Орфоэпические нормы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_6_klass.docx15.65 КБ
Файл urok_4_6_klass.pptx958.65 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпические нормы

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

-Что такое текст?

- Назовите основные признаки текста?

-Что такое «главная мысль» текста?

3. Введение в тему урока

- Недавно я прочитала интересную заметку в газете под названием «Путаница», а теперь хочу поделиться с вами этой забавной историей. Послушайте, пожалуйста.
Однажды Ваня открыл газету и прочитал: «Недавно в город Владимир приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишиханова». 
Ваня очень удивился: «Мама, почему во всем Владимире только один Орган? Ведь органы есть у каждого человека. И какой орган вылечили? Какая странная заметка!»
-Какие же слова спутал Ваня?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? 

4. Работа по теме урока

1) -Что такое ударение?

- Обратите внимание на слова, написанные на доске:
Атлас – атлАс, хлОпок – хлопОк, крУжки – кружкИ, мОю – моЮ, пАрить – парИть, плАчу – плачУ, прОпасть – пропАсть. 
-Одинаковое ли значение у данных слов? 
-Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение и, соответственно, другое значение? 
-Обратите внимание, на какой слог может падать ударение в русском языке? 
-Правильно, в русском языке любой слог может быть ударным. 
Отсюда первая особенность русского ударения – разноместность, в отличие от французского языка, где ударение падает на последний слог. В английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах. 
рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).

-Теперь прочитайте слова, написанные на второй половине доски:
варИть, варЮ, вАришь, варИл

-Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? 
-Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением?
Еще одна особенность русского ударения – подвижность. 

2) Работа в группах

Представьте, что мы с вами детективы. Вашему агентству необходимо добыть сведения о свойствах русского ударения. 
Задание №1. Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное? 
включИть, включИшь, включАт, клЕить, клЕишь, клЕят, ржАветь, ржАвеет, ржавЕют, добрАлся, добрАлась, добралОсь, добралИсь

Задание №2. Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится? Самостоятельно сделайте вывод, запишите его. 
Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны
Задание №3. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь. 
Атлас, зАмок, Ирис, гвОздики, духИ, засЫпать

Задание №4. Составьте и запишите с получившимися словами предложения. 

5. Закрепление изученного

Чтение правила на стр. 18

УПР. 22

6. Подведение итогов. Рефлексия

7. Д/з УПР. 25 стр.19


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфоэпические нормы

Слайд 2

Атлас – атлАс , хлОпок – хлопОк , крУжки – кружкИ , мОю – моЮ , пАрить – парИть , плАчу – плачУ , прОпасть – пропАсть .

Слайд 3

варИть , варЮ , вАришь , варИл

Слайд 4

Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное? включить, включишь, включат, клеить, клеишь, клеят, ржаветь, ржавеет, ржавеют, добрался, добралась, добралось, добрались

Слайд 5

Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится ? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны

Слайд 6

Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь. Атлас, зАмок , Ирис, гвОздики , духИ , засЫпать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением (96 %), однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами, составляющими частотную ...

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Данный материал представляет собой тестовые задания, связанные с орфоэпическими нормами.  Предназначен для подготовки учащихся 10  классов к ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ А 1. Орфоэпические нормы

Подготовка к ЕГЭА 1. Орфоэпические нормы    В каком слове неверно – верно  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1. неверно1) экспЕрт2) звонИтЗ) премировАть4) пОняла2. ...

Орфоэпические нормы. Задание типа А1

Презентация содержит материал, позволяющий повторить теоретический материал, и тестовые задания, определяющие уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по теме "Орфоэпические нормы  русского языка" (з...

Культура речи:орфоэпические нормы

Материал содержит анализ основных тенденций в постановке ударений имён существительных....