Культура речи:орфоэпические нормы
статья по русскому языку (5 класс) на тему

 Грязнова Татьяна Игоревна

Материал содержит анализ основных тенденций в постановке ударений имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

                                                                 Учитель русского языка и литературы

                                                                    ГБОУ СОШ№717 г. Москвы

                                                                     Грязнова Татьяна Игоревна.

  Формирование культуры речи  при обучении

русскому языку у учащихся среднего звена.

Орфоэпические нормы.

 Особенности русского ударения в именах существительных

Одной из целей обучения русскому языку является формирование речевой культуры учащихся. Чтобы точнее определить понятие  «культура речи»  в современном мире, обратимся не к учебникам, пособиям, справочникам, а  к Википедии – свободной энциклопедии, сюда скорее всего  обратятся наши ученики.

   Итак, читаем: «Культура речи – распространённое в советской и российской лингвистике XX века, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же определением обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением культурного … речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных средств».

Далее внимание обращается на то,  что в других лингвистических традициях понятие «культура речи» не употребляется , так как  проблема  нормирования разговорной речи не обособляется от нормативной стилистики.  

   Наконец, в понимании ведущих советских теоретиков культура речи подразумевает определённую речевую политику, пропаганду языковой нормы: в ней решающую роль играют не только лингвисты, но и педагоги, писатели, дикторы радио и телевидения.

   Акцент на сайте сделан  на советский период , основное  содержание понятия «культура речи» характерно и для современного языкового  образования. Прежде всего, это владение языковой нормой.

По результатам анкетирования учащихся 8-9 классов, культура речи -необходимое качество современного человека. С этим согласились 100% опрошенных учащихся.61% учащихся отметили, что иногда замечают ошибки в речи в средствах массовой информации ,  39% заявили ,что замечают это часто.(Вот сейчас бы вспомнить о культуре речи « как языковой политике»).

 Мнение учащихся об отношении к этому явлению разделилось: раздражение от  ошибок в речи на экранах телевизоров или  на страницах газет и журналов ощущают 48% школьников,43%  опрошенных остаются равнодушными  и 9% затрудняются ответить.

   Таким образом, к 8-9 классу примерно половина учащихся осознают необходимость владением языковой нормой как составляющей общей культуры современного человека.

Языковая норма – традиционно сложившиеся правила использования речевых средств. Норма обязательна и охватывает все стороны языка.

Языковые нормы

синтаксические

морфологические

грамматические

устные

лексические

орфоэпические

пунктуационные

орфографические

письменные

Примерная  классификация языковых норм.

      Письменные нормы отражают правила правописания и расстановки знаков препинания в русском языке. Традиционно именно их формированию подчинялись основные цели в курсе изучения русского языка, то есть важность письменной нормы превалировала над устной.

Устные нормы подразделяются на орфоэпические – произносительные  нормы устной речи; лексические – правила словоупотребления; грамматические, которые в свою очередь подразделяются на морфологические – правила образования грамматических форм разных частей речи, и синтаксические – правила построения словосочетаний и предложений. Длительное время устным нормам уделяли меньше внимания: формы  контроля по русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) не требовали свободного владения орфоэпическими навыками, не придавали   значения  лексическим и грамматическим нормам.

     Но современные учащиеся сами расставили приоритеты. Только 15%  из них ответили, что важнее владеть нормами письменное речи.

35%  школьников решили ,что важно владеть нормами и письменной, и устнойречи. А 37% ребят предположили, что сегодня важнее владеть нормами  устной речи, и дали свой комментарий : «21 век – век новых технологий . Письменная  речь может быть отредактирована компьютером.

А вот правильная  устная речь служит дополнительной характеристикой личности человека как члена общества».

      Нельзя забывать, что  форма    экзамена в формате  ЕГЭ и ГИА уравняла важность владения нормами ударения и правописания, словообразования, синтаксиса и пунктуации. Не владея нормами устной речи, экзаменующиеся   могут потерять     1  балл  из 64.

      Учитывая вышесказанное, нельзя пренебрегать формированием устной языковой формы при обучении русскому языку, которая складывается не менее сложно ,чем письменная.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся часто спрашивают, почему именно так , а не иначе нужно ставить ударение, ведь это непривычно, почему множественное число имеет другое окончание. Учитель старших классов сталкивается с тем, что было не сформировано в 5-9 классе. Некоторые закономерности грамматических форм удаётся объяснить и на выходе из школы, непосредственно перед экзаменом, а правила ударения и произношения остаются неосвоенными. По статистике,   % учащихся не справляются с заданием А1 – орфоэпические нормы.

       Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант произношения слова, который определяется фонетической системой языка. Типичные орфоэпические ошибки связаны с постановкой ударения, произношение е и эпосле согласных в заимствованных словах, ч или ш в сочетаниях чт и чн и др. Конечно,  самые  частотные связаны с ударением.

        Сложность и прихотливость русского ударения общеизвестна. Оно разноместное(может быть н а любом слоге слова),подвижное ( может менять место в разных формах одного слова),кроме того, ударение может меняться с течением времени. Вспомним классический пример: «Погасло днЕвное светило»,  – писал Пушкин .Мы скажем: «Лампа дневнОго освещения». Колебания ударения наблюдаются и в пределах  короткого  временного отрезка (твОрог  и творОг; фенОмен и феномЕн). Но такие произносительные нормы не могут считаться равноценными. Обычно

варианты различаются сферой употребления, то есть носят стилистический характер.

       Наибольшие трудности обычно вызывает постановка ударения в иностранных словах, словах книжных , устаревших или новых. Вместе с тем колебания в постановке ударения наблюдается и в общеупотребительных словах.

   При всей прихотливости и сложности русского ударения в можно обнаружить определённые модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны колебания внутри одной модели.

 Вспомним и обобщим такие тенденции с учетом морфологической принадлежности слова.

     Тенденции постановки ударения в именах существительных.

1.Место ударения может зависеть от происхождения слова. Например,

заимствования из французского сохраняют ударение на последнем слоге:

визавИ,  жалюзИ,  канапЕ, диспансЕр.

2.Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков(финалью)

-Ал

(В иноязычных словах)

-Атый

-провОд

-лЕние

(отглагольные

Существ.)

-мЕн(от англ.

«человек»)

пенАл

глашАтый

газопровОд

дроблЕние

полисмЕн

квартАл

завсегдАтый

мусоропровОд

уведомлЕние

джентелмЕн

портАл

соглядАтый

нефтепровОд

мышлЕние

бизнесмЕн

финАл

ходАтый

 исключение

УсугублЕние

исключение

фискАл

электропрОвод

бАрмен

*Слово фенОмен(исключительное явление) греческого происхождения и не подчиняется данной модели.

3.Ударение производного существительного зависит от морфологической принадлежности производящего.

                                                   От глагола

На –ие                                                                                               на   -Ота

ударение совпадает с ударением                        дремать - дремОта

в однокоренном глаголе                                         ломать - ломОта

обеспЕчить – обеспЕчение            

сосредотОчить – сосредотОчение  

                                           

От прилагателного :

на -отА

полный –полнотА

                                                         немой – немотА

                                                        сирый – сиротА

4.Ударение слов с одинаковой финальной частью может зависеть от значения слова.

                                                          -ЛОГ

-лОг                                                                                               -лог

(неодушевлённые предметы)                    (наименование лиц по роду занятий)

каталОг                                                                      филОлог

некролОг                                                                  ихтиОлог

(исключение анАлог)                                            зоОлог                                      

   

                                                         -МЕТР

-мЕтр                                                                                           -метр                                                                                                                                                

(единицы измерения)                                     (измерительные приборы)

киломЕтр                                                                           барОметр

дицимЕтр                                                                           хрономЕтр

5.Иногда на постановку ударения влияет несколько факторов. Например , слова ,оканчивающиеся на –анин(- ане).

Если слово означает лиц по месту жительства,то ударение обычно ставится на препоследний слог: горожАнин,волжАнин.

Если слово заимствовано из славянского языка(абстрактное значение,религиозная тематика),ударным является последний слог:гражданИн,хрисианИн.

Слова, связанные с тематикой истории Древней Грецией или Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия , от которого они образованы:АфИны – афИняне; Рим – рИмляне

               Слова на -ия имеют сегодня тенденцию к перемещению ударения к концу слова, но еще несколько десятилетий назад нормой было индУстрия, прлигрАфия, металлУргия, но сейчас нормой является индустрИя, полиграфИя, металлургИя.    А ещё в начале шестидесятых годов прошлого столетия Борис Николаевич Тимофеев –Еропкин ,советский поэт и переводчик, в своей книге «Правильно ли мы говорим?» писал : «За последнее время почему-то стали говорить «индустрИя», «металлургИя»,  «кулинарИя»…Это неверно. Все приведённые слова греческого или латинского происхождения, поэтому надо  сохранять ударение  первоисточника: «индУстрия», «металлУргия», «кулинАрия»…»

Но за определенный промежуток времени норма изменилась, хотя некоторые слова сохранили ударение первоисточника.  

 Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов. Трёхсложые слова чаще имеют ударение на первом слоге: Ария, мАния, мАфия(исключения слова не латинского, а греческого происхождения: мессИя,  стихИя, витИя). В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: фотогрАфия, гастронОмия, гомеопАтия.

.

6.Наблюдаются определённые колебания в формах имен существительных.

У существительных мужского рода 2 склонения в косвенных падежах ряда слов в ряде слов ударение может оставаться неподвижным:аэропОрт – аэропОрта, БальзАк – БальзАка,шёлк – шёлка

В других случаях ударение переносится с основы на окончание : бИнт – бинтА, гЕрб – гербА

Подобные явления наблюдаются и во мноджественном числе.

Например, ударение передвигается на окончание:бАл – балЫ,бИнт – бинтЫ.

Или ,наоборот остается неподвижным: арбУз – арбУзы, бАлл – бАллы.

        Таким образом, мы вспомнили  некоторые тенденции в постановке ударения в менах существительных, но для практикующего учителя важен наглядный материал. Поэтому предлагаем презентацию по данной теме , в ней отражены не только теоретические данные , но и предложен практический материал, который учитель может дополнять или менять по своему усмотрению.(приложение).

          Данный практический материал можно использовать при изучение темы «Имя существительное» .   Закономерно вводить в систему повторительных уроков    орфоэпические упражнения ,  позволяющие закрепить знания об основных тенденциях в постановке ударений в именах существительных, на протяжении всего курса русского языка и при подготовке к экзаменам в формате ГИА или ЕГЭ

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем  по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить  его при в...

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.

Тестовые задания на  повторение морфологических норм. Имя существительное....

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.

Тестовые задания на  повторение морфологических норм. Имя существительное....

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...