Внеклассное мероприятие "О великий, могучий русский язык"
методическая разработка (7 класс) по теме

Левина Татьяна Владимировна

 

 

Цель: повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные ЗУН, повышать культуру речи и чистоты языка; развивать любознательность и познавательную активность детей; способствовать развитию  интереса и любви к русскому  языку;  развивать речь, мышление, смекалку;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_velikiy_moguchiy_russkiy_yazyk.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.

Тема: «О великий, могучий русский язык!»

Цель: повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные ЗУН, повышать культуру речи и чистоты языка; развивать любознательность и познавательную активность детей; способствовать развитию  интереса и любви к русскому  языку;  развивать речь, мышление, смекалку;

 

Эпиграф:    Я ко всем наукам ключ имею,

                      Я со всей вселенною знаком.

                      Это потому, что я владею

                      Русским величавым языком. (С. Данилов)

          Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык

                           Ход мероприятия:

  1. Слово ведущего (учителя)

Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, - утверждал К.Г.Паустовский.

          Но умеем ли мы им пользоваться правильно, знаем ли мы его? Это мы сейчас и проверим во время этой игры. Сегодня участникам команд :  1 команда  «Звуки» и 2 команда  «Буквы» предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли учителя русского языка и литературы…

Ведущий:  Ребята,  что мы знаем о нашем русском языке?

          /выходят дети и читают высказывания о русском языке, а затем стихотворения/

     Наш язык---наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г. Паустовский)

                                               

     Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П. Сумароков)

                             

      Где нужно-нежный, трогательный, где нужно--- строгий, серьёзный, где нужно-

      бойкий и живой, - таков наш русский язык. (Л.Н. Толстой)

                                                       

      Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И. Куприн)  

                                                       

     С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

     

 Уч-ся1: На свете много стран больших

                     И много малых есть,

                     И для народностей любых

                     Язык свой----это честь.

                     Русский язык---спокоен, весел и певуч,

                     Насмешлив и суров,

                     И беспощаден, и могуч,

                     И грозен для врагов.

                     Суворов одобрял солдат

                     На русском языке.

                     Бессмертный Пушкин сочинял

                     На русском языке!

       Уч-ся2: Люблю тебя, Русский язык!

                     В нём столько добра и силы.

                     В нём слышится русский ямщик,

                     В нём слышится голос России

                    Люблю тебя, Русский язык!

                     Великое русское слово!

                     В нём  вижу я Пушнина лик,

                     В нём вижу я лик Толстого.

                     Люблю тебя, Русский язык!

                     Язык пониманья и мира:

                     На нём говорят и якут, и калмык,

                     И те, кто живёт на Пальмире.

                      За то, что красив и могуч,

                      За то, что как солнце велик,

                      За слово, за солнечный луч,

                      Люблю тебя, Русский язык!

Ведущий. Объяснение условий игры.

 Наша игра будет состоять из нескольких раундов, которые соответствуют различным разделам лингвистики, т.е. науки о языке.

Ведущий: Вопрос командам: «Какие разделы науки о языке вы знаете?»

Первый раунд  - «Орфоэпический»

Пусть от каждой команды выйдет по одному игроку, которые получат по листку бумаги, на которых написаны слова. Вы должны расставить ударение в этих словах и сдать жюри:

 Алфавит, квартал, газопровод, жалюзи, звонит, каталог, красивее, кухонный, облегчить, свекла, столяр, щавель, километр.

В это время я предлагаю команде выбрать игрока (самого говорливого), который должен будет произнести скороговорку.

1 команда «Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась о гуся».

               2 команда «Ткет ткач ткани на платки Тане»

 Второй  раунд  – «Орфографический»

На этом этапе мы с вами отправимся в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные. Вам представляются блюда для дегустации, но чтобы правильно приготовить блюдо, вам нужно в рецепте вставить пропущенные буквы, а для этого надо вспомнить правило «Н и НН в прилагательных и причастиях».

Рецепт № 1. «Клубника со сливками».

Выраще..ую собстве..ыми руками клубнику помыть и очистить от  зеле..ых хвостиков. Лучше не использовать клубнику, купле..ую на рынке, также не подойдет для изыска..ого блюда мороже..ая клубника. Очище..ые ягоды, перемеша..ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве..ым сиропом. Подавать охлажде..ыми.

Рецепт № 2. «Фруктовый салат».

Очище..ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря..ое блюдце. Возьмите банан, смеша..ый с мандаринами, привезе..ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза..ую с дерева грушу. Все это заправьте витаминизирова..ым йогуртом.

 

                3 раунд - «Лексический»

Ведущий .Все вы знаете, что чем богаче наш словарный запас, тем наша речь более  выразительная. А помогают ее сделать такой фразеологизмы. Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.
Объясните, значение фразеологического оборота.(представитель из команды должен  заменить одним словом фразеологизмы).Учащиеся читают и объясняют.
             1 команда

Кожа да кости (худой), лететь сломя голову (быстро),

перемывать косточки(осуждать),прикусить язык (замолчать ) ,

витать в облаках(мечтать), дрожать как осиновый лист (бояться),

наговорить с три короба.(наврать).

2 команда 
Мчаться на всех парусах (быстро), рукой подать (близко),
держать язык за зубами (молчать),  как в воду канул (пропал),

бить баклуши (ничего не делать), засучив рукава (хорошо работать),

вставлять палки в колеса (мешать).

Ведущий. А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы  продолжаем употреблять пословицы и поговорки в нашей речи.

1команде. .Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.). 

2 команде  О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

       1 команде  .Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.). 

        2 команде  .Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.). 

4 раунд

Ведущий. В этом раунде вас ожидают самые неожиданные вопросы, задания на сообразительность.

А) Загадки- шутки

    1. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой).

    2. На какое дерево садится  ворона во время проливного дождя ? (на мокрое)

    3. Каких камней нет ни в одном море? (сухих).

    4. Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон).

                 Б) Шарада-  это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько                 составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово)

       

1 команде

 Первый слог --- китайский напиток,

 Второй --- название буквы,

  А целое --- птица. (чай—ка)

   2 команде      

 Первое --- нота, второе --- тоже,

А целое --- на горох похоже. (фа—соль)

в) Отгадайте метаграммы. 

(Метаграмма - это загадка, в которой  из загаданного слова, путём замены одной буквы другой,  получаете  новое слово)

  1 команде

            С Б смертельна я бываю,

            С М меха я пожираю,

            С Р актёру я нужна,

            С С для повара важна. (боль-моль-роль-соль)

   2 команде

           С Ч над морем я летаю,

            С Г  --- в машинах нахожусь,

            С М --- тебя я надеваю,

            С Л --- собакою зовусь. (чайка-гайка-майка-лайка)

Г) Решите следующие задачи (в каждой головоломке заключены 2 слова):

 

- Отделите плод от растения   СОШИСНШАКА  (шишка, сосна).

- Растворите белое в прозрачном  СВОАДХАРА   (вода, сахар).

Д) Составь слово

Угадайте существительное.

1. ТЕРККАА (Ракетка)

2. ЫБИФТУСОЛТ (Футболисты)

5. Творческий раунд.

Ведущий: Но чтобы хорошо владеть русским языком, ребята, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.

 ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!

Ведущий. И все-таки я, ребята,  верю в то,  что таких Лежебокиных у нас  немного.

6 раунд  «Слово-змейка»

Необходимо записать ряд  слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. Та команда, которая за тридцать секунд составит ряд из слов  длиннее, побеждает. (Например, салют – трава – арбуз).

 7 раунд  Назовите одним словом.

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (Фонетика)
  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей?(Дополнение)
  3. Служебная часть речи, обозначающая добавочное действие при  основном действии, выраженном глаголом?(Деепричастие)
  4. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов?(Суффикс)
  5. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (имя существительное)
  6. Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи?(морфология)

  1. Главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делать?, что сделать? каков  предмет? что он такой? кто он такой?(Сказуемое)
  2. Слова одной и той же части речи ,с противоположным  лексическим  значением.

 (антонимы)

  1. Предложение, которое содержит вопрос?  (вопросительное)
  2. Предложение имеющее одну грамматическую основу. (простое)
  3. Имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? (одушевленные)

12. Часть речи , которая совмещает в себе признаки глагола и прилагательного? (причастие)

 13.  Состоит из главного и зависимого слова, связаны по смыслу и грамматически. (словосочетание)

14. Второстепенный член предложения, который  обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  какой, чей? (определение)

15. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. (фразеология)

   1 команда
1.Остановка в пути во время похода (Привал)

2.Первые буквы имени и отчества (Инициалы)

3.Территория, на которой запрещена охота, ловля рыб, вырубка леса (Заповедник)

4. Бег по пересеченной местности (Кросс)

5.Начало реки (Исток)

2  команда

1.Лицо, управляющее оркестром (Дирижер)

2.Лыжная гонка со стрельбой (Биатлон)

3.Круглое окно в борту корабля (Иллюминатор)

4. Искажение черт лица (Гримаса)

5.Задняя часть судна (Корма)

8. Подведение итогов.

Ведущий:  Вот и закончились наши испытания.
И пока жюри готовится назвать нам команду – победителя, я хочу поблагодарить всех ребят, которые принимали участие в нашем мероприятии.

Сегодня   мы  говорили о значении изучения русского  языка. И всё-таки за пределами нашего разговора осталось ещё очень много.

Учите русский годы кряду
С душой, усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда –
в нём самом.

 

Награждение.
Ведущий. Всем большое спасибо.

           

          Резерв

1. Найди новое слово.


Пользуясь данным словом, составьте новые – кто больше?

Промокашка - …

(Каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак…)

2.Кто быстрее?

- Подберите 10 существительных с одной гласной.

(взгляд, горсть, спектр, гвоздь, шерсть, груздь, фильтр, гроздь, грусть…)

3. «Исправь ошибки»

Ученик написал предложения и допустил ошибки. Исправь их.


В лису жыл сторош захар. Его избушка стаяла в самой чяще. Зимой часто захар хадил на охоту с ружём.


2 ком

Дедушка падарил кате аквариум. Жывёт там розовая рыпка с пышным хвастом. Катя бросила червячька и пастучала по стиклу.


Приложение 1.

алфавит, квартал, газопровод, жалюзи, звонит, каталог, красивее, кухонный,

облегчить, свекла, столяр, щавель, километр.

алфавит, квартал, газопровод, жалюзи, звонит, каталог, красивее, кухонный,

облегчить, свекла, столяр, щавель, километр.

Приложение 2.

В это время я предлагаю команде выбрать игрока (самого говорливого), который должен будет произнести скороговорку:

1 команда «Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась о гуся»

2 команда «Ткет ткач ткани на платки Тане».

Приложение3.

Рецепт № 1. «Клубника со сливками».

Выраще..ую собстве..ыми руками клубнику помыть и очистить от  зеле..ых хвостиков. Лучше не использовать клубнику, купле..ую на рынке, также не подойдет для изыска..ого блюда мороже..ая клубника. Очище..ые ягоды, перемеша..ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве..ым сиропом. Подавать охлажде..ыми.

Рецепт № 2. «Фруктовый салат».

Очище..ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря..ое блюдце. Возьмите банан, смеша..ый с мандаринами, привезе..ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза..ую с дерева грушу. Все это заправьте витаминизирова..ым йогуртом.

Приложение 4. 

         

  1 команда

кожа да кости

лететь сломя голову

перемывать косточки

прикусить язык  

витать в облаках

дрожать как осиновый лист

наговорить с три короба

2 команда
 мчаться на всех парусах

 рукой подать
держать язык за зубами

 как в воду канул  

бить баклуши

засучив рукава  

вставлять палки в колеса

Приложение 5.        

 Решите следующие задачи (в каждой головоломке заключены 2 слова):

 

- Отделите плод от растения   СОШИСНШАКА.

- Растворите белое в прозрачном  СВОАДХАРА.

Решите следующие задачи (в каждой головоломке заключены 2 слова):

 

- Отделите плод от растения   СОШИСНШАКА.

- Растворите белое в прозрачном  СВОАДХАРА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

Методические рекомендации для проведения Урока Знаний "Наш великий могучий русский язык"

Сценарий Урока Знаний или классного часа«Наш великий могучий русский язык»...

Игра - КВН «Великий, могучий русский язык»

Внеклассное мероприятие по русскому языку. 6 класс. ...

Урок-КВН по русскому языку "Великий, могучий русский язык" в 7/8 классе.

      Урок-КВН по русскому языку "Великий, могучий русский язык" в 7/8 классзакрепление знаний по русскому языку и литературе, активизация познавательной деятельности, ...