Методические рекомендации по формированию культуры чтения школьника
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)

Варыгина Елена Валерьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Составлена учителем русского  языка и литературы МБОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области» ВарыгинойЕленой Валерьевной

Класс: 5

Учебник: С.И.Львова, В.В Львов. Русский язык.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3ч.-М.:Мнемозина,2012.

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять главную информацию, систематизировать ее, обобщать, развивать творческое воображение.

Содержательная - формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в  речи.

Развивающая - развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование: проектор, экран, интерактивная доска Interwrite

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                   к уроку  "Имена прилагательные полные и краткие"

Урок русского языка в 5 классе  разработан в соответствии с учебно-методическим С.И.Львовой, В.В.Львова. В 3ч.-М.:Мнемозина,2012

Главная цель урока - формирование общеучебных навыков обучающихся при работе с полными и краткими именами прилагательными, их грамматическими и синтаксическими особенностями.

Реализуется эта цель с помощью знакомства с  теоретическими понятиями, а также с помощью использования опорных таблиц и карты успеха. Урок построен на краеведческом материале.

В процессе реализации содержания урока осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе урока формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, пользоваться текстом, учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу в группе, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

На уроке используется презентация, компьютер,  мультимедийный  проектор, экран.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1)этап мотивации

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я  хочу пригласить вас на экскурсию в «Саратовскую Швейцарию», посёлок  Базарный Карабулак. Во время  путешествия  нас ждет встреча с новыми знаниями!  

- Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку. Давайте представим, что вы идете по центральной улице посёлка. Вам встречаются разные люди, весёлые и грустные.

Перед вами на партах лежат смайлики, грустные и весёлые.


- С каким настроением вы начали урок?

Покажите смайлик с соответствующим выражением.


Дети приветствуют учителя

Поднимают руки

Поднимают смайлики

 Л6 ;  Л9

2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Звучит песня «Карабулакская лирическая» (муз.Е.Бикташева, сл.Н.Палькина)

 Вот мы и в северной части Саратовской области-Базарном Карабулаке. Чтобы наше путешествие принесло пользу, нужно быть очень внимательным.

Вы сможете оценить свою работу на уроке с помощью таблицы успеха (приложение 1). Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока .

Перед вами описание карабулакского леса: густой, зелёный, лиственный, хвойный, сосновый, пышный.

- Ребята, на какие вопросы отвечают эти слова?

- Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- А чему мы должны будем научиться?

- Запишите тему урока. Обратимся к материалу параграфа 64 (стр.104-105)

Учащиеся знакомятся с картой успеха

- Находить их в тексте
- Объяснять их значение
- употреблять в речи

Обучающиеся  знакомятся с материалом параграфа

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)

Формулирование проблемы (П18)

Принятие и сохранение учебной задачи  (Р1)

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Продолжим нашу прогулку по карабулакскому лесу. Перед вами текст (приложение 3)

- Необходимо восстановить пропущенные имена прилагательные.

Работа с текстом

 

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)


Структурирование знаний (П5)

Использование речи для регуляции своего действия (К10)

4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

А сейчас мы с вами разделимся на команды, и вы будете   находиться в лесу одни. Займите место за тем столом, где находится задание соответствующего цвета. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу.

4 команда, вы будете экспертами. Оцените работу команд.  

Физминутка.

Разноуровневая самостоятельная работа в группах

1 группа: в тексте «Карабулакский край» найти обозначить все имена прилагательные как члены предложения.
2  группа: образовать, если это возможно, от полных имён прилагательных краткую форму

3 группа:подобрать максимальное количество эпитетов к слову ЛЕС.

После выполнения задания участники групп передвигаются по часовой стрелке и проверяют работу другой группы, выступая теперь в роли экспертов

Выполнение упражнений

Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)

Структурирование знаний (П5)

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)

5) этап включения в систему знаний и повторения

Поиграем в игру  «Найди пару»
- вспомните, что такое антонимы. На доске в два столбца записаны имена прилагательные. Задание: из левого столбца подобрать антоним к имени прилагательному из правого, соединив их стрелками.
     
образовавшиеся  пары
прекрасный-ужасный

густой-редкий

пышный-куцый

чёрные-белые

звонкие-глухие

узкая-широкая

прямая-извилистая

Работа выполняется индивидуально в карточках. После выполнения задания у доски производится проверка: ученики выходят по одному и соединяют стрелочками пары имён прилагательных

Развитие «Я концепции» (Л6)
Владение диалогической формой речи (К 13)
Писк разнообразных способов решения задач (П4)
Структурирование знания (П 5)

6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Вот и подходит к концу наша прогулка.

После любого путешествия в памяти всегда остаются впечатления и эмоции.  Так и  в учебе. Ваше желание получить новые знания  открывает для вас новые возможности. А сейчас предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

.

- ребята, а где можно применить ваши знания?

Домашнее задание

Стр.104-105(теория), упр.629

Анализ работы на уроке через самооценку, выбор соответствующего смайлика.

Ответы обучающихся:

-при написании сочинения

-при изучении других тем

Записывают домашнее задание

Развитие «Я -  концепции» (Л6)

Самооценка личности (Л7)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.Таблицауспеха.

Фамилия обучающегося

Устный ответ

+правильный

-неправильный

                 Работа в группе

Самостоятельная работа  +/-                          

Самооценка

+ высокая активность

-низкая активность/её отсутствие

Приложение 3. Текст «Карабулакский край»

                                                                                 Карабулакский край

Посёлок Базарный Карабулак  возник как ______ пост в 1692 году. Самым _______  занятием карабулакцев было _________ производство. С середины XIX века Карабулак становится _________центром торговли. К достопримечательностям посёлка относятся журчащие родники, ________леса, ________поля, _______ горы. __________ карточкой всего района является лес-источник красоты и вдохновения. Гордится Базарный Карабулак и _________людьми.

Слова для справок:  кожевенное,  богатые , визитной, сторожевой, невысокие, важным, известным, широкие, замечате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...

Методические рекомендации по формированию навыка самостоятельности на уроках физическая культура

Используя методические рекомендации на уроках позволяют значительно повысить физическую подготовленность  учащихся...

Методические рекомендации по формированию лексико-грамматических связей у младших школьников по программе ЗПР

Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию лексико-грамматических связей, а также была доказана эффективность и целесообразность разр...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...