Урок русского языка на тему: "Буквы Ы и И после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гизатуллина Гульнара Идрисовна

Конспект урока русского языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл По учебнику Т.А.Ладыженской75.37 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: Буквы Ы и И после Ц.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний об особенностях постановки Буквы Ы и И после Ц.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится применять правило выбора букв  Ы и И после Ц; обучающийся получит возможность находить слова с буквами Ы и И после Ц в художественном и научном текстах, научитсянаходить и исправлять ошибки.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Ладыженская Т.А., Баранова М.Т. и др.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания Ы и И после Ц, эталоны для проверки и самопроверки

Ход урока:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.

 А.П. Чехов

Ученик. Я думаю, писатель Антон Павлович Чехов хотел сказать о том, что во все времена чем богаче был твой язык, тем более искусным оратором ты являлся.

Ученик. А я считаю, что писатель прежде всего обращает наше внимание на трудность овладения ораторским искусством.

Ученик. Согласен с тобой, очень непросто быть оратором.Антон Павлович Чехов говорит о том, как трудно научиться языку. Для этого нужно много читать, развиваться, работать.

Учитель. Вы готовы читать, развиваться, работать? Готовы начать урок?

Ученики. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №44, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к упражнению №44 из рабочей тетради

Большой друг природы

О Михаиле Михайловиче Пришвине и его жизни мы узнаём со страниц написанных им книг.

Он родился в средней полосе России – в недольшом городе Ельце Орловской губернии. Детство его прошло в дворянской усадьбе. Дом утопал в зелени парка и прилегающего к нему сада с разнообразными культурными растениями.

Много времени мальчик проводил на берегах речки, которые были покрыты зарослями плакучей ивы и камышом.

Ещё в детстве научился Пришвин различать каждую травинку, слышать шёпот ветра и шорох листьев.

Михаил Михайлович исходил с ружьём и записной книжкой всю страну. Он побывал на Урале, в Сибири и Карелии.

Но большую часть жизни провёл он в дорогом его сердцу Подмосковье. Пришвин открыл «кладовую солнца» в природе и подарил её своим читателям.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 45, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон № 2 к упражнению № 45 из рабочей тетради

  1. Плацкартой–женский род, 1 склонение, Творительный падеж
  2. Тюлем – мужской род, 2 склонение, Творительный падеж
  3. Шампунем – мужской род, 2 склонение, Творительный падеж
  4. Тапкой – женский род, 1 склонение, Творительный падеж
  5. Повидлом – средний род, 2 склонение, Творительный падеж
  6. Бандеролью – женский род, 3 склонение, Творительный падеж
  7. Туфлей-женский род, 1 склонение, Творительный падеж

Учитель. Те, кто выполнил упражнение №460 «Составьте диктант из 50-70 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи.» Диктант может состоять из отдельных слов, словосочетаний и предложений», подойдите ко мне.

Учитель.Те, кто выполнил упражнение № 44 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я допустил ошибку в слове Подмосковье. Исправить ошибку помогла соседка по парте. Она объяснила, что это слово среднего рода и при его склонении в Предложном падеже пишется буква «е».

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 45?

Ученик. Я неправильно определила род слова тюль, но сосед по парте объяснил мне, что слова тюль мужского рода

Учитель. Прочитайте слова из вашего диктанта, а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием, все ли слова относятся к орфограммам «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Ученик.Вокзал. Футбол. Экзамен. Встревожить. Гнёзд. Львята. Гиппопотам. Носорог. Ягуар. Жираф. Удивительный. Изумительный. Шофёр. Шоссе. Шоколад. Желудёвый. Крыжовник. Жёрдочка. Вырастет. Распустится. Местности. Пересадка. Тропинка. Росточек. Изложение. Слагаемое. Въезжать в квартиру. Обставить комнату. Покрасить двери. Отмыть стёкла. Разгладить расшитое полотенце. Брошюра. Расцвела герань. Повесить полочку для книг. Безвкусный. Рассвет. Расцвет. Безболезненный. Бесплатный. Бескозырка. Вознаградить. Воспеть. Взмахнуть. Вскрикнуть. Низвергать. Изгибаться. Испортить. Диван. Балкон. Кабинет. Телефон. Телевизор. Чаща. Сильное желание жить.

Ученик. Мой одноклассник хорошо справился с заданием, выписал много слов предложений, но я не услышал слов или предложений предложения, в которых проверяется правописание суффиксов –оват, -еват.

Ученик. Да, действительно, ты прав. Я не нашел такого примера.

Учитель.  У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Буквы Ы и И после Ц»

ФИ______________________________________________

Домашнее задание упр. № 44, упр. № 45, задание по упражнению 460 («Составьте диктант из 50-70 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи.» Диктант может состоять из отдельных слов, словосочетаний и предложений»)

Составление алгоритма

Карточка № 1

Работа в парах

Карточка № 2

Самостоятельная работа по упражнению № 464

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На доске записаны слова с пропущенными буквами. Перепишите и расставьте пропущенные буквы.

Ц_стерна, ц_ркуль, сестриц_н, границ_, станция, куниц_н, ц_тата, гостиниц_, полиц_я, ц_корий, лекц_я, улиц_.

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

Цистерна, циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция, цикорий, лекция, улицы.

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик.  Я в словах сестрицын, куницын написал букву «и».

Ученик.Я в слове цикорий поставила букву «ы».

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, в каких случаях ставится буква  Ы после Ц, а в каких ставится И после Ц.

4 этап.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Определить,когда ставится буква  Ы после Ц, а в каких ставится буква И после Ц. Находить такие слова в художественном, публицистическом, научном текстах. Научиться правильно писать такие слова и использовать их в речи.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик.  Буквы Ы и И после Ц.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 87.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик. Мы узнали, что буква ипосле ц пишется в корнях слов и в словах на –ция.

Буква ы после ц пишется: а) в окончаниях и в суффиксах; б) в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Ученик. Хочу дополнить. Здесь ещё говорилось про звук ц. У этого звука нет пары ни по твёрдости, ни по звонкости. Этот звук всегда твёрдый и всегда глухой. Хочу привести ещё примеры на правописание и – ы после ц: цифра, лекция, с улицы, сестрицын.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.  

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала

«Правописание И – Ы после Ц»

После Ц пишется И, если

Букву нужно написать в корне слова или если слово заканчивается на –ция.

После Ц пишется Ы, если

Букву нужно написать в окончании или суффиксе

Слово-исключение: цыц, цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть

Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель.Озаглавьте таблицу из упражнения 461. Расскажите, когда пишутся сочетание букв ци и цы, используя приведённые в таблице примеры, используя алгоритм.

ЦИ

ЦЫ

В корнях слов

В окончаниях и суффиксах

В словах на -ция

В корнях слов-исключений

Ученик.Я думаю, что таблицу можно назвать «Правописание букв И – Ы после Ц».

Ученик.Я считаю, что можно дать такое название: Правописание букв И – Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях и словах-исключениях».

Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?

Ученик.  Можем. Я написал сестрицын, куницын букву И, а нужно букву Ы, так как здесь необходимо написать букву после Ц в суффиксе.

Ученик. Я написала букву Ы в слове цикорий, так как не знала, что в корне слова после Ц пишется буква И.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 464. Выпишите в левый столбик слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударением, а в правый – слова, в которых пишутся буквы ы, и. Обозначьте эти орфограммы.

Милиц_я, ц_нтральный, ц_плячий (пух), ц_ганский, ц_левой, ц_нковый, оц_нить, ц_кл, ц_фра

Ученик. В левый столбик записал слова: центральный (центр), целевой (цель), оценить (ценный). В проверочных словах под ударением е.

Ученик. В правый столбик записала слова: милиция (слово на –ция), цыплячий (слово-исключение), цыганский (слово-исключение), цинковый (корень слова), цикл (корень слова), цифра (корень слова).

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик.  Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы

первая ц___фра

Ц___кличность свойственна природе.

проц___тировать стихотворение

хитрый ц___ганѐнок

стоять на ц___почках

ц___плячья шея

революц___онный гимн

бороться с нац___змом

известный публиц___ст

сестриц___н стул

куриц___но перо

лисиц___н след

загорелые дачниц___

русские императриц___

смуглолиц___е матросы

краснолиц___й сторож

Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:

Ученик.Я думаю, что в слове курицыно нужно написать букву Ы, так как буква пропущена в суффиксе.

Ученик. В слове нацизм пишется И, так как буква пропущена в корне слова.

Ученик. Я думаю, что в слове краснолицый нужно писать букву И.

Ученик. Нет, ты не прав. Слово краснолицый – прилагательное. А правило, которое мы сегодня использовали касается имени существительного и глаголов цыц и цыкнуть.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в слове краснолицый, но мы ему напомнили правило написания букв И – Ы после Ц в именах существительных и глаголах цыц, цыкнуть

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Подумайте, где вы поставили бы И, а где Ы? Обсудите с соседом по парте.

Ц___рковой артист

ц___тата из Пушкина

ц___гейковая шубка

жѐлтенький ц___плѐнок

Ц___ц! Сейчас же замолчите!

победившая революц___я

Свежие огурц___

Ученик. В первой, второй и третьей строчке пишем букву И, так как буква пропущена в корне слова.

Ученик.На четвёртой и пятой строчке нужно написать букву Ы, так как это слова-исключения.

Ученик.На шестой строчке буква И, так как слово заканчивается на –ЦИЯ. На седьмой строчке пропущена буква Ы, так как буква пропущена в окончании.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель.Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались

Учитель. Откройте карточку №2.

 Карточка №2

Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.

Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц-новка, Грец-я.

Учитель. Распределите слова в таблицу, которая лежит у вас на партах.

Пишется И

Пишется Ы

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке № 2

Пишется И

Пишется Ы

Станция, цитрус, циркач, дисциплина, цинга, циновка, Греция

Цыпочки, сестрицын, глупцы, цыган, гусеницы, круглолицый

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но одно слово я выписал не в ту графу. Сейчас я вижу, что в этом слове пишется Ы, так как слово круглолицый является прилагательным и буква пропущена в его окончании.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 465. Озаглавьте текст. Определите тип речи. Какие объяснения приводит автор в первой и во второй частях текста?

Ученик. В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришёл самостоятельно, путём рассуждений: он нашёл общее значение слов «цирк» и «циркуль». Во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр. №465.

Варианты заглавий: «Родственные слова», «Латинские корни», «Циркуль и цирк».

Тип речи – рассуждение.

Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: глпвное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность».

Учитель.Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем особенность слов с пропущенными буквами?

 Ученик.Пропущенные буквы И или Ы пишутся после Ц.

Учитель.  Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились писать буквы И – Ы после Ц.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Ученик. Мы узнали, что буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на –ция.

Буква ы после ц пишется: а) в окончаниях и в суффиксах; б) в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились находить предложения с тире в художественном тексте, находить и исправлять ошибки.

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно писали буквы И – Ы после Ц.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Учитель. Запишите домашнее задание

1)Повторить §70 – 87 и выполнить упражнение № 463.

2)Выполнить упражнение № 462.

3) Контрольные вопросы и задания со страницы 41.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Буквы Ы и И после Ц" ( 5 класс)

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора И-Ы в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях....

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...