внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Тема: «О великий, могучий русский язык!»

Цель: расширение знаний по русскому языку.

Задачи: - активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческой активности;

- расширение знаний учащихся в области лексики, грамматики, орфографии.

- развитие связной речи.

Ход мероприятия:

  1. орг. момент.

Приветствие. Объяснение правил игры. Играют 2 команды. Победителем становится команда, набравшая большее количество баллов.

А сегодня мы мечтаем

Знать побольше обо всем,

Мы в мечты свои играем,

Мы мечтой своей живем!

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Добро пожаловать, игра!»

  1. вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Роль языка как средства общения людей замечательно передана в русском народном творчестве.  Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка как без рук», «В умной беседе быть – ума прикупить» и т.д. на протяжении всей нашей истории могучее русское слово верно служило делу укрепления национальной независимости и сплочения народных масс в борьбе с чужеземцами (Слайд-шоу).

           К.Г. Паустовский писал: «По отношению к каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, Нои о его гражданской ценности».

Итак, мы начинаем интеллектуально-познавательную игру «О великий, могучий русский язык!».

3. Основная часть:

Наш первый конкурс называется: «Автора! Автора! Автора!».

Назовите автора высказывания о русском языке. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык». (К. Паустовский)

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М. Горький)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок». (И. Тургенев)

Как материал словесности истинно – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». (А. Пушкин).

«Конкурс чтецов».

 Дети читают стихотворения о русском языке.

Игра со зрителями «Всех скороговорок не перескороговоришь».

 

Скороговорки – не только занятная игра, это очень полезное упражнение, которое развивает дикцию.

1.«Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась о гуся».

2.«На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это лещ-забияка снова бросил рака».

3.«В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега».

4.«Ткет ткач ткани на платки Тане».

5.«Кукушка кукушонку купила капюшон. Как кукушонок в капюшоне смешён».

6.«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».

Конкурс «Знаешь ли ты историю?»

Вопрос: что означает слово пиктография?

Ответ: пиктография – от лат. Pictus – нарисованный, картинный, греч. Grapho – пишу. Письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания. Это дошедшие до нас наскальные рисунки с изображением животных, сцен охоты, жизни первобытных людей.

Вопрос: в древности не было типографии и печатных машин, но люди находили способы запечатлеть слово. Они писали на пальмовых листьях, коре, глине, камне, деревянных досках.

Как назывались книги, написанные на деревянных досках?

Ответ: кодекс – книга на деревянных досках.

Вопрос: откуда пошло выражение «писать хорошим стилем»?

Ответ: деревянные доски были с углублениями, в которые заливали воск и писали при помощи деревянной палочки, называвшейся «стило». Отсюда выражение – «писать хорошим стилем».

Вопрос: что такое берестяная грамота?

Ответ: книги, написанные на бересте – коре березы, специально обработанной, назывались берестяными грамотами.

Вопрос: как назывался инструмент, которым писали на бересте?

Ответ: это была заостренная палочка, которая называлась «писало».

Вопрос: откуда произошло слово «пергамент»?

Ответ: на Руси в XI  в. писали на пергаменте, название которого происходит от города, где он был изобретен, - Пергам. Изготовлен он был из кожи животных – баранов, коз, телят, волов.

Конкурс «В мире ребусов».

Ребусы – изображение какого-либо слова, целого предложения при помощи букв, цифр и рисунков.

100

                           К (во-сто-к)                                                          од

                                                               -----

                                                                  Р      (на-р-од)

Жда                                                             сия

------- (На-де-жда)                                                          А-----(А-на-ста-сия)                                          

  Де                                                               ста

             

Игра со зрителями «Загадки-шутки».

  1. когда человек бывает деревом? (когда он со сна).
  2. из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой).
  3. когда в пустом кармане есть что-нибудь? (когда в нем дырка).
  4. каких камней нет ни в одном море? (сухих).
  5. что можно увидеть закрытыми глазами? (сон).
  6. на какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое).

Конкурс «Метаграммы».

Метаграммы – это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены в нем одной буквы на другую, получается новое слово.

  1. с Л – лить слезы заставляю,

с Ж – по воздуху летаю. (лук -жук).

2. с Е-  колючий, с У – ползучий. (ёж-уж)

3. с П – я в доме, с В – я в поле,

с М  - я в море, с Г – в футболе,

с К – вбивают, с Т – взрывают,

с Д – долину называют.

(пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол).

  1. разгадать попробуй ты:

с А – посуда для воды,

 с Ы – рогатый на лугу,

с У – растет в лесу, саду.

(бак-бык-бук).

  1. с Б – мучительной бываю,

с М – одежду поедаю,

с Р актеру я нужна,

с С для повара важна.

(боль-моль-роль-соль).

5.вы в сказках обо мне читали:

Меня в кубышке зарывали.

Но если Д в конце смягчить –

Телегу можно мной грузить. (клад-кладь)

6.с твердым Л – я на стене,

Книги, например, на мне.

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (полка -полька).

Игра «Любознательные».

 -  Сейчас мы проверим как вы знаете правила русского языка.

                 

1.«Перевертыши».

Назовите существительные, которые читаются справа налево так же, как и слева направо.

(казак, доход, заказ, потоп, комок, довод, боб, кок, поп и т.д.)

2.«Переставь буквы»

Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного получить другое.

(водопад-подвода, стирка-старик, приказ-каприз, каркас-краска и др.)

 3.«Добавь букву».

 К названным вещам добавьте букву так, чтобы получилось новое слово.

(вал-овал, том-атом, овцы-ловцы, рубка-трубка и т.д.).

4.«числительное в слове».

Назовите слова, в составе котрорых встречаются числительные.

(СТОянка, поДвал, ТРИбуна, ОДИНочество, сесТРИца, ухиТРИться, сТРИчь, осеТРИна, проСТОй, СТОрож, СеваСТОполь, всПЯТЬ…)

5.«Попробуй вспомни».

Назовите имена прилагательные, которые, не изменив своего лексического значения, перешли в существительные.

(ученый, дежурный, военный, ведущий, столовая, мороженое, верующий, гостиная и т.д.).

4. Подведение итогов. Награждение победителей.

                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...

Внеклассное мероприятие "О великий, могучий русский язык"

Цель: повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные ЗУН, повышать культуру речи и чистоты языка; развивать любознательность и познавательную активность детей...

Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"

В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...

Разработка социокультурного мероприятия "И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!"

Мероприятие проведено 5 июня 2016г. в рамках реализации школьного социального проекта «Руки дружбы». Одной из проблем проживающих (по результатам анкетирования обеспечиваемых и персонала г...

Презентация мероприятия "И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!"

Презентация разработки социокульткрного мероприятия, представленная на всероссийский конкурс лучших практик, посвященных празднованию Дня русского языка....

Разработка мероприятия «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», посвященного Международному дню родного языка

Цели мероприятия:- знакомство обучающихся с Международным днем родного языка;- пропаганда норм и правил русского языка, формирование навыков правильной речи;- воспитание бережного отношения к родному ...