Русский язык как развивающееся явление
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

2 урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык как развивающееся явление

  1. О.Н.У.
  2. Ведение в тему

- На прошлом уроке мы с Вами говорили о развитии русского языка. Какие факторы влияют на его изменение?

- Назовите ближайших «родственников» русского языка? 

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский -

близкородственные языки.)

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский - близкородственные языки.)

- Какова основная функция языка?
(Служить средством общения между людьми, коммуникативная.)

- Сегодня мы продолжаем разговор о русском языке как о развивающемся явлении.

3. Работа по теме урока

1) Работа с текстом

-Что такое язык? Дома Вы должны были выписать значение этого слова. (Учащиеся зачитывают свои варианты).

Давайте послушаем легенду: «Язык мой - друг мой» (Подготовленный заранее ученик)

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что  нет ничего лучше языка».

 Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».

 Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каких явлениях основана эта легенда?

- (Омонимия  - звуковые совпадение различных по значению единиц: ключ «родник» и ключ «инструмент», брак «изъян» и брак «женитьба»; многозначность).

-Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

-С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

- Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение. Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

- Да, «язык»  мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».

2) -Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык».

Ответы:

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык  не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на  разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

3) Орфоэпическая минутка.

– Как мы уже с Вами говорили, изменения происходят во всех разделах русского языка. Что изучает орфоэпия?

Расставьте ударения.

амфОра, англИйский, библиотЕка, заслУженный, индустрИя, клИмат, мУзыка, пАспорт, прОфиль

А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

4) - Что изучает фонетика?

Фонетический разбор: язык

5) – Что изучает синтаксис?

Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов), преемственное накопление (управл)), современный язык (согласов), языковые явления (согласов),) укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык), тянуть за язык (управл).

Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

 (Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений: 1) двусост, распростр, не осложнено; 2) двусост, распростр, не осложнено )

[- =], (что = -).

- Какие ещё разделы языка мы не упомянули? (орфография, морфология, лексика, словообразование, пунктуация)

1) Изменение грамматических форм слов. 

Шумит порывный ветр между дерев нагих.
И, желтый лист крутя, далеко завевает.
( Н. И. Гнедич. «Осень» )

- Определите тему предложения.  
(Поздняя осень.)
- Назовите ключевые слова
.  (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
- Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с  помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, - .Образование множественного числа существительных деревья – деревьев. Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

4. Закрепление изученного

1) - Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по заданию. 

Часть речи

Употребляется у

А.С. Пушкина

Современная норма

Имя существительное

Деепричастие

Имя числительное

Имя прилагательное

Местоимение

В приведенных ниже отрывках из романа  А. С. Пушкина « Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

  1. Бывало, он еще в постеле:

        К нему записочки несут.

  1. Воспомня прежних лет романы,

        Воспомня прежнюю любовь…

  1. Он пел те дальные страны,

        Где долго в лоно тишины

       Лились его живые слезы;

       Он пел поблеклый жизни цвет

        Без малого в осьмнадцать лет.

  1. К несчастью, Ларина тащилась,

        Боясь прогонов дорогих,

        Не на почтовых, на своих,

        И наша дева насладилась

        Дорожной скукою вполне:

        Семь суток ехали оне.

Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно) 

Часть речи

Употребляется у

А.С. Пушкина

Современная норма

Имя существительное

В постеле

В постели – в пушкинское время постеля и постель были  одинаково употребительными  вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой.

Деепричастие

Воспомня

Вспомнив; воспомня – устаревшая форма.

Имя числительное

Осьмнадцать

Восемнадцать

Имя прилагательное

Дальные

Дальние

Местоимение

Оне

Они

2) -Перейдём к следующим изменениям в русском языке - изменениям в лексике.

Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный процесс (исчезновение реалий - исчезновение слов, их называющих).

(ЛЕКСИКА - это словарный состав  языка. Все  слова в русском языке делятся на слова, кот. составляют

               

                Активный словарь                                Пассивный словарь

 Общеупотребительные   слова                                                       Историзмы  Архаизмы  Неологизы

Общеупотребительные слова всем знакомы -  Мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить,  веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие –  они составляют основу русского литературного языка.

Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

Вспомним, что такое историзмы? 

 (Историзмы - слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

 - Что такое архаизмы?

 (Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

 - Что такое неологизмы?

 (Неологизмы - новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

- Слово «Интернет» к какому виду отнесём? (неологизм)

- Слово «зреть» к какому виду отнесём? (архаизмы)

- Слово «верста» к какому виду отнесём? (историзмы)

Дома Вам нужно будет распределить слова на три колонки: неологизмы, архаизмы, историзмы.

  1. Подведение итогов

- Итак, с чем мы сегодня знакомились на уроке?

(С активными процессами, происходящими в русском языке.)

- В связи с этим, какой вывод мы можем сделать о русском языке?

(Русский язык - постоянно развивающееся, обновляющееся, совершенствующееся явление.) Итак, мы убедились, что язык – развивающееся явление. Конечно же, каждого из нас должна волновать судьба родного языка. Ведь он и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный», являющийся зеркалом нашей жизни.

Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой. Это обращение, прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.

У каждого поколения свой словарь.

6. Д/з

Распределите слова по колонкам, запишите их значение:

Дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт,  вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер,  сажень, латы.

неологизмы

историзмы

архаизмы

Архаизмы – зреть (смотреть), дщерь (дочь), пиит – (поэт), чело (синоним слова лоб), ланиты (синоним слова щеки), вран – ворон, огнь - огонь, зело (очень), десница (правая рука). 

Историзмы- верста(русская единица измерения расстояния),

                        боярин (крупный землевладелец), 

забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз),

редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления), 

пищаль (старинное  огнестрельное  оружие),

кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от    поражения холодным оружием),

доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием), 

латы (это бронированная защита воина от холодного оружия),

пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер),

фунт (денежная единица многих государств), 

вершок (русская мера длины, равная  (4,45 см),

сажень (древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам).

Неологизмы- Интернет,  теневая экономика, модератор, горячая линия, компьютер, сайт, админ, юзер (пользователь компьютером), хит, биополе, наличка, банкомат,

саммит (встреча на высшем уровне, собрание и переговоры людей),  

имиджмейкер (специалист, занимающийся разработкой индивидуального стиля клиента, образа)

В приведенных ниже отрывках из романа  А. С. Пушкина « Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

  1. Бывало, он еще в постеле:

        К нему записочки несут.

  1. Воспомня прежних лет романы,

        Воспомня прежнюю любовь…

  1. Он пел те дальные страны,

        Где долго в лоно тишины

       Лились его живые слезы;

       Он пел поблеклый жизни цвет

        Без малого в осьмнадцать лет.

  1. К несчастью, Ларина тащилась,

        Боясь прогонов дорогих,

        Не на почтовых, на своих,

        И наша дева насладилась

        Дорожной скукою вполне:

        Семь суток ехали оне.

В приведенных ниже отрывках из романа  А. С. Пушкина « Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

  1. Бывало, он еще в постеле:

        К нему записочки несут.

  1. Воспомня прежних лет романы,

        Воспомня прежнюю любовь…

  1. Он пел те дальные страны,

        Где долго в лоно тишины

       Лились его живые слезы;

       Он пел поблеклый жизни цвет

        Без малого в осьмнадцать лет.

  1. К несчастью, Ларина тащилась,

        Боясь прогонов дорогих,

        Не на почтовых, на своих,

        И наша дева насладилась

        Дорожной скукою вполне:

        Семь суток ехали оне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль

Слайд 3

амфОра , Английский, библиОтека , заслужЕнный , индУстрия климАт , музЫка , паспОрт , профИль .

Слайд 4

Язык Пушкина, древнегреческий язык, преемственное накопление, современный язык, языковые явления, укоротить язык, хорошо говорить, тянуть за язык.

Слайд 5

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я .

Слайд 6

Шумит порывный ветр между дерев нагих. И, желтый лист крутя, далеко завевает . ( Н. И. Гнедич . «Осень» )

Слайд 7

Часть речи Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма Имя существительное Деепричастие Имя числительное Имя прилагательное Местоимение

Слайд 8

Часть речи Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма Имя существительное В постеле В постели – в пушкинское время постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой. Деепричастие Воспомня Вспомнив; воспомня – устаревшая форма. Имя числительное Осьмнадцать Восемнадцать Имя прилагательное Дальные Дальние Местоимение Оне Они

Слайд 9

Активный словарь Пассивный словарь Общеупотребительные слова Историзмы Архаизмы Неологизмы

Слайд 10

Задание на дом неологизмы историзмы архаизмы Распределите слова по колонкам, запишите их значение: Дщерь, теневая экономика, баярин , пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит, имиджмейкер, сажень, латы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"...

Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"

Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"...

"Русский язык как развивающееся явление"

Урок русского языка в 7 классе...

Русский язык как развивающееся явление (11 класс)

Презентация "Русский язык как развивающееся явление" позволяет на уроке выдать объёмный материал из истории языка, обратить внимание на слова, которые мы используем каждый день, не задумывая...