Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Еремина Елена Витальевна

На уроке решаются следующие задачи:

Образовательные:

- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;

- формировать умения в применении на практике правила правописания имён существительных с шипящим звуком на конце слов;

Коррекционно-развивающие:

- корректировать нарушения развития высших психических функций:

   внимания, памяти; развивать операции мышления: сравнение, обобщение;

   аналитико-синтетической деятельности;

- развивать речевую практику на основе работы со схемой;

- способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности;

Воспитывающие:

- воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные

   качества;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Так как все задания носят занимательный характер, то урок проходит на одном дыхании...Детям интересно, все включаются в работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание имён существительных женского и мужского

рода с шипящим звуком на конце

 Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-исследование.

Цель урока: Формирование понятия об основных грамматических категориях имени

существительного. Повышение уровня владения речью.

                                   

Задачи урока:

Образовательные:

- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;

- формировать умения в применении на практике правила правописания имён существительных с шипящим звуком на конце слов;

Коррекционно-развивающие:

- корректировать нарушения развития высших психических функций:

   внимания, памяти; развивать операции мышления: сравнение, обобщение;

   аналитико-синтетической деятельности;

- развивать речевую практику на основе работы со схемой;

- способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности;

Воспитывающие:

- воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные

   качества;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

 

Цели использования IT на уроке:

  1. Формирование умения применять знания в новых условиях.
  2. Побуждение учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
  3. Обеспечение интенсификации и оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.
  4. Развивать познавательный интерес и творческую активность обучающихся.

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Презентация PowerPoint.
  4. Доска, маркер
  5. Рабочие листы обучающихся

Время реализации урока: 40 мин

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся)
  • Частично-поисковый


Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • В парах.
  • Индивидуальная.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- В перемену отдыхали,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.   

- А теперь давайте вспомним, какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках? (имя существительное)

Проверка знаний о существительном.

ТЕСТ «Или нет или да, а не знаешь – беда!»

  • Имя существительное обозначает предмет?
  • Имя существительное отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что.
  • Имена существительные изменяются по числам.
  • Существительные имеют 3 рода.
  • Собственные существительные пишутся с маленькой буквы.

Взаимопроверка + - - + + - . У кого всё верно?

 Мы с вами сегодня будем исследователями и открывателями. Послушайте меня внимательно.

 - Разгадайте загадки и назовите последний звук в слове

Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(ёж)

Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. 
(ключ)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко. 

И работе круглый год 
Он сердечко отдает. 
(карандаш)

Я как зонт — не промокаю,

            От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (плащ)

 Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. 
(рожь)

Даже в сырую, дождливую полночь

Едет на выручку скорая (помощь)

- Какие это звуки? (согласные, шипящие)

- Но давайте вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши,)

 3.  Постановка учебной задачи (исследовательская деятельность)

А теперь вспомним ещё одно правило.

- Прочитать слова. Какой частью речи они являются? Определим число и род. Речь, муж, ключ, дочь, малыш, сторож, ночь, вещь

- Чем слова похожи? Чем отличаются?

1-я группа определяет имена существительные ж. р.,

2-я – м. р.

- Распределить слова в 2 столбика

Существительные женского рода                    

Существительные мужского рода

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

___________________________

_______________________________

Существительные мужского рода

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

- Почему у сущ в 1 столб на конце пишется Ь, а у сущ во 2 столбике нет?

Прочитаем правило на с 125 (закладка)

 Чтение правила.

Давайте посмотрим карточки с алгоритмом работы над словами с шипящим на конце.

  • Определить часть речи
  • Если это существительное, на конце с шипящим- надо определить род
  • Если сущ Ж.р – Ь, если сущ М.р. – Х

Физминутка

Мы ногами –топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами –миг –миг

Мы плечами –чик-чик

Раз- направо, два –налево

Повернись вокруг себя.

Раз –присели, два –привстали

Руки кверху все подняли

Раз-два, раз- два

Заниматься нам пора!

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление.

1.  Словарно – логические упражнения:

- Замените одним словом, запишите слова используя составленный нами алгоритм.

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  2. Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
  3. Без него не откроешь замок (Ключ)
  4. Его надевают в дождь (Плащ)
  5. Маленький ребёнок (Малыш)
  6. Мелкие деньги (Мелочь)

2. Закрепление

а) Работа в паре.

- Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.

Вставьте мягкий знак на конце слов, где это необходимо:

Ноч.., пейзаж.., экипаж.., реч.., ландыш.., рож.., морж.., дич.., мелоч..

Проверка самостоятельной работы.

- Как определили, в каких словах пишется «ь»?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок.

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения?

Б) Компьютерный тренажёр

Физминутка для глаз

В) самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями

1 уровень:

Записать слова в два столбика, пользуясь алгоритмом:

обруч…, ноч…, камыш…, кулич…, рож…, лож….

 Ь знаком                                          без Ь

________________                                       __________________

________________                                      __________________

_________________                                    _________________

___________________                                ___________________

2 уровень:

Записать слова, раскрывая скобки и заменяя сущ. мн. числа сущ. ед. числа. Обозначить род.

Острый (ножи)__________________

горячая (печи)___________________

хороший (врачи)__________________

летучая (мыши)___________________

старая (вещи)_____________________

найти (мячи)_____________________

3 уровень:


- Составьте и запишите предложения из данных слов, изменяя, если надо, окончания слов и  вставляя по необходимости ь на конце существительных после шипящих:

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

(Проверка выполненных заданий)

Г) Разгадывание кроссворда (у каждого карточка)  

  Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо - зерна.    (Ночь. Звезды.)

          

1

2

3

4

 Загадки.

     1.   Если хорошо заточен,                                                                                                            

         Все легко он режет очень.  ( Нож).

  1. Утка в море, хвост на заборе.  (Ковш).

 

  1. Зимой дрова ест, а летом спит.  (Печь).

  1. Под полом таится, кошки боится.  (Мышь).

Домашнее задание.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую  (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  розовую.
  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

- Молодцы! Спасибо за урок.

Девочкам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только женского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

женского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________


Мальчикам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только мужского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

мужского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________

Мальчикам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только мужского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

мужского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________

Девочкам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только женского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

женского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________


Мальчикам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только мужского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

мужского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________

Мальчикам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только мужского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

мужского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода".

Папка содержит конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе, также презентацию к уроку, карточки, картинки....

Существительные мужского и женского рода на -Ь

Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ....

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода...