Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с Положением "О рабочей программе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_7_kl._baranov_ladyzhenskaya.docx | 117.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»
Тенькинского района Магаданской области
Принята на заседании педагогического совета и Управляющего совета школы протокол № 3 от 2 апреля 2018 г. Председатель педагогического совета МБОУ «СОШ в пос. Усть – Омчуг» ____________ Реброва Е.Ю. Руководитель Управляющего совета школы ___________ Лис М.В. | Утверждаю Директор школы ________ Реброва Е.Ю. Приказ № 53 от 24.04.2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
7 класс
базовый уровень
2019-2020 г.
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационныхправил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
- об особенностях склонения причастий;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи;
- смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
- о сочинительных и подчинительных союзах;
- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи;
- формообразующие и смысловые частицы;
- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
- Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
- Правописание НЕ с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
- Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
- Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
- Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание производных предлогов;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
- Раздельное и дефисное написание частиц;
- Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
- Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
- правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
- По пунктуации.
- Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Метапредметными результатами освоения учащимися 7 класса программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение отдельными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание курса (7 класс)
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Календарно – тематическое планирование уроков 7 класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к предметным и метапредметным результатам образования по предмету | Вид контроля, самостоятельной работы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок «открытия» нового знания | Содержание УМ К. Русский язык — один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование | Знать: содержание и назначение УМ К, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке с течением времени | Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка | ||||||
2 | 1. Синтаксис. Синтаксический разбор. | Урок рефлексии | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Состав словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложений. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составление предложений по схемам. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах. Уметь: определять состав словосочетаний и предложений; находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, грамматическую основу предложений; распознавать однородные члены в предложениях; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений | Словарно-орфогра-фическая работа | ||||||
3 | 2 Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Урок рефлексии | Практическая работа, тест | ||||||||
4 | 3. Лексика и фразеология | Урок рефлексии | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочеты | Словарный диктант | ||||||
5 | 4 Фонетика и орфография. Фонетический разбор. | Урок рефлексии | Фонетика и орфография. Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах; признаки орфограмм-букв. Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов | Объяснительный диктант | ||||||
6 | 5. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы | Урок рефлексии | Словообразование и орфография. Состав слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Однокорен-ные слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Словарно-орфогра-фическая работа Практическая работа | ||||||
7 | 6.Морфология и орфография. Морфологический разбор. . | Урок рефлексии | Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах. Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Комплексный анализ текста | ||||||
Практическая работа | |||||||||||
8 | 1. Публицистический стиль, жанры, языковые особенности. | Урок «открытия» нового знания | Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику — основная задача публицистического стиля | Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно | Комплексный анализ текста | ||||||
9 | 7 Административная стартовая контрольная работа №1 «Повторение изученного в 5—6 классах» | Урок развивающего контроля | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | ||||||
10 | 8 Анализ контрольного диктанта | Урок развивающего контроля | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||
11 | 2.Свободный диктант « Берегите природу» упр.70 | Урок общеметодологической направленности | Свободный диктант | Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте Пересказывать сжато текст | |||||||
12 | 1 Причастие как часть речи | Урок рефлексии | Морфологические признаки глагола | Знать: морфологические признаки глагола Уметь: находить глагол, определять морфологические признаки глагола | |||||||
13 | 2. Причастие и его морфологические признаки | Урок «открытия» нового знания | Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глаголов и прилагательных | Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастия. Уметь: распознавать причастия, отличая их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глаголов и прилагательных | Рассказ на лингвистическую тему | ||||||
14 | 3. Склонение причастий. | Урок «открытия» нового знания | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы | Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи | Текущий контроль, словарный диктант | ||||||
15 16 | 4,5 Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | ||||||||||
17 | 6. Причастный оборот | Урок «открытия» нового знания | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову | Знать: понятия причастный оборот, определяемое слово Уметь: распознавать причастные обороты в предложениях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | ||||||
18 19 20 | 7,8,9 Выделение причастного оборота запятыми | Урок «открытия» нового знания | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы | Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Уметь: правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи | |||||||
21 22 | 10,11 Действительные и страдательные причастия. | Урок «открытия» нового знания | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | Знать: понятия действительные/ страдательные причастия. Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи | Работа с дидактическим материалом | ||||||
23 | 12. Полные и краткие страдательные причастия. | Урок «открытия» нового знания | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы | Знать: понятия полные/краткие страдательные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий. Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий | Объяснительный диктант | ||||||
24 | 1Типы речи. Описание общего вида местности. | Урок общеметодологической направленности | Типы речи. Описание общего вида местности | Знать: типы речи, различать типы речи (описание), особенности описания местности, понятие «пейзаж» Уметь: устно описывать пейзаж, составлять простые предложения по заданной теме | Устное описание | ||||||
25 26 27 28 | 13,14 Образование действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
15,16 Образование действительных причастий прошедшего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени.
| Урок «открытия» нового знания | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать действительные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Словарный диктант | ||||||
29 30 | 17 Образование страдательных причастий настоящего времени. 18 Страдательные причастия прошедшего времени. | Урок «открытия» нового знания | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; | Словарно-орфогра-фическая работа | ||||||
31 | 19 Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий. | Урок «открытия» нового знания | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; | Словарно-орфогра-фическая работа | ||||||
32 33 | 2,3 Описание внешности человека | Урок общеметодологической направленности | Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты) | Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном произведении. Уметь: устно и письменно составлять развернутое описание знакомого человека | Устное описание | ||||||
34 35 | 20,21 Итоговая контрольная работа за 1 четверть № 2 анализ | Урок развивающего контроля | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | ||||||
36 37 | 22,23 Правописание НЕ с причастиями. | Урок «открытия» нового знания | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Причастный оборот. Учебное исследование | Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь: различать частицу не и приставку не-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с причастиями | Объяснительный диктант | ||||||
38 39 40 41 | 24,25 Н и НН в суффиксах страд причастий прошедшего времени. | Урок «открытия» нового знания | Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание H-HH в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Устный рассказ на лингвистическую тему | Знать: условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Объяснительный диктант | ||||||
26 Н и НН в суффиксах страд причастий прошедшего времени. 27 Н и НН в суффиксах страд причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | |||||||||||
42 | 28 Н в суффиксах страдательных причастий | Урок «открытия» нового знания | Правописание H в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | Знать: условия написания одной буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Словарный диктант | ||||||
43 | 29 Повторение по теме « Причастие» | Урок рефлексии | Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Правописание причастий. Причастия в устной речи. Морфологический разбор причастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий | Тест | ||||||
44 45 | 30,31 Комплексный анализ текста по теме « Причастие» Анализ работы | Урок развивающего контроля | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | ||||||
46 | 4 Устный пересказ исходного текста с описанием внешности упр.95 | Урок общеметодологической направленности | Текст. Стиль и тип речи. План и заголовок к тексту | Уметь: пересказывать текст с элементами описания внешности человека, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики | Пересказ | ||||||
47 48 | 5,6 Контрольное выборочное изложение №1 с описанием внешности человека по отрывку из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» упр.151 «Портрет мальчика и мужчины» Анализ изложения | Урок общеметодологической направленности | Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика | Изложение | ||||||
49 | 1. Повторение изученного о глаголе. | Урок рефлексии | Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия. Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий | Словарный диктант | ||||||
50 | 2. Деепричастие как часть речи. | Урок «открытия» нового знания | Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия. Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий | Словарный диктант | ||||||
51 52 | 3,4 Образование деепричастий. | Урок «открытия» нового знания | Образование деепричастий | Знать: как образуются деепричастия, суффиксы деепричастий Уметь: образовывать деепричастия с помощью суффиксов | |||||||
53 | 5 Синтаксическая роль деепричастий в предложении. | Урок «открытия» нового знания | Члены предложения; обстоятельство | Знать: второстепенные члены предложения Уметь: находить деепричастия в предложении, определять синтаксическую роль | Анализ предложения | ||||||
54 | 6. Понятие о деепричастном обороте. | Урок «открытия» нового знания | Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами | Знать: понятие деепричастный оборот. Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения | Комплексный анализ текста | ||||||
55 | 7. Выделение запятыми деепричастного оборота. | Урок «открытия» нового знания | Тест | ||||||||
56 | 8. Образование деепричастий совершенного вида. | Урок «открытия» нового знания | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами -в и -вш деепричастий совершенного вида. Учебное исследование | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами -в и -вш деепричастий совершенного вида. Уметь: распознавать и образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида | Словарно-орфогра-фическая работа | ||||||
57 | 9. Образование деепричастий несовершенного вида. | Урок «открытия» нового знания | |||||||||
58 | 10. Правописание не с деепричастиями | Урок «открытия» нового знания | Правило правописания не с деепричастиями. Не с разными частями речи | Знать: правило правописания не с деепричастиями. Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи | Объяснительный диктант | ||||||
59 | 1.Рассказ по картине | Урок общеметодологической направленности | Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко). Уметь: писать сочинение-рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц, соблюдая определенный стиль речи и композицию | Устный рассказ по плану Сочинение | ||||||
60 | 2. Обучающее сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь» | Урок общеметодологической направленности | |||||||||
61 | 1 Наречие как часть речи | Урок «открытия» нового знания | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий | Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль | Комплексный анализ текста | ||||||
62 | 2 Разряды наречий . | Урок «открытия» нового знания | Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | Знать: смысловые группы наречий. Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся | Словарный диктант | ||||||
63 | 3 Степени сравнения наречий и их образование. | Урок «открытия» нового знания | Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий,способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование | Знать: степени сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий. Уметь: распознавать наречия в форме сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль; | Текущий контроль | ||||||
64 | 4. Контрольная работа № 3 по итогам полугодия | Урок развивающего контроля | Роль наречий для образования текста | Знать: понятие текст, признаки текста Уметь: использовать наречия при составлении предложений; для создания текста | Сочинение-миниатюра | ||||||
65 66 | 1,2 Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности. Устное сочинение «Как я делаю …» упр.264 | Урок общеметодологической направленности | Описание как тип речи. Описание действий, процесса труда. Роль наречий в описании действий. Ошибки, связанные с неоправданным повторением слов. Материал для устного сочинения-описания действий | Уметь: анализировать тексты, описывающие процессы труда, и определять роль наречий в них; самостоятельно описывать процессы труда; предупреждать ошибки, связанные с неоправданным повтором слов | Устное сочинение | ||||||
67 | 5 Правописание не с наречиями на -о и -е | Урок «открытия» нового знания | Правописание не с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему | Знать: условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Уметь: правильно писать не с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания | Объяснительный диктант | ||||||
68 | 6 Правописание НЕ и НИ в наречиях | Урок «открытия» нового знания | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание не а ни с разными частями речи | Знать: способы образования отрицательных наречий; правило правописания гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | Творческий диктант | ||||||
69 | 3 Обучающее сочинение – описание действий ( спорт) « Мой любимый вид спорта», «Как я играю в … ». | Урок общеметодологической направленности | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | ||||||
70 | 4.Анализ сочинений. | Урок общеметодологической направленности | Анализ и исправление ошибок, допущенных в сочинении | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении | Работа над ошибками | ||||||
71 | 7 Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | Урок «открытия» нового знания | Правописание одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. Учебное исследование | Знать: правило правописания одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв н в нем нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия | Объяснительный диктант | ||||||
72 | 8 Буквы о - ё после шипящих на конце наречий | Урок «открытия» нового знания | Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи | Знать: условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правила правописания гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически | Творческий диктант | ||||||
73 | 9 Суффиксы о и а на конце наречий | Урок «открытия» нового знания | Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы | Знать: условия выбора гласных о и а на конце наречий. Уметь: определять способ образования наречий; пользоваться алгоритмом выбора гласных о и а на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически | Работа с дидактическим материалом | ||||||
74 75 | 10,11 Дефис между частями слова в наречиях | Урок «открытия» нового знания | Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | Знать: условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Объяснительный диктант | ||||||
76 | 12 Слитное и раздельное написание наречий. | Урок «открытия» нового знания | Способы образования наречий. Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы | Знать: условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи | Словарный диктант Тест | ||||||
77 | 13 Буква ь после шипящих на конце наречий | Урок «открытия» нового знания | Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий | Знать: правило правописания мягкого знака на конце наречий после шипящих. Уметь: распознавать условия написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму графически | Объяснительный диктант | ||||||
78 79 | 14,15 Контрольная работа по теме № 4 «Наречие» Анализ работы | Урок развивающего контроля | Наречие. Морфологические признаки наречий. Орфограммы, связанные с правописанием наречий | Знать: теоретический материал по теме «Наречие» | Зачет по теме | ||||||
80 81 | 5,6 Обучающее подробное изложение | Урок общеметодологической направленности | Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персонажам; писать изложение близко к тексту; | Изложение с элементами сочинения | ||||||
82 | 1. Категория состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художественных текстах. Сходство и различия наречия и категории состояния | Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния. Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчеркивать слова категории состояния как члены предложения | Комплексный анализ текста | ||||||
83 84 | 2,3 Отличие категории состояния от наречий. | Урок «открытия» нового знания | Самостоятельная работа | ||||||||
85 | 4 Синтаксическая роль слов категории состояния. | Урок «открытия» нового знания | Морфологический признаки синтаксическая роль слов категории состояния. Порядок морфологического разбора категории состояния. Морфологический разбор наречий. Различение слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных. Конструирование сложных предложений со словами категории состояния. Учебное исследование | Уметь: различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния; выполнять морфологический разбор слов категории состояния и наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния | Комплексный анализ текста | ||||||
86 87 | 1,2 Выборочное контрольное изложение исходного текста с описанием состояния природы « Обыкновенная земля» упр.322 | Урок общеметодологической направленности | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы | Изложение | ||||||
88 | Общее понятие о служебных частях речи. | Урок рефлексии | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи | Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи | Текущий контроль | ||||||
89 | 1. Предлог как служебная часть речи | Урок «открытия» нового знания | Служебные части речи. Предлог. орфо логические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов | Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги | Комплексный анализ текста | ||||||
90 | 2 Употребление предлогов | Урок «открытия» нового знания | Члены предложения; | Уметь: находить предлоги в предложении, определять их синтаксическую роль для связи слов | Анализ предложения | ||||||
91 | 3. Непроизводные и производные предлоги | Урок «открытия» нового знания | Производные/не-производные предлоги. Образование производных предлогов. Употребление производных и непроизводных предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи | Знать: понятия производные/непроизводные предлоги. Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи | Комплексный анализ текста | ||||||
92 | 4 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | Урок «открытия» нового знания | Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлогов. Учебное исследование | Знать: понятия простые/составные предлоги; порядок морфологического разбора предлога. Уметь: различать простые и составные предлоги; выполнять морфологический разбор предлогов | Самостоятельная работа | ||||||
93 | 5 Слитные и раздельные написания производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). | Урок «открытия» нового знания | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Объяснительный диктант | ||||||
94 | 1. Рассказ от своего имени на основе прочитанного | Урок общеметодологической направленности | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Устный рассказ | ||||||
95 | 2.Рассказ от своего имени на основе увиденного на картине А.В.Сайкина «Детская спортивная площадка» упр. 348 | Урок общеметодологической направленности | Творческая история картины «Детская спортивная школа». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | ||||||
96 | 6 Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. | Урок «открытия» нового знания | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Тест, комплексный анализ текста | ||||||
97 | 1. Союз как часть речи | Урок «открытия» нового знания | Союз. Морфоло гические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союз ные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предложений | Знать: понятие союз; морфоло гические признаки союза; функции союзов. Уметь: распознавать союзы, от личать их от предлогов; пользо ваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях - | |||||||
98 | 2. Простые и составные союзы | Урок «открытия» нового знания | Простые и составные союзы | Знать: понятия простые/составные союзы. Уметь: различать простые и со ставные союзы; | |||||||
99 | 3. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзом в сложном предложении | Урок «открытия» нового знания | Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению в разных синтаксических конструкциях | Знать: понятия Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы | Текущий контроль | ||||||
100 | 4. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзом в сложном предложении | Урок «открытия» нового знания | Сочинительный союз и в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении, знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схемам | Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам | Комплексный анализ текста | ||||||
101 | 5. Сочинительные союзы при однородных членах предложения. | Урок «открытия» нового знания | Сочинительные союзы, их роль в предложении. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях | Знать: группы сочинительных союзов по значению, их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях | Тест | ||||||
102 | 6. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | Урок «открытия» нового знания | Подчинительные союзы, их роль в предложении и тексте. Группы подчинительных союзов по значению. Запятые в сложноподчиненных предложениях. | Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции; Уметь: расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, определять роль подчинительных союзов в них; выполнять морфологический разбор союзов; конструировать предложения по схемам | Словарно-орфогра-фическая работа | ||||||
103 104 | 7,8 Правописание сочинит союзов тоже, также, зато. | Урок «открытия» нового знания | Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Различение союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных наречии и местоимений с частицами. Учебное исследование | Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато. Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать | Объяснительный диктант | ||||||
105 | 1. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему, его языковые особенности. | Урок общеметодологической направленности | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | ||||||
106 | 2. Обучающее сочинение-рассуждение « Прозвища» | Урок общеметодологической направленности | Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал для сочинения | Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | ||||||
107 108 | 9,10 Контрольная работа №5 « Предлог. Союз» Анализ работы | Урок развивающего контроля | Союз. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов | Знать: теоретический материал по теме «Союз» | К.р. | ||||||
109 | 1. Частица как часть речи, их значение, разряды | Урок «открытия» нового знания | Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы | Знать: понятие частица; функции частиц; разряды частиц. Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы | Текущий контроль | ||||||
110 | 2. Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок рефлексии | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи | Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов | Комплексный анализ текста | ||||||
111 | 3. Раздельное и дефисное написание частиц | Урок рефлексии | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи | Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов | Комплексный анализ текста | ||||||
112 113 114 | 4. Отрицательные частицы не и ни. Отличие частиц НЕ и НИ | Урок «открытия» нового знания | Отрицательные частицы, их функции. Употребление частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не а ни с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами | Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц не и ни; условия слитного и раздельного написания не - ни с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц | Комплексный анализ текста | ||||||
5,6. Различение частицы и приставки не- | |||||||||||
115 | 7. Частица ни, приставка ни-, союз ни–ни | Урок рефлексии | |||||||||
116 | 8 Предупредительный диктант по теме «Частица» | Урок рефлексии | Частица. Правописание частиц | Уметь: писать текст под диктовку, предупреждая ошибочные написания | диктант | ||||||
117 118 | 1,2 Подготовка к контрольному сочинению Контрольное сочинение –рассказ по данному сюжету №1 «Снегирь» упр.446 | Урок общеметодологической направленности | Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения | Знать: жанровые особенности рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта | Сочинение-рассказ | ||||||
119 | 1. Междометие как часть речи | Урок изучения нового материала | Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях | Знать: понятие междометие. Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия | Комплексный анализ текста | ||||||
120 | 2. Синтаксическая роль междометий | Урок «открытия» нового знания | Члены предложения; | Уметь: находить междометия в предложении, определять их синтаксическую роль для связи слов | Анализ предложения | ||||||
121 | 3. Звукоподражательные слова и их отличия от междометий. | Урок «открытия» нового знания | Звукоподражательные слова и их отличия от междометий. | Уметь: отличать звукоподражательные слова от междометий | |||||||
122 123 | 4,5 Знаки препинания при междометиях. | Урок «открытия» нового знания | Знаки препинания в предложениях с междометиями. Конструирование предложений с междометиями. Учебное исследование | Уметь: конструировать предложения с междометиями и расставлять в них знаки препинания | Объяснительный диктант | ||||||
124 | 1. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | Урок рефлексии | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Виды текстов. Стили речи | Знать: разделы науки о языке, предмет их изучения; понятие текст; виды текстов, их признаки; стили речи, их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к определенному стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на заданную тему | Сочинение-миниатюра | ||||||
125 126 | 1,2 Контрольное сочинение № 2 | Урок общеметодологической направленности | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | ||||||
127 | 2. Фонетика. Графика | Урок рефлексии | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слов | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—7 классах. Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов | Текущий контроль | ||||||
128 | 3. Лексика и фразеология | Урок рефлексии | Лексика. Словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари. Фразеология. Стили речи | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями | Тест | ||||||
129 | 4. Морфемика. Словообразование | Урок рефлексии | Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов | Тест | ||||||
130 131 | 5,6 Административный контрольный диктант № 6 | Урок развивающего контроля | Орфография. | Уметь: самостоятельно писать | Диктант | ||||||
132 | 7. Морфология | Урок рефлексии | Морфология. Часть речи, их морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—7 классах. Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов | Тест | ||||||
133 | 8 Синтаксис и пунктуация - | Урок рефлексии | Синтаксис и пунк- | Знать: теоретический мате- | Объясни- | ||||||
туация. Словосо- | риал по теме урока, изученный | тельный | |||||||||
четание. Простые | в 5—6 классах. | диктант, тест | |||||||||
и сложные пред- | Уметь: расставлять знаки пре- | ||||||||||
- | ложения, знаки | пинания в простых и сложных | |||||||||
препинания в них. | предложениях; выполнять син- | ||||||||||
Синтаксический разбор предложений | таксический разбор словосочетаний и предложений | ||||||||||
134 | 9 Орфография и пунктуация | Урок рефлексии | Орфография. | Уметь: применять на практике | Предупре- | ||||||
Пунктуация. Части | правила орфографии и пунктуа- | дительный | |||||||||
речи. Учебное ис- | ции, изученные в 5—7 классах | диктант, тест | |||||||||
следование | |||||||||||
135 136 | 10 Повторение изученного по курсу орфографии и пунктуации за курс 5-7 классов 11 Итоговое повторение | Урок рефлексии | Орфография. | Знать: теоретический материал | Тест | ||||||
Пунктуация. Грам- | по разделам русского языка, из- | ||||||||||
матика | ученный в 7 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочные материалы (демоверсии)
Контрольная работа № 1 (вводная)
Диктант.
Глухариная песня.
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.
Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание .Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена. ( 119 слов).
Задания к диктанту.
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.
3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Контрольная работа №2 по итогам первой четверти.
1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.
Третьяков покончил за пол(дня) с делами в мотостр…лковой ч…сти. Вскоре он от…скал в лесу какую (то) воронку заполне (н, нн) ую в…дой. Сняв ( тёмно) бурую от пыли и пота пилотку, он стал на к…лени. Клок белого обл…ка ск… льзил по зеркалу воды, и (в) нём Третьяков увид…л себя. Не сам он, а кто (то) ч… рный, как ц…ган, (не) знакомый глядел на него. Щеки от пыли набивш…йся в отрос…ю щетину, были (не) определённого тёмного цвета; запав…е глаза обвело ч…рным… Третьяков от…гнал к краю упавш…е на воду с…ёживш…еся листья и водя(н,нн)ого жука скакавш…го невесомо на тонких пауч…их ногах. Вода, как на т…рфянике, выгл…дела корич?невой но когда он зач…рпнул её в ладонь, ок…залась пр…зрач…на и холодна. Давно он так (не) умывался, даже гимнастёрку ст…нул с плеч?.
Теперь Третьяков чу?ствовал себя чистым, освежё(н,нн)ым.
Синело небо, (не) было слышно (ни)чьих шагов, и лишь вдали едва р…котал неум…лкающ…й гул канонады.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения (поставить знаки препинания)
Вскоре он от…скал в лесу какую (то) воронку заполне (н,нн) ую в…дой.
3. Указать количество букв и звуков в слове ЕЁ.
4. Выполнить морфологический разбор глагола ЗАЧЕРПНУЛ.
5. Выполнить морфемный разбор слов ПОДБРОШЕННЫЙ, ПРОЧИТАННЫЙ.
6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) По улицам ехал украшенный цветами автомобиль.
2) Сотни серебрившихся в лучах солнечного света снежных хлопьев падали сверху.
3) Ручей пробиравшийся меж камышами сверкнул сквозь густую зелень.
4) Дверь скрипнула и на пороге появилась фигура облепленная снегом.
7. Поставьте ударение в словах:
Поднят, поднята, красивее, прибывший.
8. Н или НН? Ответ объясните письменно.
Замаскирова…ый
Коше…ый (луг)
Полотня…ый
Жёва…ый
9. Прочитайте текст 2 и выполните задания 10−15.
Текст 2
(1) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. (2) Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (3) Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.
(4) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. (5) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (6) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (7) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (8) Я не удержался и заворочался на койке. (9) Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. (10) Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. (11) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:
– (12) Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживём.
(13) Рот его в это время был полон жёваным хлебом, перемешанным с жёлтым маслом и розовой ветчиной.
(14) В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло. (15) Ничто утром не напоминало о ночных Мишкиных обжорствах. (16) На тумбочке поблескивал тяжёлый железный замок.
(По тексту В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»)
10. Определите и запишите основную мысль текста.
11. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7–10 текста. Запишите ответ.
12. Какое впечатление произвёл Мишка на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
13. Определите и запишите лексическое значение слова «обжорство» из предложения 15.
14. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
15. Объясните значение пословицы Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен, запишите Ваше объяснение.
Контрольная работа № 3
по теме «Предлог».
Диктант.
В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части. (128 слов,)
Контрольная работа № 4 по теме «Союз».
Диктант
Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.
( 119 слов).
Контрольная работа № 5
по теме «Частица».
Диктант.
Перед грозой.
Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.
Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли о холодной воде, стучит неровно.
Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни возьмись надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то вдалеке, и гроза проходит стороной. ( 103 сл.)
Контрольная работа № 6
по теме «Союз».
Диктант
Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.
( 119 слов).
Контрольная работа по теме «Речь».
Изложение публицистического стиля
Поговорим о бабушках.
Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся ( 124 сл.) ( По И.Медведевой.)
Контрольная работа по теме «Речь».
Сжатое изложение.
« О Чехове».
Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне , и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу…
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…
Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.
А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.
Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями…
Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.
( К.И. Чуковский )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...