Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"
методическая разработка (русский язык) по теме

Сценарий брейн – ринга по русскому языку

«Великий,  могучий русский язык!»

Цель:

Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;

Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики.

 

Ход игры

Участники разбиваются  на две команды по 5 человек и рассаживаются за два стола.

 

Команды:  «Графика» и «Морфемика»

 

1 конкурс «РАЗМИНОЧНЫЙ»

Вопросы разминки задаются попеременно каждой команде:

1.     в каком слове сорок «А» (сорока)

2.     как называют звуки, состоящие только из голоса (гласные)

3.     как каплю превратить в цаплю  (поменять 1 букву)

4.     Сколько слогов в слове «ДА»? (один).

5.     Какой день недели говорит о своем месте? (вторник,среда,четверг,пятница)

6.     Назвать антоним слова «ВЫСОКИЙ» (низкий)

7.     Назвать синоним  слова «БОЛЬШОЙ».(огромный)

8.     Сколько звуков дают буквы «Ь» и «Я»? («Ь»-ни одного, «Я»- два: «Й» и «А»).

                                

                                            2 конкурс  «ПОСЛОВИЧНЫЙ».

Команды собирают пословицы из  разрозненных частей:

 

«МОРФЕМИКА»:  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

                                  2. Яблоко от яблони  недалеко падает.

 

«ГРАФИКА»:            1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                                    2. Один в поле не воин.

 

       Пока команды заняты заданием, болельщики участвуют  в конкурсе для болельщиков «Собери алфавит».

 

Болельщики  каждой  команды собирают алфавит из разрозненных букв (на скорость и правильность)

 

                                      3 конкурс  «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ .

По одному члену команды должны правильно расставить  ударения в словах.

 «ГРАФИКА»: абажур, баловать, газопровод, километр, каталог, дозвониться, статуя, свекла, зубчатый,

«МОРФЕМИКА»:  звала, намерения, пломбировать, псевдоним,  начал, шоссе,  миллиметр, звонит, водопровод,  творог.

 

                                          4  конкурс 

ü «ФОНЕТИЧЕСКИЙ»  (по одному члену команды )                                              

 Сделать фонетический разбор слов:

Команда «ГРАФИКА» - пень

Команда «МОРФЕМИКА» - день

 

ü «ЗАГАДОЧНЫЙ» (для остальных членов команды):

Без  языка, без голоса, а все расскажет. (Книга).

По черной земле белый  заяц пробежал. (Мел).

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Висит груша – нельзя кушать (Лампа)

Маленький, пузатенький – весь дом стережёт (Замок)

Белые цветочки вечером расцветут, а утром увядают (Звёзды)

 Ног нет – а хожу, рта нет – а скажу когда спать, когда вставать (Часы)

Без рук, без ног, а ворота отворяет  и нас подгоняет (Ветер)

 

5 конкурс «ЛИТЕРАТУРНЫЙ»

ü Вопрос командам: Из какого произведения эти строки и кто автор произведения?

«ГРАФИКА» - У лукоморья, дуб зелёный… (А.С.П. отрывок из «Руслана и Людмилы)

«МОРФЕМИКА» - Скажи – ка, дядя, ведь недаром… (М.Ю.Л. «Бородино»)

 

ü Декламация – по одному стихотворению от каждой команды

 

6 конкурс «КАПИТАНОВ»

Найти и исправить ошибки в предложении

«ГРАФИКА» - Расказ был длинный, но очен интирэсный.

«МОРФЕМИКА» - Учитиль даступна обясняете урок.

 

7 конкурс «СКОРОГОВОРОЧНЫЙ»

Каждая команда произносит скороговорки. Оценивается чёткость и скорость произношения.

«ГРАФИКА» - Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

                          И матросы еле-еле карамель на мели ели.

«МОРФЕМИКА»- Косарь Касьян косой косит сено

                                 Не скосит Касьян - косарь  покоса.

 

8 конкурс «ТВОРЧЕСКИЙ»

Каждая команда составляет рассказ по предложенной картине.

 

Подведение итогов конкурса.

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn_ring_velikiy_moguchiy_russkiy_yazyk.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий брейн – ринга по русскому языку

«Великий,  могучий русский язык!»

Цель:

  • привитие учащимся интерес к изучению русского языка;
  • привитие навыков правильного употребления русской лексики.

Ход игры

Участники разбиваются  на две команды по 5 человек и рассаживаются за два стола.

Команды:  «Графика» и «Морфемика»

1 конкурс «РАЗМИНОЧНЫЙ»

Вопросы разминки задаются попеременно каждой команде:

  1. в каком слове сорок «А» (сорока)
  2. как называют звуки, состоящие только из голоса (гласные)
  3. как каплю превратить в цаплю  (поменять 1 букву)
  4. Сколько слогов в слове «ДА»? (один).
  5. Какой день недели говорит о своем месте? (вторник,среда,четверг,пятница)
  6. Назвать антоним слова «ВЫСОКИЙ» (низкий)
  7. Назвать синоним  слова «БОЛЬШОЙ».(огромный)
  8. Сколько звуков дают буквы «Ь» и «Я»? («Ь»-ни одного, «Я»- два: «Й» и «А»).

                                 

                                            2 конкурс  «ПОСЛОВИЧНЫЙ».

Команды собирают пословицы из  разрозненных частей:

«МОРФЕМИКА»:  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

                                  2. Яблоко от яблони  недалеко падает.

«ГРАФИКА»:            1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                                    2. Один в поле не воин.

       Пока команды заняты заданием, болельщики участвуют  в конкурсе для болельщиков «Собери алфавит».

Болельщики  каждой  команды собирают алфавит из разрозненных букв (на скорость и правильность)

 

                                      3 конкурс  «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ .

По одному члену команды должны правильно расставить  ударения в словах.

 «ГРАФИКА»: абажур, баловать, газопровод, километр, каталог, дозвониться, статуя, свекла, зубчатый,

«МОРФЕМИКА»:  звала, намерения, пломбировать, псевдоним,  начал, шоссе,  миллиметр, звонит, водопровод,  творог.

                                          4  конкурс  

  • «ФОНЕТИЧЕСКИЙ»  (по одному члену команды )                                              

 Сделать фонетический разбор слов:

Команда «ГРАФИКА» - пень

Команда «МОРФЕМИКА» - день

  • «ЗАГАДОЧНЫЙ» (для остальных членов команды):

Без  языка, без голоса, а все расскажет. (Книга).

По черной земле белый  заяц пробежал. (Мел).

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Висит груша – нельзя кушать (Лампа)

Маленький, пузатенький – весь дом стережёт (Замок)

Белые цветочки вечером расцветут, а утром увядают (Звёзды)

 Ног нет – а хожу, рта нет – а скажу когда спать, когда вставать (Часы)

Без рук, без ног, а ворота отворяет  и нас подгоняет (Ветер)

5 конкурс «ЛИТЕРАТУРНЫЙ»

  • Вопрос командам: Из какого произведения эти строки и кто автор произведения?

«ГРАФИКА» - У лукоморья, дуб зелёный… (А.С.П. отрывок из «Руслана и Людмилы)

«МОРФЕМИКА» - Скажи – ка, дядя, ведь недаром… (М.Ю.Л. «Бородино»)

  • Декламация – по одному стихотворению от каждой команды

6 конкурс «КАПИТАНОВ»

Найти и исправить ошибки в предложении

«ГРАФИКА» - Расказ был длинный, но очен интирэсный.

«МОРФЕМИКА» - Учитиль даступна обясняете урок.

7 конкурс «СКОРОГОВОРОЧНЫЙ»

Каждая команда произносит скороговорки. Оценивается чёткость и скорость произношения.

«ГРАФИКА» - Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

                          И матросы еле-еле карамель на мели ели.

«МОРФЕМИКА»- Косарь Касьян косой косит сено

                                 Не скосит Касьян - косарь  покоса.

8 конкурс «ТВОРЧЕСКИЙ»

Каждая команда составляет рассказ по предложенной картине.

Подведение итогов конкурса.