Брейн-ринг по русскому языку (6кл.)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Мусинова Венера Кайржановна

Игра позволяет развивать навыки взаимодействия в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость.

           Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода. Они выбраны из разных разделов русского языка: фонетики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, затрагивают как изученный на уроках материал, так и неизвестные учащимся факты.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Брейн-ринг»  по русскому языку для 6 классов.

Игра позволяет развивать навыки взаимодействия в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость.

           Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода. Они выбраны из разных разделов русского языка: фонетики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, затрагивают как изученный на уроках материал, так и неизвестные учащимся факты.  

Правила игры

 1. За столами, поставленными группами, располагаются игроки (4-6 человек). Групп может быть 5-6.

2. У каждой группы на столе лежат карточки определённого цвета по числу игроков.

3. Между группами проводится жеребьёвка. Группы, вытянувшие номера 1 и 2, садятся за игровые столы.

4. Ведущий задает вопросы, а игроки как можно быстрее поднимают карточку, если знают правильный ответ на прозвучавший вопрос.

 5. Наблюдатели фиксируют, какая группа подняла карточку быстрее, и дают этой группе право отвечать. Если прозвучал правильный ответ — группе присуждается 1 очко. Если прозвучал неправильный ответ — группа получает минус 1 очко. Если отвечающая команда дала неправильный ответ, может отвечать вторая группа.  

6. Игра продолжается  до 4-х очков. Группа, набравшая 4 очка, продолжает играть, а проигравшая группа проходит на своё прежнее место. Её игровое место занимает следующая группа.

Так игра продолжается до тех пор, пока не определится явный лидер — группа, набравшая наибольшее количество баллов. Как правило,  поиграть успевают все группы, но 40 минут для игры часто не хватает, и ребята просят продолжить игру, пока не закончатся вопросы.

7. Для поддержания дисциплины во время игры можно снимать баллы группам за нарушение правил игры и порядка.

8. Если ни одна из играющих на ринге команд  не дала на прозвучавший вопрос правильного ответа, ответить может любая другая команда или группа, ожидающая своей очереди в игре. Она тоже получает балл за правильный ответ.

Вопросы для игры

1. Знаете ли вы, что «граб-дерево, родственное берёзе». Назовите 4 русских слова, заменяя гласную букву   в слове граб ( грёб, гриб, гроб, груб).

2. Назовите 4 синонима слову антракт (перерыв, перемена, передышка, промежуток).

3. Назовите антоним выражению «в час по чайной ложке» (быстро, «сломя голову»).

4. Назовите лишнее слово в ряду: семья, коньки, друзья, вьюга. Объясните выбор (лишнее слово коньки, т. к. в нём Ь смягчает согласный, а в остальных словах Ь знак разделительный).

5. Назовите колодец птичьим названием (журавль).

6. Отгадайте загадку: «Красненькая, маленькая, каждого с лесной дороги сворачивает». Произнесите отгадку орфографически (зем-ля-ни-ка).

7. Откуда появилось слово «тюльпан»? (Название цветка пришло к нам из Франции, а французы позаимствовали его из Персии. Цветок напоминает повязку на голове — тюрбан).

8. Назовите синоним слову «архитектор» (зодчий).

9. В каком слове сорок гласных? (сорока)

10. В каком слове половина буквы? (полка)

11. Как зовут самого известного в мире ветеринара? (Айболит)

12. Определите род имен существительных:

Мебель (ж. р.)., Кофе (м. р.), Тюль (м. р.), Такси (ср. р.),  Рояль (м. р.), концертный рояль,  Хрусталь (м. р.), горный хрусталь,    Кенгуру (м. р.),       Какао (ср. р.).

13. Какая по счёту буква «р» во втором месяце весны? (третья, апрель)

14. Назовите самостоятельные части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное).

15. Расставьте слова в порядке усиления лексического значения: шагать, бежать, ползти, мчаться, нестись (ползти, шагать, бежать, нестись, мчаться).

16. Написание этого месяца заканчивается буквой «т». Какой он по счёту в году? (март, третий)

17. Когда у имён существительных после шипящих пишется мягкий знак?

(У имён существительных женского рода III склонения после шипящих пишется мягкий знак).

18. Назовите буквы, которые обозначают сонорные (всегда звонкие непарные  согласные звуки ( Л (Эль), М(эм), Н(эн), Р(эр), Й(й краткое).

19. Назовите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

20. Назовите все падежи (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

21. Назовите три союза (и, а, но и др.).

22. Назовите пять приставок ( по-, на-, у-, за-, пере- и др.).

23. Назовите второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

24. Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово:

Жыил (лыжи)        ански (санки)      кьионк (коньки)  нолс (слон)

25. Назовите буквы, обозначающие глухие непарные согласные звуки ( Ц(цэ), Ч(че), Х(ха), Щ(ща).

26. Назовите 2 служебные части речи (предлог, союз).

27. В каких словах по 100 согласных? (сток, стог, стоп, стол, стон)

28. Назовите лишнее слово  в данном ряду: диво, удивлять, диван, дивный (лишнее слово «диван», остальные — однокоренные слову «диво»)

29. Назовите виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное).

30. Назовите виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

31. Когда в словах пишется твёрдый знак? (Твёрдый знак пишется между приставкой и корнем, если приставка заканчивается на согласный, а корень слова начинается с гласного).

32. Какая часть речи может обозначать признак действия, признак признака?

(наречие)

33. Какие части речи в предложении могут быть сказуемым? (глагол, имя существительное, имя прилагательное)

34. Какие слова можно составить из букв слова «Грамотей»?

         (Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том.)

35. Какие части речи имеют начальную форму? (имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное)

36. Какая форма имени прилагательного является начальной? (форма мужского рода, именительного падежа, единственного числа)

37. Какая форма имени существительного является начальной? (форма единственного числа, именительного падежа).

38. На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? (Что делать, что сделать?)

39. Сколько звуков слове «петь»? (3)

40. Сколько согласных звуков в слове «союз»? (3)

41. Разберите по составу: Подснежник, придорожный, красавчик, завтракать.

42. Назовите вкусный полезный напиток из трёх предлогов (с-о-к).

43. Сколько всего букв в названии нашей страны? ( Россия — 6 букв)

44. Назовите 2 синонима слову Родина (Отечество, отчизна).

45. Назовите слово, лишнее в данном ряду: подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник. (В первых трёх словах приставка под-,  в последнем слове приставка по- ).

46. В каком из слов есть твёрдый согласный звук: мяч, семь, синий, шить? (Звук ш всегда твёрдый)

47. Назовите все гласные звуки русского языка (их 6: а, о, у, э, и, ы).

48. Слово «коло» обозначало в древнерусском языке окружность, обод, обруч. Назовите три слова, образованных от этого корня (колесо, кольцо, колобок, кольчуга, колесница и т. д.).

49. Какой частью речи может быть слово «печь»? (Именем существительным,  глаголом).

50. У какой части речи значение рода постоянный признак? (У имени существительного).

51. Какая часть речи изменяется по родам, числам, падежам? (имя прилагательное)

52. Назовите неизменяемую часть речи (наречие).

53. Подберите антоним выражению «коломенская верста» (маленький, «от горшка два вершка»).

54. Назовите синоним слову «финал» (конец).

55. Найдите лишнее слово в ряду: дом, дома, домик, домом (домик — лишнее, т. к.  родственное, остальные — изменения формы слова).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн - ринг по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Брейн-ринг  "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека"...

Брейн-ринг "Мы изучаем английский язык" для учащихся 6 класса

Данное мероприятие было разработано для обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала в 6 классе по УМК "Английский язык" (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...

"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.

Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по  синтаксису,  морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....

брейн-ринг по материалам русского языка и литературы

разрапботка урока и презентация к ней, удобно использовать при проведении Недели словесности в школе...

Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"

Сценарий брейн – ринга по русскому языку«Великий,  могучий русский язык!»Цель:Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики....

игра "Брейн ринг" на уроке английского языка

Игра "Brain ring" на уроке английского языка позволяет развивать интерес к изучению английского языка, к культуре англоязычных стран. Более того, данный вид деятельностьи развивает у ребят умение сотр...

Задания к игре "Брейн-ринг" "Я люблю английский язык!"

Задания к игре "Брейн-ринг" "Я люблю английский язык!"5 класс...