Почему современные дети не любят читать???
творческая работа учащихся по русскому языку

Исследование федерального агентства по печати и массовым коммуникациям показало, что 35% россиян вообще не читают книг, около половины имеет в домашней библиотеке меньше сотни книг. Ежедневно читают всего 22% опрошенных, за последние 15 лет эта цифра снизилась на 9%.

С чем это может быть связано?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследование26.03 КБ

Предварительный просмотр:

        

Исследовательская работа на тему:

«Почему мы не любим читать?»

2020 год


Оглавление

1. Введение  ………………………………………………………… 3

2. Основная часть …………………………………………………..4

   2.1. Песня как малый жанр поэзии……………………………..

   2.2. Эволюция песни……………………………………………...

   2.3. Анализ лирической песни…………………………………..5

   2.4. Вывод…………………………………………………………..6

3. Заключение………………………………………………………..7

4. Список использованной литературы………………………….8

5.Приложение………………………………………………………..9

3

Почему мы не любим читать?

1.Введение        
Исследование федерального агентства по печати и массовым коммуникациям показало, что 35% россиян вообще не читают книг, около половины имеет в домашней библиотеке меньше сотни книг. Ежедневно читают всего 22% опрошенных, за последние 15 лет эта цифра снизилась на 9%.

С чем это может быть связано?

Во-первых, фактически, люди умеют читать. Вся сложность заключается в том, что люди не понимают прочитанного, не вникают в смысл текста. Самыми примитивными видами чтения являются смс-переписка в соцсетях, где люди не заморачиваются по поводу орфографии, грамматики, сокращают большинство слов.

Во-вторых, все чаще люди стали употреблять в своей речи сленг -  слова, выражения, употребляемые лицами определенных профессий или социальных прослоек. Это очень выразительные, эмоциональные, иногда остроумные и юмористические слова, употребляемые в повседневной жизни.  Сленговые слова и выражения  появляются для удобства и быстрого произношения длинных и сложных слов. Например, «инфа»,  вместо слова информация; «инет»- сокращение слова интернет, слово «админ» услышишь чаще, чем системный администратор.

 В последние 30 лет, в силу известных событий в жизни нашей страны, в разговорной речи хлынул поток иноязычных слов.

В-третьих, большую роль играет  культура, прежде всего массовая культура. Так, например, то, что молодежь слушает в наши дни, довольно сильно отличается от того, что слушали раньше. И прежде всего это касается песни.

4

2. Основная часть

     2.1. Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.  Мелодия песни является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных построений – строф или куплетов.

    2.2 В данном исследовании внимание сосредоточено на текстах современной популярной лирической песни, поскольку именно она занимает большую часть эфирного времени, оказывая значительное воздействие на массовую аудиторию. Выявляются негативные тенденции в стилистическом облике современной популярной лирической песни, складывающиеся  под влиянием культурно-речевой ситуации в России, проявляющиеся в характере современного русского речевого общения в целом:  в невнимании к семантике используемых слов, ослаблении и нарушении падежного управления, злоупотребления иноязычной лексикой, использовании средств речевой агрессии, преобладании просторечных, жаргонных слов и конструкций. Лирическая песня – это песня прежде всего о любви, о трепетном чувстве. А что мы слышим? «Я ворвалась в твою жизнь,  и ты обалдела», «Все мы, бабы – стервы», «Ты люби и брось понты», «Жизнь ее дурацкая – серенький фрагмент», «Моя love story короче ночи».

Наличие негативных черт в современной песне  объясняется рядом факторов. Один из них -  влияние процессов демократизации и либерализации в современном социуме в активную общественную жизнь включилось большое количество людей, до этого не участвовавших в литературной и культурной коммуникации. Авторы современных текстов песен имеют разные языковые способности. Основная цель создания многих песен – коммерческая. Этим объясняется появление огромного пласта шлягеров «на месяц», «на год», отличающихся простотой, а иногда и примитивизмом текстов.

Раньше создание песни был процесс долгий и серьезный. Музыку писали на стихи серьезных поэтов: Р.Рождественского, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, А.Дементьева. Либо стихи к музыке писали поэты  Н. Дербенев, М. Танич, Н. Добронравов. Их называли поэтами – песенниками. Поэтому музыка и слова были едины. Сейчас слово «стихи» исчезло, и слова к музыке называют просто текстом, ничего общего с поэзией не имеющим.

В силу того, что песня – это малый жанр поэзии, в советские времена на нее обращали внимание чиновники от культуры. Чтобы песня прозвучала, она должна была пройти отбор в худ. совете на предмет единства содержания и формы. Так песня Д.Тухманова  «День Победы», написанная к 30-летию победы над

5

фашистской Германией, не прошла этот отбор, так как музыку сочли не соответствующей словам.

   2.3   В связи с этим можно рассмотреть  две песни, очень популярные тогда да, наверное, и сейчас, «Старый клен» на музыку А. Пахмутовой и стихи Н. Добронравова, прозвучавшую в к/ф «Девчата» и «На тебе сошелся клином белый свет» на музыку О. Фельцмана и стихи  М. Танича.

Эти песни, в свое время были подвергнуты острой критике со стороны чиновников от культуры. Авторов упрекали в повторах, в пустом содержании, в том, что эти песни ничему не учат, никуда не зовут. Но время все поставило на свои места.

«Старый клен» - это песня о любви, хотя ни одного слова о любви там нет. Для лирического героя жизнь прекрасна , потому что девушка идет по переулку, она ему улыбнулась. Поэтому и солнышко светит ярче, и зимой у него на душе весна, и гармонь поет «оттого, что кто-то любит гармониста». Песня «На тебе сошелся клином белый свет» полна драматизма. Влюбленные расстались, отношения между ними сложные. Но даже в любви нельзя терять чувства собственного достоинства: хочется остановить уходящего любимого, «только гордость не дает». И героиню не покидает надежда, что возлюбленный вернется, потому что на ней «сошелся клином белый свет».  Как раз  эти повторы и придают песням необычность, некий драматизм.

А теперь давайте обратимся  к композиции (сейчас песни принято называть композициями)  «Берега». Исполняет ее популярный Макс Барских. Эта композиция в прошлом году занимала самые высокие места во всех чартах. Обратим внимание на то, что здесь не указаны авторы. Человек поет о любви и разлуке. Создается некая атмосфера печали, страдания. Мы видим «одинокие звезды»,  он нам говорит о «раненном сердце», о «разрушенных мостах» , о «потухшем свете глаз» любимой. Этот образный ряд должен бы вызвать у нас чувство печали, сочувствие к герою.  Внешне текст напоминает стихи, пусть не рифмованные. И вроде смысл есть. Но слушатель не сможет прочувствовать эту песню. Здесь практически нет драматизма, герой песни отдален от слушателя и  от происходящего, не чувствуются его переживания и волнения. Событие для него – не трагедия: ушла одна – утешусь другой. Все эпитеты, развернутые метафоры здесь ради них самих, а не ради смысла.

 Вторая песня относится к такому жанру, как рэп. Рэп – это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. Рэп –заимствованный жанр. Реп в какой то степени  эпатаж, потому что тексты хороших рэперов актуальны, задевают самые больные струны в душе, в этих текстах возможна ненормативная лексика. Наш текст «I got love» в исполнении Miyagi & Эндшпиль – это образец абсолютной бессмыслицы. Здесь можно увидеть большое количество непонятных по своему лексическому значению слов: «дури марра она манна», «растамана»,

6

«маннама», «блавовал планна в налы навара», «бутора валом». Неоправданные вставки на английском в виде припева или отдельных фраз: «go move everybody»,

«i got love a feel, I got you my mind».  Сленг: «бейби», «чудом умотал», «кого-то впирало», «судьба загнет», «дыма навали». Смысла в песне как такового нет. Эту песню как раз можно отнести к разряду «пустых», которая не запомнится, потому что ее «герой» нам непонятен, его отношение к героине мы определить не можем, да и само содержание представляет собой набор слов. Эта песня подойдет для ночного клуба, где за грохотом музыки слова и не разберешь, да и не надо, потому что ночной клуб – это прежде всего место для развлечений.

   2.4  Лирическая песня как таковая становится неформатом. Слова, в которые нужно вдумываться, размышлять над прослушанным, требуют усилий. Нынешнему поколению думать и вникать в смысл просто лень. Упрощаются отношения между молодыми людьми, само понятие любви исказилось. Если раньше девушку описывали как  «красавицу», «милую», «хорошую», то сейчас про нее поют так: «ну что ты страшная такая», «такая дура». Мужчины в советских песнях предстают как «комсомольцы, добровольцы», «кочегары, плотники, монтажники, высотники» , то есть как люди, умеющие трудиться, работать. А теперь они «шоколадный заяц», «ласковый мерзавец», «твой тазик...веник..алмазик», то есть пустышка. При таком положении дел читать классическую литературу , в том числе и лирическую поэзию, становится скучно, потому что непонятно.

7

3.Заключение

Каждая эпоха создает свои идеалы. Эти идеалы отражаются в искусстве. А песня –это вид искусства и часть культуры. Современная культура все больше и больше внедряет  в общество массовое бескультурье. Обесценивается могущество русского языка. Слова приобретают новый смысл, часто примитивный. Массовый читатель сейчас сидит не в библиотеках, а в социальных сетях. В социальных сетях человек воспринимает информацию быстро, потому что она небольшая по объему и чаще всего связана с событиями, не имеющими важности, над которыми не нужно задумываться. У современного поколения клиповое мышление. Поэтому классическая литература, научно-популярная литература становятся неинтересны. Человеку  приходится думать, вникать в смысл. Кроме того, чтение отнимает огромное количество времени, которое молодой человек хочет потратить на что-то другое, чаще на развлечения. Все эти факторы отталкивают человека от желания читать. Именно поэтому количество читающих с каждым годом уменьшается. Отсюда  незнание и непонимание своего родного языка и в какой-то степени потеря уважения к нему. Таким образом, нелюбовь к чтению связана с тенденцией не столько думать, сколько развлекаться.

8

4. Список использованной литературы

1. В.В. Бузник, В.А.Ковалев, В.В.Тимофеева  «История русской советской поэзии».

2. Б.Н.Проценко  «Русский язык», том 1.

3.  А.Егоров,  сборник песен «Поет советская страна».

4. Л.И.Тимофеев «Основы теории литературы».

5. www.megalyrics.ru

6.  https://teksty-pesenok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СПИД. Почему болеют дети»

Клубный час 8-9 классов....

Статья : Почему современные ученики не любят химию?

     В школьном химическом образовании, на мой взгляд, наибольшие сложности составляют следующие проблемы:Временная: неуклонно сокращается время, выделяемое на изучение химии...

Почему наши дети обманывают?

Почему наши дети обманывают?...

Доклад к родительскому собранию «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению?»

Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умение читать. И хотя усилий в этом направление прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так к...

Статья "Почему современные дети не читают"

Основные причины, почему дети не любят читать.К чему может привести нелюбовь ребенка к чтению....

Почему современная молодежь не любит уроки физкультуры?

Современное молодежное движение направлено зачастую на личностный прогресс. Можно предположить, что если давить на подростка, страдающего комплексами, на сдачу неподвластных ему нормативов, он будет с...