Возраст: 9 класс

Цель урока:

1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.

2. Содействовать развитию орфографического и пунктуационного навыка учащихся, умений определять значения придаточных сложноподчиненных предложений, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.

Оборудование: раздаточный материал

Тип урока: комбинированный (урок-повторение пройденного материала, урок-изучение нового материала).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пунктуация придаточных предложений сравнения.

Возраст: 9 класс

Цель урока:

1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.

2. Содействовать развитию орфографического и пунктуационного навыка учащихся, умений определять значения придаточных сложноподчиненных предложений, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.

Оборудование: раздаточный материал

Тип урока: комбинированный (урок-повторение пройденного материала, урок-изучение нового материала).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка посещаемости учеников.

II. Проверка домашнего задания.

III. Основная часть.

1) Повторение пройденного материала и формулировка темы.

Сегодня мы продолжаем изучение сложноподчиненных предложений. (Что представляют собой сложноподчиненные предложения? В чем их отличие от сложносочиненных предложений? Опрос по типам придаточных).

Сегодня нам предстоит познакомиться с придаточным сравнительными в сложноподчиненных предложениях. Сравнение играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. Сравниваться могут абсолютно различные понятия.

Какие способы выражения сравнения в русском языке вы уже знаете? (метафора, сравнительные обороты).

Художники слова чаще всего используют метафору и эпитеты и другие средства выразительности, но чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что. Им мы и посвятим начало нашего сегодняшнего урока (повторение темы «Сравнительный  оборот», пунктуационные правила, далее работа с таблицей – приложение 1).

Имея перед глазами табличку-подсказку и освежив в памяти знания, прошу вас объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных предложениях.

  1. Снег  как бархат
  2. Снег, как бархат, покрывает землю.
  3. Снег мягкий, как пух, бесшумно ложился на город.
  4. Надо беречь родную природу  как зеницу ока.
  5. Зимний лес встречает меня как старого знакомого.
  6. Снег все сыпался, словно стеклянный дождь падал с неба.

Найдите предложения с обособленным сравнительным оборотом. Спишите, выделите грамматическую основу. Объясните постановку знаков препинания.

2) Объяснение нового материала.

Отдельно выписываем предложение под номером 6, находим главную и придаточную часть, выделяем грамматические основы. Работа по вопросам:

- Какой вопрос задаем от главного предложения к придаточному? (как)

- Какое значение несет  в себе вопрос «как» в данном случае? (Значение сравнения).

Как вы уже догадались, перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным. Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления.  Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но сложность заключается в следующем – вопрос «как?» мы задаем и к придаточным образа действия. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению. Но присоединяется специфическими, характерными только для него союзами «как», «подобно тому, как»; «чем»; «словно»; «будто»; «как будто»; «чем, тем». 

Записываем опорную таблицу в тетради:

Значение

Вопрос

Средства связи

Пример

Обстоятельственные

сравнения

Как?

Союзы:

Как; подобно тому, как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем …

Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.

Вспомните, мы говорили, чем присоединяются придаточные образа действия к главному предложению? Чем оно отличается от придаточного сравнения? (союзное слово + указ слово в главном предложении).

Перед вами два предложения. Где какое придаточное?

  1. Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался. (сравн)
  2. Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался. (обр.действ)

Упражнение на закрепление изученного материала. (Предложения с придаточным сравнения выписать и разобрать, для других составить схему). Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем и делаем разбор в тетради. Объясняем ход решения.

  1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.
  2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы  утром на траве.
  3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
  4. Птица так же  медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал  снег.

Творческое задание.

1. Запишите предложения, добавив:

а) сравнительный оборот,

б) придаточное сравнения.

1. Снежинка кружится в воздухе, как… 2. Тучи ползут по небу, как…3. Солнце светило ярко, как… 4. Ночь спускалась на город, как…

2. Составьте диалог, используя конструкции со словом как. Например,

- Здравствуй! Как у тебя дела?

- Отлично! Сейчас расскажу, как вчера мы ходили в кино.

- И как тебе фильм, понравился?

- Еще как! Как-нибудь сходим вместе.

- Прекрасная идея!

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ставится запятая

Запятая не ставится

  1. В придаточном сравнения.
  2. Как в составе вводных конструкций.
  3. Как в сравнительном обороте
  4. Как в составе приложения в значении причины
  1. Как в составе сказуемого.
  2. Как в составе устойчивых словосочетаний.
  3. Как в составе приложения со значением «в качестве».

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Учебный материал в форме презентации MS PowerPoint для закрепления навыка употребления пассивного залога/инфинитивной конструкции um...zu в сравнении с придаточными предложениями цели/сложноподчинённых предложений с als и wenn

Данный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся как в классе, так и дома, с возможностью дальнейшей самопроверки для закрепления навыка употребления отдельных гр...

Открытый урок русского языка по теме: "Придаточные предложения сравнения".

Конспект открытого урока русского языка по теме: "Придаточные предложения сранения"....

"Придаточные уступительные предложения и придаточные предложения следствия"

Методический материал по учебнику И.Бим "Немецкий язык.11 класс". В данном материале дано определение придаточных уступительных предложений и предложений следствия. А также приведены примеры...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...