Русский язык как развивающееся явление
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

1 урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык как развивающееся явление

  1. О.Н.У.

Звучит стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» в исполнении Елены Габец.    (https://ok.ru/video/1452384719111)

- Я не случайно начала урок с замечательного стихотворения великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь свободное владение всеми языками Европы не мешало Тургеневу быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в этих бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе.

2. Введение в тему

- Обратите внимание на эпиграф:

 - Обратите внимание на эпиграф к уроку:

 «Язык есть самая живая, самая обильная  

и прочная связь, соединяющая отжившие,  

живущие и будущие поколения народа в  

одно великое, историческое живое целое…»  

К.Д. Ушинский.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?  

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

-Тема нашего урока – «Язык как развивающееся явление». 

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

3. Работа по теме урока

1) слово учителя

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей в процессе их трудовой деятельности. Язык помогал людям понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для организации производства и борьбы с силами природы. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало развитию человеческого общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

- Как мы называем такие слова, претерпевшие эти изменения? (архаизмы, историзмы, неологизмы)

2) сообщение ученика

- О таких изменениях нам расскажет ______________, подготовивший(ая) презентацию «Из истории русского языка».

Просмотр презентации «Из истории русского языка»

3) Синтаксическая работа с цитатами.

Язык, которым (союзное слово) Российская держава великой части света повелевает, по всему могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает (Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП, состоит из трёх простых: 1- двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми; 2- двусоставное, распространенное, не осложнено; 3 – односоставное, распространённое, ничем не осложнено). [ -, (которым - =), =, (чем =)].

М.Ломоносов

-Как вы понимаете данное высказывание великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова?

- Найдите слова, которые имеют современные синонимы (повелевает – управляет, владеет)

- Какой можно сделать вывод на данном примере об истории языка?

Синтаксический разбор. – Работа у доски.

4) Запись цитат о языке в виде прямой речи, косвенной речи и цитировании (полном или частичном)

На доске проецируются сами фразы. Дети записывают (по вариантам) высказывания о языке в виде прямой речи, косвенной речи и цитировании (полном или частичном).

1 вариант (в виде прямой речи) Л.Н.Толстой: «Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа».

2 вариант (в виде косвенной речи) А.И.Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

3 вариант (в виде цитирования) А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

  1. Л.Н. Толстой говорил: «…..» 2) А.И. Куприн говорил, что русский язык…..3) А.Н. Толстой восхищался: «……»)

4. Закрепление изученного

-Что же влияет на развитие русского языка? Обратимся к упражнению 4 на стр. 6.

-Изменения в русском языке могут касаться не только лексики, но и фонетики и грамматики (форм слова, синтаксических конструкций). Наиболее яркие и массовые изменения в процессе исторического развития русского языка происходят в его словарном составе.

Упражнение 6.

Упражнение 7.

  1. СССР - Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик

Соцсоревнование - соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими, а также учебными заведениями.

Пятилетка - пятилетние планы развития народного хозяйства.

Пионерский лагерь - воспитательно-оздоровительное учреждение в СССР, предназначенное для временного пребывания там пионеров.

Октябрёнок - в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединявшиеся в группы при пионерской дружине школы (Потому что революция произошла в октябре 1917 года).

5. Подведение итогов

- Как же развивается русский язык? Какие факты влияют на его развитие?

-И завершить наш сегодняшний разговор о языке и речи я хочу словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

6. Д/з

Выписать из словарей значение следующих слов:

  1. Затворясь –
  2. Внемлет –
  3. Увещанья –
  4. Мольбы –
  5. Осьмнадцать –
  6. Сей же час –
  7. Дол –
  8. Прихлынут –
  9. Брег –
  10. Постсоветский
  11. Язык -

Язык как развивающееся явление

архаизмы историзмы неологизмы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое … К.Д. Ушинский.

Слайд 2

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по всему могуществу имеет природное изобилие , красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает.

Слайд 3

1 вариант ( в виде прямой речи ) Л.Н.Толстой : «Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа ». 2 вариант ( в виде косвенной речи ) А.И.Куприн : «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен ». 3 вариант ( в виде цитирования ) А.Н.Толстой : «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Слайд 4

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!

Слайд 5

Задание на дом Выписать из словарей значение следующих слов: Затворясь – 11) Язык Внемлет – Увещанья – Мольбы – Осьмнадцать – Сей же час – Дол – Прихлынут – Брег – Постсоветский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"...

Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"

Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"...

"Русский язык как развивающееся явление"

Урок русского языка в 7 классе...

Русский язык как развивающееся явление (11 класс)

Презентация "Русский язык как развивающееся явление" позволяет на уроке выдать объёмный материал из истории языка, обратить внимание на слова, которые мы используем каждый день, не задумывая...