Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
тренажёр по русскому языку (10, 11 класс)

Войницкая Татьяна Алексеевна

Материал предназначен для практических уроков в 10-11 классе при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1

Слитное, раздельное и полуслитное написание слов различных частей речи.  

Раскройте скобки, напишите правильно.

1 вариант.

                        (В)течение целого месяца. Буд(то) громадное зеркало. Темно(зеленая) хвоя. Говорили (на)счет путешествия. (Не)взирая на ветер. (Тот)час среагировал. К тому(же) наскучило. (То)же выражение лица. (По)прежнему решителен. Пробегали (по)двое и (по)одиночке. Говорил (на)бегу. (В)отличие от многих. Перевязал крест(на)крест. Выдержать (во)что(бы)то(ни)стало. Приехать из(за) границы Что(бы) сократить путь, свернул с дороги. Какая(то) черта. Бросились (в)рассыпную. Свалился (за)мертво. Знал (из)давна. (В)виде сердца. Имейте (в)виду. (Ис)стари завел привычку. Проиграл (в)следствие ошибки.

2 вариант.

        Двинулись (на)перерез. (В)заключение сочинения. Выполнено (на)спех. Узнал (в)последствии. Знакомы (по)наслышке. (В)виду соснового леса. (По)летнему горячее солнце. Сядьте (по)удобнее. Выволок (на)середину комнаты. Мне стало (не)(по)себе. Зашел (на)половину бабушки. Мир (на)подобие сказки. На лице как(бы) улыбка. Говорил одно и то(же). (В)продолжение весенних каникул. Пьем чай (в)прикуску. Говорить (в)открытую. Что(то)  (в)роде шалаша. Мы то(же) на самоизоляции. В то(же) время верил. Куда (бы) ни отправился. (В)следствии допущена ошибка. Говорить (по)китайски. Бегут (по)осеннему небу. На нем рубашка (на)выпуск.

3 вариант.

        Из(за) непогоды. Поступил так(же), как отец. Виднелся (в)дали моря. Сварил яйцо (в)смятку. Поджав ноги (по)восточному.  Иссиня(черные) брови. Положить деньги (на)счет в банке. Штопаное(перештопаное) белье. Где(то) гремит война. (В)течение круиза. Встречаться (в)тайне. Изменить (в)роде и числе. Двигался еле(еле). Все(таки) добрался. К тому(же) все знал. Увидел то(же) самое. (И)так, продолжим. Отстал, потому(что) ранили. Идти (по) свежему следу. Жить (по)новому.  Отложили свидание (в)виду непогоды. Повстречались (в)последствии много раз. Переписать чисто(на)чисто. (Не)(с)кем посоветоваться. (В)тайне этой видел прелесть. Написал (в)течение отпуска. Ступать след(в)след.

Задание 2

        Запишите ряды слов, вставив пропущенные буквы, и укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1 вариант.

12.         1) (травы) колыш…тся, противореч…щий

                                     2) корм…т (работа), подстрел…нный (олень)

                                              3) зате…нный (утренник), (дети) кле…т

                             4) увлека…мый, раска…шься

                    5) немысл…мый, (небо) дыш…т

12.1          1) бре…щий (полет), (кони) дремл…т

                                    2) отруб…шь, муч…мый

                            3) (игла) кол…т, ла…щая (собака)

                            4) замеш…нное (тесто), внемл…шь

                    5) выслуш…нные (замечания), кол…щий (предмет)

12.2        1) начищ…нные (ботинки), (люди) наде…тся

                             2) (ветер) гон…т (тучи), (дачники), пол…щие (сорняки)

                     3) замеш…нный (в преступлении), (врачи) леч…т

                     4) пыш…щий (здоровьем), (крестьяне) паш…т

                     5) слыш…шь, невид…мый

12.3         1) пен…щиеся (волны), расстрел…нные (гильзы)

                      2) маяч…щий (на горизонте), (снега) та…т

                                                              3) стро…щийся (объект), (они) просмотр…т

                              4) стел…щийся (туман), (люди) бор…тся

                      5) (овцы) бле…т, брезж…щий (рассвет)

Задание 2

        Запишите ряды слов, вставив пропущенные буквы, и укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

2 вариант.

12.3         1) пен…щиеся (волны), расстрел…нные (гильзы)

                      2) маяч…щий (на горизонте), (снега) та…т

                                                              3) стро…щийся (объект), (они) просмотр…т

                              4) стел…щийся (туман), (люди) бор…тся

                      5) (овцы) бле…т, брезж…щий (рассвет)

12.4        1) насто…нный (на травах), реж…шь

                            2) увеш…нная (орденами), леле…шь

              3) дремл…шь, вкле…нный

                    4) (ловцы) догон…т, завис…щий (от обстоятельств)

                    5) закле…вший, (флаги) ре…т

12.5       1) брод…шь, предвид…вший

                    2) прилепл…нный, исчезн…шь

                    3) движ…мое (имущество), выточ…шь

                            4) бор…шься, спор…щие

                    5) шепч…щий, (грузчики) тащ…т

Задание 3

Установите название грамматической ошибки, запишите ответ.

1 вариант.

  1. Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.
  2. Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось потушить.
  3. Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.
  4. Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.
  5. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
  6. Базаров говорит Аркадию, что «твой отец – человек отставной»
  7. Он обратился и получил помощь от директора предприятия.
  8. Никто из тех, кто находится вне этого помещения, не услышат ни звука.
  9. Лингвист Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».
  10. Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
  11. Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился.
  12. По приезду в Петербург мы сразу отправились в Русский музей.
  13. Я не только пишу письма родителям, а также звоню им через день.

2 вариант.

  1. Доктор Вернер написал отчет о том, что какие действия были предприняты после дуэли с Грушницким.
  2.  Все, кто вышли на берег, сразу отправились в город за покупками.
  3. Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал, что мне они не нужны.
  4. Во время войны люди надеялись и верили в победу над фашизмом.
  5. Мы гордимся нашими футболистами, победивших прославленную команду.
  6. Посетители музея любовались картинами великих художников: Серов, Рокотов, Суриков.
  7. Вопреки прогноза погода была прекрасной и спортивные состязания подарили радость болельщикам.
  8. Собирание народных песен Гоголем было не столько новым увлечением, а достаточно неожиданным подходом к истории.
  9. Сатурн поднимался из-за лесов с другого края неба, опустевших осенью.
  10. Мы видели возникавшую путаницу растений перед нами в свете костра.
  11. Солдаты шли, опуская головы, спрятав лица от ветра.
  12. Пробиваясь к лесному озеру, дальнейшее продвижение проходило без приключений.
  13. На чемпионат по водным видам спорта в Казань съехалось более полтораста команд.

Задание 4

Спишите, вставляя Н или НН в слова разных частей речи. Объясните свой выбор.

1 вариант.

Зва…ые и незва…ые гости, деревья вырубле…ы, инкрустирова…ая мебель, стега…ое одеяло, шагать организова…о, ветря…ая мельница, безветре…ый день, стекля…ый кувшин, засчита…ые баллы, кова…ый мастером меч, жела…ая встреча, оловя…ый солдатик, немасле…ая каша, туше…ые овощи, жема…ая барышня, весе…ий дождь, удостое…а награды, увеша…ая орденами грудь, исти…ые цифры, броше…ая техника, труже…ик и воспита…ик, багря…ая заря, румя…ые щеки, смышле…ый ученик, вяле…ое на огне мясо, засуше…ые листья, участки закрепле…ы, дикови…ая вещица, необдума…ое решение, окая…ые дни, златокова…ый кинжал, говорить связ…о и обобще…о.

2 вариант.

Топле…ое в печи молоко, избра…ик судьбы, говорил возвыше…о, но пута…о, кожа…ое пальто, лица исцарапа…ы, хоже…ые-перехоже…ые тропы, ками…ые часы, дровя…ой сарай, дискуссио…ая проблема, свежемороже…ая рыба, пря…ая приправа, урага…ый ветер, ю…ый поэт, мгнове…ая реакция, были…ые богатыри, новая гости…ица, песча…ые дюны, выкраше…ый забор, овчи…ый полушубок, краше…ый песец, серября…ый кубок, лома…ая линия, жже…ый сахар, реше…ая проблема, слома…ый стул, клятва сдержа…а, нерубле…ые кусты, свяще…ые книги, конче…ый человек, гране…ый графин, неожида…ая встреча, тыкве…ый сок, домотка…ое полотно, ржа…ая мука.

Задание 5

  1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Сначала запишите номера предложений, в которых есть запятые, укажите правила (кратко). Затем запишите номера предложений, являющихся ответом.

Текст 1.

  1. На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. 2) Зловещая и прекрасная, она лежит в морозной дремоте, в складках снежной мантии, светясь аметистами и изумрудами льдов. 3) Такова Антарктика, снежный материк, который по площади почти равен Южной Америке. 4) Из Арктики в Антарктиду переместился центр полярных исследований. 5) Двенадцать стран снарядили на шестой континент научные экспедиции по программе Международного географического года. 6) Перед учеными стоит еще немало загадок: какова точная форма земного шара, сколько льда на планете, в чем причина магнитных бурь. 7)Этими и многими другими вопросами занимается геофизика, наука о Земле.

Текст 2.

   1) В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озер течет прозрачная и широкая Вуокса, течет в лесной глуши. 4) Беспрестанно ей загружают путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклоненной щели, стиснув ее светлые воды.5) Река, вся белая от пены, с бешеным ревом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн.6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны.7) Это водопад Иматра.

2.        Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Сначала запишите номера предложений, в которых есть тире, укажите правила (кратко). Затем запишите номера предложений, являющихся ответом.

Текст 3.

  1. Древнерусский князь Андрей Боголюбский всегда считал, что его долг – Отчизне служить. 2) Он прославил себя не только военными подвигами, но и строительством города Владимира – жемчужины Древней Руси. 3) Год от года богател и украшался Владимир. 4) Гончары и оружейники, чеканщики по золоту, серебру и эмальеры – разные ремесленники трудились здесь. 5) Искусные резчики выводили узоры на белом камне. 6)Полноводная Клязьма, дремучие леса, холмы и валы – некоторые из них сохранились до наших дней – позволяли горожанам чувствовать себя защищенными.7) Богатый, воспетый в былинах Киев – родину отцов и дедов -  затмить было нелегко, но при Андрее Боголюбском именно Владимир стал столицей Руси.

Текст 4.

  1. Бег – самый древний вид легкой атлетики.2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания.3) На приволье: в поле, в лесу или в парке, на беговой дорожке стадиона – начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов.4) «Внимание!» - негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке.5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперед – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» - десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Сначала запишите номера предложений, в которых есть двоеточие, укажите правила (кратко). Затем запишите номера предложений, являющихся ответом.

Текст 5.

  1.  Патриаршие пруды – так называют один московский пруд, окружающий его сквер и небольшой жилой район города. 2) Говоря о Патриарших прудах, всегда вспоминают писателя М.А. Булгакова.3) Его бессмертный и самый загадочный роман начинается со сцены на Патриарших прудах: именно здесь Берлиоз и Бездомный повстречали таинственного незнакомца, после чего первый лишился головы.4) Патриаршие пруды стали неофициальным местом встречи поклонников его творчества: здесь часто можно увидеть людей, разгуливающих с томиком романа в руках в поисках зловещего трамвая.5) В честь «Мастера и Маргариты» в сквере появилась табличка с надписью, которая гласит: «Запрещено разговаривать с незнакомцами». 7) Герои романа М. Булгакова: Воланд, Коровьев и кот Бегемот – также изображены на табличке.

Текст 6.

1) Создавая Сибирь, природа допустила просчет: большинство своих рек она направила с юга на север.2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь, Иртыш, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом.3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды.4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце.5) Ошибку исправляют ученые – они заставят многоводные реки течь вспять.6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков.7) Но все же нельзя забывать о разумном вмешательстве в природу и почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

4. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Сначала запишите номера предложений, в которых есть запятые, укажите правила (кратко). Затем запишите номера предложений, являющихся ответом.

Текст 7.

 1)Ленские столбы – уникальный ландшафтный комплекс, расположившийся вдоль берега реки Лены в Якутии.2) Ленские столбы - известная достопримечательность Якутии, к которой можно попасть в любое время года. 3) Ленские столбы тянутся вдоль берегов Лены несколько километров, производя на наблюдателей мистическое впечатление.4) Места вокруг дикие, малолюдные.5) Здесь стоит невероятная тишина, воздух необычайно свеж, чистота воздуха может вызвать головокружение.6) В давние времена это место считалось священным, и посещать его для бесед с духами имели право только старейшины и шаманы

Текст 8.

1)Жизнь в доме начиналась с пяти часов утра: отец вставал рано и тут же принимался за работу.2) Если с утра собиралось много крестьян и объездчиков, которые дожидались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса, отец мобилизовал молодежь.3) В работе отец был прост: всегда шутил с крестьянами и объездчиками, расспрашивал их о жизни.4) Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец перед опасностями не останавливался.5) Неустанная забота матери о детях проходила через всю нашу жизнь.6) Несмотря на то, что мать была слаба здоровьем, она успевала делать все аккуратно, к чему приучала и нас.

Текст 9.

  1. На самом юге Центральной Сибири находится удивительный уголок дикой природы с уникальной экосистемой – заповедник «Кузнецкий Алатау». 2) Рассказывая о нем, люди часто называют это место «фабрикой чистой воды и воздуха».3) Здесь живут 58 видов млекопитающих и 281 вид птиц, из них 239 гнездится в заповеднике.4) Лесные массивы со всех сторон окружены горными пещерами.5) Здесь, гордо расправив мохнатые вершины, растут могучие кедры.6) Вся местность прорезана кристально чистыми речушками, которые питают водой красивейшие озера.7) Одно из самых красивых – озеро Харатас, что славится разнообразием рыбы, живущей в нем.8) Изучая и охраняя флору и фауну, работники заповедника берегут этот уникальный уголок природы.

Теоретический материал для выполнения задания 25 теста ЕГЭ

(изобразительно-выразительные средства языка)

  1. Тропы (слова, употребленные в переносном значении)
  • Эпитет- образное определение предмета или действия (лимонный свет луны, седой туман, леденящая вежливость, напряженно вытянуты).
  • Сравнение – сопоставление одного предмета с другим на основе их сходства, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов точно, будто, как будто, словно, как и т.п. (снег, как белый пух). Могут встречаться сравнения в форме тв. падежа (Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит).
  • Метафора –скрытое сравнение. Может быть простой и развернутой: лес башен, звезды глаз; в саду горит костер рябины красной).
  • Олицетворение – (особый вид метафоры) наделение неодушевленных предметов свойствами и качествами человека (Звезда с звездою говорит; забормотал спросонок гром).
  • Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например, Фарфор и бронза на столе. При метонимии возможны самые различные ассоциации по смежности:

- название места употребляется для обозначения людей, там находящихся: Ликует буйный Рим.;

- название сосуда используется в значении содержимого: Шипенье пенистых бокалов.;

- имя автора заменяет название произведения: Траурный Шопен громыхал у заката.

  • Синекдоха – троп состоит в замене мн. числа на ед. число, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист; Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой).
  • Гипербола – чрезмерное преувеличение (В сто сорок солнц закат пылал); 
  • Литота - чрезмерное преуменьшение (Мужичок с ноготок).
  • Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-то слова или словосочетания (Город на Неве, люди в белых халатах, братья наши меньшие, золотой телец).
  • Антономасия – употребление имени собственного в значении имени нарицательного (ловелас, донжуан, донкихот).
  1. Лексические средства выразительности
  • Синонимы (контекстные синонимы).
  • Антонимы (контекстные антонимы).
  • Фразеологизмы.
  • Лексический повтор (повтор одного слова или слов).
  • Эмоционально-оценочная лексика (отражает отношение говорящего к предмету разговора): подошел какой-то белобрысый, великолепный удар, принимает восторженно.
  • Профессиональная лексика (относящаяся к той или иной профессии).
  • Диалектная лексика (слова, употребляемые в какой-то определенной местности: рукомойник, утиральник, айда).
  • Сниженная разговорная лексика (грубоватая): морда, заткнись.
  • Разговорная лексика: симпатяга, запихнуть, кажись.
  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы: головка, цветочек, крепенький.

  1. Синтаксические средства выразительности (+стилистические фигуры)
  • Ряды однородных членов предложения
  • Вопросительные/восклицательные предложения
  • Риторический вопрос/риторическое восклицание (Найдется ли такой человек, который не мечтал бы о счастье?)
  • Прямая речь, диалог
  • Обращение (Прощай, свободная стихия!)
  • Вводные и вставные конструкции (Черное море, как рассказывал мне дед, часто штормит. Лето, по-моему, будет жарким. Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо повизгивает во сне.
  • Инверсия (стилистический прием) – обратный порядок слов в предложении Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок (Я памятник себе воздвиг нерукотворный. При прямом порядке слов было бы так: «Я воздвиг себе нерукотворный памятник).
  • Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: В синем небе звезды блещут,

     В синем море волны хлещут;

  • Анафора – единоначатие: Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем…

  • Парцелляция – нарушение границ предложения (Извилисты, тесны, мелководны полесские реки. И коварны.)
  • Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи (Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид)
  • Эллипсис – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста (Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги)
  • Полисиндетон - многосоюзие (Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность.)
  • Асиндетон – бессоюзие (Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Дидактические материалы  для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"  в медицинских училищах и колледжах Департамента здравоохранения города Москвы  Данное пособ...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней...

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней...

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

В этой папке сисиематизировны материалы для учащихся и учителя по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Задания направлены на разбор и разъяснение тестовой части КИМов, даны правила и памятки учащимся, ...