Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Рабочая программа составлена в соответствии с Положением "О рабочей программе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_7_kl._baranov_ladyzhenskaya.docx117.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»

Тенькинского района Магаданской области

 

Принята

на заседании педагогического совета

и  Управляющего совета школы                                

протокол №   3  от  2   апреля  2018 г.  

Председатель педагогического совета МБОУ «СОШ в пос. Усть – Омчуг»  

____________ Реброва Е.Ю.

Руководитель  Управляющего совета школы                                                              

___________ Лис М.В.                                      

Утверждаю

Директор школы ________ Реброва Е.Ю.

Приказ  №  53 от 24.04.2018 г.

Рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ  ЯЗЫК»

7  класс

базовый уровень

2019-2020 г.

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационныхправил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

 Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
  • об особенностях склонения причастий;
  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
  • действительные и страдательные причастия;
  • краткие страдательные причастия;
  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
  • порядок морфологического разбора причастий;
  • грамматические признаки деепричастия как части речи;
  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  • порядок морфологического разбора деепричастий;
  • грамматические признаки наречия как части речи;
  • смысловые группы наречий;
  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
  • правила употребления предлогов с разными падежами;
  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
  • о сочинительных и подчинительных союзах;
  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;
  • формообразующие и смысловые частицы;
  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
  • о назначении в речи междометий.

 

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

 По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
  • Орфограммы, изученные в 7 классе:
  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
  • Правописание НЕ с деепричастиями;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
  • Дефис между частями слова в наречиях;
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
  • Раздельное и дефисное написание частиц;
  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
  • По пунктуации.
  • Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого      существительного, деепричастные обороты.

 

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

 Метапредметными результатами освоения  учащимися 7 класса  программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение  отдельными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 Содержание курса (7 класс)

1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с   правописанием ъ   и ь.

 

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Календарно – тематическое планирование уроков 7 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к предметным и метапредметным результатам образования по предмету

Вид контроля, самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6

1

Русский язык как развивающееся явление

Урок «открытия» нового знания

Содержание УМ К. Русский язык — один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование

Знать: содержание и назначение УМ К, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке с течением времени

Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка

2

1.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Урок рефлексии  

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Состав словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложений. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составление предложений по схемам. Учебное исследование

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: определять состав словосочетаний и предложений; находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, грамматическую основу предложений; распознавать однородные члены в предложениях; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений

Словарно-орфогра-фическая работа

3

2

 Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Урок рефлексии

Практическая работа, тест

4

3.

Лексика и фразеология

Урок рефлексии  

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочеты

Словарный

диктант

5

4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор.

Урок рефлексии  

Фонетика и орфография. Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах; признаки орфограмм-букв.

Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов

Объяснительный диктант

6

5. Морфемика и словообразование.  Морфемный и словообразовательный разборы

Урок рефлексии  

Словообразование и орфография. Состав слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Однокорен-ные слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически

Словарно-орфогра-фическая работа

Практическая работа

7

6.Морфология и орфография. Морфологический разбор.

.

Урок рефлексии  

Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Учебное исследование

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически

Комплексный анализ текста

Практическая работа

8

1.

Публицистический стиль, жанры, языковые особенности.

Урок «открытия» нового знания

Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику — основная задача публицистического стиля

Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности.

Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно

Комплексный анализ текста

9

7

Административная стартовая   контрольная работа  №1  «Повторение изученного в 5—6 классах»

Урок развивающего контроля

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

10

8

Анализ контрольного диктанта

Урок развивающего контроля

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

11

2.Свободный диктант

« Берегите природу» упр.70

Урок  общеметодологической направленности

Свободный диктант

Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте

Пересказывать сжато текст

12

1

Причастие как часть речи

Урок рефлексии  

Морфологические признаки глагола

Знать: морфологические признаки глагола

Уметь: находить глагол, определять морфологические признаки глагола

13

2.

Причастие и его морфологические признаки        

Урок «открытия» нового знания

Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глаголов и прилагательных

Знать:  понятие причастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастия.

Уметь: распознавать причастия, отличая их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глаголов и прилагательных

Рассказ на лингвистическую тему

14

3.

Склонение причастий.                 

Урок «открытия» нового знания

Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы

Знать:  условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий.

Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи

Текущий контроль, словарный диктант

15

16

4,5

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий        

17

6.

Причастный оборот           

Урок «открытия» нового знания

Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову

Знать:  понятия причастный оборот, определяемое слово

Уметь:  распознавать причастные обороты в предложениях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

18

19

20

7,8,9

Выделение причастного оборота запятыми  

Урок «открытия» нового знания

Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы

Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий.

Уметь: правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи

21

22

10,11

Действительные и страдательные причастия.

Урок «открытия» нового знания

Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий

Знать:  понятия действительные/ страдательные причастия.

Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи

Работа с дидактическим материалом

23

12.

 Полные и краткие страдательные причастия.

Урок «открытия» нового знания

Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы

Знать: понятия полные/краткие страдательные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий. 

Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий

Объяснительный диктант

24

1Типы речи. Описание общего вида местности.

Урок  общеметодологической направленности

Типы речи. Описание общего вида местности

Знать: типы речи, различать типы речи (описание), особенности описания местности, понятие «пейзаж»

Уметь: устно описывать пейзаж, составлять простые предложения по заданной теме

Устное описание

25

26

27

28

13,14

Образование  действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 

 

15,16

Образование  действительных причастий  прошедшего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени. 

 

Урок «открытия» нового знания

 Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать:  способы образования действительных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь: распознавать  действительные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Словарный

диктант

29

30

17

Образование  страдательных причастий настоящего времени. 

18

Страдательные причастия  прошедшего времени.

Урок «открытия» нового знания

Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Знать:  способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать  страдательные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

Словарно-орфогра-фическая работа

31

19

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий.

Урок «открытия» нового знания

Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Знать:  способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать  страдательные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

Словарно-орфогра-фическая работа

32

33

2,3

Описание внешности

человека

Урок  общеметодологической направленности

Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты)

Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном произведении. 

Уметь: устно и письменно составлять развернутое описание знакомого человека

Устное описание

34

35

20,21

Итоговая контрольная работа за 1 четверть № 2

 анализ

Урок развивающего контроля

Орфография.

Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

36

37

22,23

Правописание НЕ с причастиями.

Урок «открытия» нового знания

Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Причастный оборот. Учебное исследование

Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь: различать частицу не и приставку не-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с причастиями

Объяснительный диктант

38

39

40

41

24,25

Н и НН в суффиксах страд причастий прошедшего времени.

Урок «открытия» нового знания

Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание H-HH в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Устный рассказ на лингвистическую тему

Знать:  условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Объяснительный диктант

26

Н и НН в суффиксах страд причастий прошедшего времени.

27

Н и НН в суффиксах страд причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

42

28

Н в суффиксах страдательных причастий

Урок «открытия» нового знания

Правописание H в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

Знать: условия написания одной буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Словарный диктант

43

29

Повторение по теме

« Причастие»

Урок рефлексии  

Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Правописание причастий. Причастия в устной речи. Морфологический разбор причастий

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий

Тест

44

45

30,31

Комплексный анализ текста по теме

« Причастие»  

Анализ работы

Урок развивающего контроля

Орфография.

Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

46

4 Устный пересказ исходного текста с описанием внешности упр.95

Урок  общеметодологической направленности

Текст. Стиль и тип речи. План и заголовок к тексту

Уметь: пересказывать текст с элементами описания внешности человека, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики

Пересказ

47

48

5,6

Контрольное выборочное  изложение

 №1 с описанием внешности человека по отрывку из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» упр.151 «Портрет мальчика и мужчины»

Анализ изложения

Урок  общеметодологической направленности

Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика

Изложение

49

1.

Повторение изученного о глаголе.

Урок рефлексии  

Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий

Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия.

Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий

Словарный диктант

50

2.

Деепричастие как часть речи.

Урок «открытия» нового знания

Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий

Знать:  понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия.

Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий

Словарный диктант

51

52

3,4

Образование деепричастий.

Урок «открытия» нового знания

Образование деепричастий

Знать: как образуются деепричастия, суффиксы деепричастий

 Уметь:  образовывать деепричастия с помощью суффиксов

53

5

Синтаксическая роль деепричастий в предложении.

Урок «открытия» нового знания

Члены предложения; обстоятельство

Знать: второстепенные члены предложения

Уметь: находить деепричастия в предложении, определять синтаксическую роль

Анализ предложения

54

6.

Понятие о деепричастном обороте.

Урок «открытия» нового знания

Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами

Знать:  понятие деепричастный оборот.

Уметь:  распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения

Комплексный анализ текста

55

7.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Урок «открытия» нового знания

Тест

56

8.

Образование деепричастий совершенного вида.

Урок «открытия» нового знания

Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами -в и -вш деепричастий совершенного вида. Учебное исследование

Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами -в и -вш деепричастий совершенного вида.

Уметь: распознавать и образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида

Словарно-орфогра-фическая работа

57

9.

Образование деепричастий несовершенного вида.

Урок «открытия» нового знания

58

10.

Правописание  не с деепричастиями

Урок «открытия» нового знания

Правило правописания не с деепричастиями. Не с разными частями речи

Знать: правило правописания не с деепричастиями.

Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи

Объяснительный диктант

59

1.Рассказ по картине

Урок  общеметодологической направленности

Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения

Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко). Уметь: писать сочинение-рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц, соблюдая определенный стиль речи и композицию

Устный рассказ по плану

Сочинение

60

2. Обучающее сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь»

Урок  общеметодологической направленности

61

1

Наречие как часть речи

Урок «открытия» нового знания

Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий

Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.

Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль

Комплексный анализ текста

62

2

Разряды наречий

.

Урок «открытия» нового знания

Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование

Знать: смысловые группы наречий.

Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся

Словарный диктант

63

3

Степени сравнения наречий и их образование.

Урок «открытия» нового знания

Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий,способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование

Знать: степени сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий.

Уметь: распознавать наречия в форме сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль;

Текущий контроль

64

4.

Контрольная работа № 3 по итогам полугодия

Урок развивающего контроля

Роль наречий для образования текста

Знать: понятие текст, признаки текста

Уметь: использовать наречия при составлении предложений; для создания текста

Сочинение-миниатюра

65

66

1,2 Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности.

Устное сочинение «Как я делаю …» упр.264

Урок  общеметодологической направленности

Описание как тип речи. Описание действий, процесса труда. Роль наречий в описании действий. Ошибки, связанные с неоправданным повторением слов. Материал для устного сочинения-описания действий

Уметь: анализировать тексты, описывающие процессы труда, и определять роль наречий в них; самостоятельно описывать процессы труда; предупреждать ошибки, связанные с неоправданным повтором слов

Устное сочинение

67

5

Правописание не с наречиями на -о и -е

Урок «открытия» нового знания

Правописание не с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему

Знать: условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Уметь: правильно писать не с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания

Объяснительный диктант

68

6

Правописание НЕ и НИ в наречиях

Урок «открытия» нового знания

Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание не а ни с разными частями речи

Знать: способы образования отрицательных наречий; правило правописания гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

Творческий диктант

69

3 Обучающее сочинение – описание действий ( спорт) « Мой любимый вид спорта», «Как я играю в … ».

Урок  общеметодологической направленности

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

70

4.Анализ сочинений.

Урок  общеметодологической направленности

Анализ и исправление ошибок, допущенных в сочинении

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении

Работа над ошибками

71

7

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е

Урок «открытия» нового знания

Правописание одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. Учебное исследование

Знать: правило правописания одной и двух букв н в наречиях на -о и -е.

Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв н в нем нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия

Объяснительный диктант

72

8

Буквы о - ё после шипящих на конце наречий

Урок «открытия» нового знания

Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи

Знать: условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий.

Уметь: применять правила правописания гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически

Творческий

диктант

73

9

Суффиксы  о и а на конце наречий

Урок «открытия» нового знания

Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы

Знать: условия выбора гласных о и а на конце наречий. Уметь: определять способ образования наречий; пользоваться алгоритмом выбора гласных о и а на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически

Работа с дидактическим материалом

74

75

10,11

Дефис между частями слова в наречиях

Урок «открытия» нового знания

Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование

Знать: условия написания дефиса между частями слова в наречиях.

Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные

Объяснительный диктант

76

12

Слитное и раздельное написание наречий.

Урок «открытия» нового знания

Способы образования наречий. Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы

Знать: условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи

Словарный диктант

Тест

77

13

Буква ь после шипящих на конце наречий

Урок «открытия» нового знания

Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий

Знать: правило правописания мягкого знака на конце наречий после шипящих. Уметь: распознавать условия написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму графически

Объяснительный диктант

78

79

14,15

Контрольная работа по теме  № 4 «Наречие»

Анализ работы

Урок развивающего контроля

Наречие. Морфологические признаки наречий. Орфограммы, связанные с правописанием наречий

Знать: теоретический материал по теме «Наречие»

Зачет по теме

80

81

5,6 Обучающее подробное изложение

Урок  общеметодологической направленности

Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персонажам; писать изложение близко к тексту;

Изложение с элементами сочинения

82

1.

Категория состояния как часть речи

Урок изучения нового материала

Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художественных текстах. Сходство и различия наречия и категории состояния

Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния. Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчеркивать слова категории состояния как члены предложения

Комплексный анализ текста

83

84

2,3

Отличие категории состояния от наречий.

Урок «открытия» нового знания

Самостоятельная работа

85

4

Синтаксическая роль слов категории состояния.

Урок «открытия» нового знания

Морфологический признаки синтаксическая роль слов категории состояния. Порядок морфологического разбора категории состояния. Морфологический разбор наречий. Различение слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных. Конструирование сложных предложений со словами категории состояния. Учебное исследование

Уметь: различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния; выполнять морфологический разбор слов категории состояния и наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния

Комплексный анализ текста

86

87

1,2 Выборочное контрольное изложение исходного текста с описанием состояния природы

« Обыкновенная земля» упр.322

Урок  общеметодологической направленности

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы

Изложение

88

Общее понятие о служебных частях речи.

Урок рефлексии  

Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи

Текущий контроль

89

1.

Предлог как служебная часть речи

Урок «открытия» нового знания

Служебные части речи. Предлог. орфо логические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов

Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги

Комплексный анализ текста

90

2

Употребление предлогов

Урок «открытия» нового знания

Члены предложения;

Уметь: находить предлоги  в предложении, определять их синтаксическую роль для связи слов

Анализ предложения

91

3.

Непроизводные и производные предлоги

Урок «открытия» нового знания

Производные/не-производные предлоги. Образование производных предлогов. Употребление производных и непроизводных предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи

Знать: понятия производные/непроизводные предлоги. 

Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи

Комплексный анализ текста

92

4

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Урок «открытия» нового знания

Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлогов. Учебное исследование

Знать: понятия простые/составные предлоги; порядок морфологического разбора предлога. Уметь: различать простые и составные предлоги; выполнять морфологический разбор предлогов

Самостоятельная работа

93

5

Слитные и раздельные   написания производных предлогов

течение, ввиду, вследствие и др.).

Урок «открытия» нового знания

Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

Объяснительный диктант

94

1. Рассказ от своего имени на основе прочитанного

Урок  общеметодологической направленности

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Устный рассказ

95

2.Рассказ от своего имени на основе увиденного на картине А.В.Сайкина «Детская спортивная площадка» упр. 348

Урок  общеметодологической направленности

Творческая история картины «Детская спортивная школа». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

 96

6

Слитные и раздельные написания предлогов

течение, ввиду, вследствие и др.).  Дефис в предлогах из-за, из-под.

Урок «открытия» нового знания

Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

Тест, комплексный анализ текста

97

1.

Союз как часть речи

Урок «открытия» нового знания

Союз. Морфоло гические признаки союза. Функции союзов. Союзы  и предлоги. Союз ные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предложений

Знать: понятие союз; морфоло гические признаки союза;

функции союзов.

Уметь: распознавать союзы, от личать их от предлогов; пользо ваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях -

98

2.

Простые и составные союзы

Урок «открытия» нового знания

Простые и составные союзы

Знать: понятия простые/составные союзы.

Уметь: различать простые и со ставные союзы;

99

3.

Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзом в сложном предложении  

Урок «открытия» нового знания

Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению в разных синтаксических конструкциях

Знать: понятия

Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы

Текущий контроль

100

4.

Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзом в сложном предложении  

Урок «открытия» нового знания

Сочинительный союз и в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении, знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схемам

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам

Комплексный анализ текста

101

5.

Сочинительные союзы при однородных членах предложения.

Урок «открытия» нового знания

Сочинительные союзы, их роль в предложении. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

Знать: группы сочинительных союзов по значению, их функции.

Уметь: определять роль сочинительных союзов; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

Тест

102

6.

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза            

Урок «открытия» нового знания

Подчинительные союзы, их роль в предложении и тексте. Группы подчинительных союзов по значению. Запятые в сложноподчиненных предложениях.

Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции;

Уметь: расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, определять роль подчинительных союзов в них; выполнять морфологический разбор союзов; конструировать предложения по схемам

Словарно-орфогра-фическая работа

103

104

7,8

Правописание сочинит союзов тоже, также, зато.

Урок «открытия» нового знания

Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Различение союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных наречии и местоимений с частицами. Учебное исследование

Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать

Объяснительный диктант

105

1. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему, его языковые особенности.

Урок  общеметодологической направленности

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

106

2. Обучающее сочинение-рассуждение « Прозвища»

Урок  общеметодологической направленности

Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал для сочинения

Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения

Сочинение

107

108

9,10

Контрольная работа №5

 « Предлог. Союз»

Анализ работы

Урок развивающего контроля

Союз. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов

Знать: теоретический материал по теме «Союз»

К.р.

109

1.

Частица как часть речи, их значение, разряды

Урок «открытия» нового знания

Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы

Знать: понятие частица; функции частиц; разряды частиц. Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы

Текущий контроль

110

2.

Разряды частиц. Формообразующие частицы  

Урок рефлексии  

Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи

Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов

Комплексный анализ текста

111

3.

Раздельное и дефисное написание частиц  

Урок рефлексии  

Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи

Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов

Комплексный анализ текста

112

113

114

4.

Отрицательные частицы не и ни. Отличие частиц НЕ и НИ

Урок «открытия» нового знания

Отрицательные частицы, их функции. Употребление частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не а ни с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц не и ни; условия слитного и раздельного написания не - ни с разными частями речи.

Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

Комплексный анализ текста

5,6.

Различение частицы и приставки не-  

115

7.

Частица ни, приставка ни-, союз ни–ни           

Урок рефлексии  

116

8

Предупредительный диктант по теме «Частица»

Урок рефлексии  

Частица. Правописание частиц

Уметь: писать текст под диктовку, предупреждая  ошибочные написания

диктант

117

118

1,2 Подготовка к контрольному сочинению

Контрольное сочинение –рассказ по данному сюжету №1 «Снегирь» упр.446

Урок  общеметодологической направленности

Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения

Знать: жанровые особенности рассказа.

Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта

Сочинение-рассказ

119

1.

Междометие как часть речи

Урок изучения нового материала

Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях

Знать: понятие междометие. Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия

Комплексный анализ текста

120

2.

Синтаксическая роль междометий

Урок «открытия» нового знания

Члены предложения;

Уметь: находить междометия  в предложении, определять их синтаксическую роль для связи слов

Анализ предложения

121

3.

Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.

Урок «открытия» нового знания

Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.

Уметь: отличать звукоподражательные слова от  междометий

122

123

4,5

Знаки препинания при междометиях.

Урок «открытия» нового знания

Знаки препинания в предложениях с междометиями. Конструирование предложений с междометиями. Учебное исследование

Уметь: конструировать предложения с междометиями и расставлять в них знаки препинания

Объяснительный диктант

124

1.

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

Урок рефлексии  

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Виды текстов. Стили речи

Знать: разделы науки о языке, предмет их изучения; понятие текст; виды текстов, их признаки; стили речи, их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к определенному стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на заданную тему

Сочинение-миниатюра

125

126

1,2 Контрольное сочинение № 2

Урок  общеметодологической направленности

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

127

2.

Фонетика. Графика

Урок рефлексии  

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слов

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—7 классах.

Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов

Текущий контроль

128

3.

Лексика и фразеология

Урок рефлексии  

Лексика. Словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари. Фразеология. Стили речи

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями

Тест

129

4.

Морфемика. Словообразование

Урок рефлексии  

Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов

Тест

130

131

5,6

Административный контрольный диктант № 6

Урок развивающего контроля

Орфография.

Уметь: самостоятельно писать

Диктант

132

7.

Морфология

Урок рефлексии  

Морфология. Часть речи, их морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—7 классах.

Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов

Тест

133

8

Синтаксис и пунктуация -

Урок рефлексии  

Синтаксис и пунк-

Знать: теоретический мате-

Объясни-

туация. Словосо-

риал по теме урока, изученный

тельный

четание. Простые

в 5—6 классах.

диктант, тест

и сложные пред-

Уметь: расставлять знаки пре-

-

ложения, знаки

пинания в простых и сложных

препинания в них.

предложениях; выполнять син-

Синтаксический разбор предложений

таксический разбор словосочетаний и предложений

134

9

Орфография и пунктуация

Урок рефлексии  

Орфография.

Уметь: применять на практике

Предупре-

Пунктуация. Части

правила орфографии и пунктуа-

дительный

речи. Учебное ис-

ции, изученные в 5—7 классах

диктант, тест

следование

135

136

10

Повторение изученного по курсу орфографии и пунктуации за курс 5-7 классов

11

Итоговое повторение

Урок рефлексии  

Орфография.

Знать: теоретический материал

Тест

Пунктуация. Грам-

по разделам русского языка, из-

матика

ученный в 7 классе.

Уметь: применять на практике

полученные знания, умения,

навыки

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочные материалы (демоверсии)

Контрольная работа № 1 (вводная)

Диктант.

Глухариная песня.

     Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

     Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.

    Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание .Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена. ( 119 слов).

                                                Задания к диктанту.

  1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.

3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.  

                                     

Контрольная работа   №2  по итогам первой четверти.

1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.                

Третьяков покончил за пол(дня) с делами в мотостр…лковой ч…сти.  Вскоре он  от…скал в лесу какую (то) воронку  заполне (н, нн)  ую в…дой. Сняв  ( тёмно) бурую от пыли и пота пилотку, он стал на к…лени. Клок белого обл…ка ск… льзил по зеркалу воды, и  (в) нём Третьяков увид…л себя. Не сам он, а кто (то) ч… рный, как ц…ган, (не) знакомый глядел на него. Щеки от пыли  набивш…йся в отрос…ю щетину, были (не) определённого тёмного цвета; запав…е глаза обвело ч…рным… Третьяков от…гнал к краю упавш…е на воду с…ёживш…еся листья и водя(н,нн)ого жука  скакавш…го невесомо на тонких пауч…их ногах. Вода, как на т…рфянике, выгл…дела корич?невой   но когда он зач…рпнул её в ладонь, ок…залась пр…зрач…на и холодна. Давно он так (не) умывался, даже гимнастёрку ст…нул с плеч?.

          Теперь Третьяков чу?ствовал себя чистым, освежё(н,нн)ым.

          Синело небо, (не) было слышно (ни)чьих шагов, и лишь вдали едва р…котал неум…лкающ…й гул канонады.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения (поставить знаки препинания)  

Вскоре он  от…скал в лесу какую (то) воронку  заполне (н,нн) ую в…дой.

3. Указать количество букв и звуков в слове ЕЁ.

4. Выполнить морфологический разбор глагола ЗАЧЕРПНУЛ.

5. Выполнить морфемный разбор слов   ПОДБРОШЕННЫЙ,     ПРОЧИТАННЫЙ.

6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой

выбор.

1) По улицам ехал украшенный цветами автомобиль.

2) Сотни серебрившихся  в лучах солнечного света снежных хлопьев падали сверху.

3) Ручей пробиравшийся меж камышами сверкнул сквозь густую  зелень.

4) Дверь скрипнула и на пороге появилась фигура облепленная снегом.

7. Поставьте ударение в словах:

Поднят, поднята, красивее, прибывший.

8. Н или НН? Ответ объясните письменно.

Замаскирова…ый

Коше…ый (луг)

Полотня…ый

Жёва…ый

9. Прочитайте текст 2 и выполните задания 10−15.

Текст 2

(1) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. (2) Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (3) Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.

(4) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. (5) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (6) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (7) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (8) Я не удержался и заворочался на койке. (9) Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. (10) Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. (11) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

– (12) Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживём.

(13) Рот его в это время был полон жёваным хлебом, перемешанным с жёлтым маслом и розовой ветчиной.

(14) В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло. (15) Ничто утром не напоминало о ночных  Мишкиных обжорствах. (16) На тумбочке поблескивал тяжёлый железный замок.

(По тексту В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»)

10.  Определите и запишите основную мысль текста.

11. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7–10 текста. Запишите ответ.

12. Какое впечатление произвёл Мишка на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

13. Определите и запишите лексическое значение слова «обжорство» из предложения 15.

14. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

15. Объясните значение пословицы Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен, запишите Ваше объяснение.

   

Контрольная работа № 3

по теме «Предлог».

Диктант.

      В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

    Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы  попадает семя, то оно разрастается и, постепенно  утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.  (128 слов,)

                                                                               

                                         

Контрольная работа № 4 по теме «Союз».

                                                    Диктант

  Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка,  ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей.  И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.

            Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой  родине.

                                                                                                                ( 119 слов).

Контрольная работа № 5

по теме «Частица».

Диктант.

Перед грозой.

        Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.

        Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли  о холодной воде, стучит неровно.

        Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни  возьмись  надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то  вдалеке, и гроза проходит стороной.   ( 103 сл.)

                                                                Контрольная работа № 6

                                             по теме «Союз».

                                                    Диктант

  Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка,  ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей.  И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.

            Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой  родине.

                                                                                                                ( 119 слов).

                                                         

Контрольная работа   по теме «Речь».

Изложение публицистического стиля

Поговорим о бабушках.

     Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

     Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах.  Кутает, когда все во дворе давно  раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

       Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что   она тебе «жизнь отдаёт».  Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное,  у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная  тревога, её  основной жизненный интерес, её тайная надежда.

        А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у  стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца,  если он кричит.  Это его возрастная особенность.

         Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся  ( 124 сл.)   ( По И.Медведевой.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                   

                                     Контрольная работа   по теме «Речь».

                                             Сжатое  изложение.

                                                   « О Чехове».

     Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне , и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

     Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу…

    И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

     Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…

     Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у  себя в Таганроге небольшой  виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном  Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки  елями,  клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.

     А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

     Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями…

    Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы  люди зажили умнее и счастливее.      

                                                                                            ( К.И. Чуковский )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...