Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности учащихся |
| Введение. Знакомство с учебным комплексом. | Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку. Игра-путешествие по книгам | Осуществляют ознакомительное чтение. Осмысливают термины книжно-издательской темы. Работают со словарями |
2 | Роль языка в жизни общества. Общие сведения о русском языке | Ключевые слова темы (общение, общаться). Произносительная культура в общении. Способы общения. Язык — универсальное средство общения и средство сохранения и передачи опыта поколений | Читают и комментируют статью учебника. Устанавливать связь между теоретическим и практическим пособиями учебного комплекса. Обобщать результаты наблюдений. Писать по памяти |
3 | Р/Р Для чего людям нужна речь? | Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. 4Цели речевого общения. Характер речи в соответствии с целью общения: содержание, форма, языковые средства | Анализируют речевые ситуации, отражённые в рисунках. Отвечают на вопросы учителя. Используют «формулы» речевой ситуации. Формулируют выводы по итогам наблюдений по теме |
4 | Формы речи. Учёные-лингвисты о роли грамотной устной и письменной речи | Читать и комментировать теоретическую статью учебника. Различать ситуации с использованием разных форм речи. Анализировать высказывания учёных-лингвистов о роли грамотной речи | Различать ситуации с использованием разных форм речи. Анализировать высказывания учёных-лингвистов о роли грамотной речи |
5 | Орфограмма | Различение букв и звуков. Понятие орфограммы и орфографии. Орфографическая задача. Способы решения орфографической задачи | Анализировать несоответствия в произношении и написании слов. Записывать звуковой облик слов с элементами транскрипции. Использовать монологическую речь при характеристике звуков. |
6 | Понятие морфемы. Ударение | Понятие морфемы. Ударение и его роль в определении места орфограммы. Опознавательный признак орфограммы гласной. | Графически обозначать орфограммы |
7 | Безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением | Алгоритм размышления при выборе написания безударной гласной в корнях слов | Читать и осмысливать словарные статьи. Составлять и записывать алгоритм размышления при выборе написания безударной гласной в корнях слов. Объяснять написание слов с орфограммой гласной по алгоритму. |
8 | Безударные гласные в корнях слов, непроверяемые ударением | Морфемный разбор слова. Орфографический разбор слова | Комментировать процесс разбора слов по составу. Производить орфографический разбор слов |
9 | Безударные гласные в приставках. | Опознавательные признаки орфограмм по теме урока. | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой |
10 | Безударные гласные в приставках. | Орфограммы на стыке приставки и корня. | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой |
11 | Разделительные | При каких условиях употребляется Ь? при каких условиях употребляется Ъ? | Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило: составлять предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменять форму слов так, чтобы появилась орфограмма, писать диктант и выявлять те случаи, когда Ь не является разделителем |
12 | Гласные и, а, у после шипящих | Алгоритм рассуждения при выборе написания орфограмм урока | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой |
13 | Глухие и звонкие согласные в корнях | Опознавательный признак орфограммы. Способы проверки написания. Алгоритм рассуждения при выборе написания. Словарные слова | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Определять морфемный состав слов. Работать со словарями |
14 | Сомнительные согласные в корнях слов | Многообразие орфограмм–согласных, их опознавательные признаки. Несоответствие орфографического написания и произношения слов с орфограммой «Согласные в корне слова и на стыке морфем» | Опознавать орфограмму и применять орфографическое правило; в случае необходимости могут пользоваться словарем |
15 | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных. | Правописание гласных и согласных в корне. Правописание гласных в приставках | Анализировать текст, писать объяснительный диктант, проводить взаимопроверку по алгоритму, проектировать выполнения домашнего задания, комментировать выставленных оценок. |
16 | Стандартизированная диагностическая работа | Орфограммы и пунктограммы, изученные в курсе начальной школы | Самостоятельно грамотно писать под диктовку учителя. Выполнять грамматические задания |
17 | Анализ результатов работы. | Типичные ошибки в орфографии и пунктуации редактирование написанного, выполнение орфографического разборов | Группировать типичные ошибки по видам орфограмм. Объяснять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного написания по алгоритмам рассуждения |
18 | Самостоятельные и служебные части речи | Понятие морфологии. Признаки самостоятельных и служебных частей речи. Наречия и разряды местоимений, не изучавшиеся в начальной школе | Читать и осмысливать содержание теоретической статьи учебника. Разграничивать части речи по их отличительным признакам. Комментировать выбор написания на месте орфограммы |
19 | Имя существительное как часть речи | Основные морфологические признаки имени существительного. Схема морфологического разбора имени существительного. Окончание как морфема, указывающая на признаки имени существительного | Самостоятельно читать и составлять план теоретической статьи учебника. Пересказывать содержание статьи в соответствии с её планом. Комментировать морфологический разбор имён существительных. Совершенствовать умение выделять окончание и основу имени существительного |
20 | Морфологические признаки имени существительного | Морфологические признаки имени существительного | Морфологический разбор, имени существительного |
21 | Окончание имени существительного | Склонение имён существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных. Способ проверки окончаний по опорным словам. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударных гласных в падежных окончаниях | Повторить условия распределения имён существительных по склонениям. Анализировать выбор написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных по алгоритму рассуждения. Осуществлять взаимопроверку написания окончаний |
22 | Имя прилагательное как часть речи | Роль имени прилагательного в речи. Основные морфологические признаки прилагательного. Связь имени прилагательного с существительным. Элементы морфологического разбора имени прилагательного | Определять роль прилагательных в связном тексте (языковой эксперимент). Определять морфологические признаки имён прилагательных в сочетаниях с именами существительными |
23 | Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных | Безударные окончания имени прилагательного. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | Объяснять написания безударных окончаний имён прилагательных по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания орфограмм |
24 | Р/Р Что такое диалог и монолог? | Понятие диалога и монолога. Основные формы речи | Распознавать формы диалогической и монологической речи. Выразительно читать образцы диалогической и монологической речи. Инсценировать диалоги по басням И. А. Крылова (по выбору учащихся) |
25 | Глагол как часть речи Неопределённая форма глагола. | Основные морфологические признаки глагола. Время и вид глагола. Инфинитив. Формообразующий суффикс -ть- | Повторить известные морфологические признаки глагола. Определять вид глагола по вопросам. Производить морфемный разбор глаголов с суффиксом -ть- |
26 | Изменение глагола по временам. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». | Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. | Определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени, различать глаголы, сходные по значению, но разные по характеру изменения по временам |
27 | Глаголы I и II спряжения | Условия распределения глаголов по спряжениям. Глаголы-исключения | Определять спряжение глаголов по результатам анализа условий. Работать в парах по индивидуальным заданиям |
28 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | Безударные личные окончания глаголов. Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных в личных окончаниях глаголов | Осмысливать условия, в которых возникает задача выбора написания гласной в личных окончаниях глаголов. Применять алгоритм рассуждения при выборе написания окончаний глаголов. Наблюдать за ролью различных форм глагола в текстах разного типа |
29 | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Изменять глаголы, определять спряжение по алгоритму, понимать условия выбора гласной в окончании глагола, различать глаголы 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям |
30 | Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа | Орфограмма "Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа" | Определять опознавательный признак орфограмм глагола на слух. Объяснять написание орфограмм глагола при письме под диктовку. |
31 | Написание не с глаголами. Буква ь в глаголах на -тся | Опознавательные признаки орфограмм темы урока. Алгоритм рассуждения при выборе написания орфограмм. Тексты по культуре речевого общения | Тренировать умение применять алгоритм рассуждения при выборе написания не с глаголами и ь в глаголах на -тся. Редактировать речевые недочёты в связном тексте |
32 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» | Связный текст с орфограммами глагола | Определять опознавательный признак орфограмм глагола на слух. Объяснять написание орфограмм глагола при письме под диктовку. Производить морфемный и морфологический разбор глаголов. Выделять грамматические основы предложений разного типа |
33 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография». | Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Писать текст под диктовку |
34 | Анализ контрольного диктанта | Контроль и коррекция – формирование видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Выполнять работу над ошибками (орфографическими, пунктуационными); анализировать ошибки. |
35 | Р/Р Как вести беседу? | Правила речевого поведения. Ситуативные рисунки учебника. Тексты диалогической и монологической речи | Составлять связный текст на основе рисунков. Отвечать на вопросы учителя. Выразительно читать по ролям. Тренировать умение поискового чтения. Определять форму высказывания и осмысливать его содержание |
36 | Наречие как часть речи | Основные отличительные признаки наречия. Морфемный состав и правописание наречий | Находить наречие в связном тексте по его грамматическим признакам. Наблюдать за ролью наречий в тексте (языковой эксперимент) |
37 | Правописание наиболее употребительных наречий | Орфограммы в наречиях | |
38 | Местоимение как часть речи Личные местоимения. | Основной отличительный признак местоимения как части речи. Группы местоимений по значению. Соотносительность местоимений с другими частями речи. Роль местоимений как средства связи предложений в тексте | Определять местоимения в связном тексте по их основному отличительному признаку. Устанавливать грамматическую норму употребления местоимений в речи |
39 | Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам (притяжательные, вопросительные, неопределенные). Раздельное написание местоимений с предлогами. | |
40 | Дефис в местоимениях | Орфограмма-пробел и орфограмма-дефис в местоимениях | Тренировать умение выбора написания орфограмм местоимения (пропедевтика). Анализировать языковые явления, связанные с употреблением местоимений в речи |
41 | Предлоги и союзы как служебные части речи | Отличительные признаки предлогов и союзов. Пунктуация при однородных членах и простых предложениях в составе сложных, связанных союзами | Совершенствовать умение поискового чтения при работе над теоретической статьёй учебника. Комментировать содержание учебной статьи. Различать омонимичные предлоги и приставки. Наблюдать за использованием запятой при разделении однородных членов и простых предложений в составе сложных |
42 | Частица как служебная часть речи | Роль частиц в формировании значения предложений и отдельных его членов. Орфограммы частиц не, бы, ли, же | Сопоставлять смысл предложений с частицами и без них. Объяснять написание частиц в связном тексте |
43 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Морфология и орфография» | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
44 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | Термины «синтаксис» и «пунктуация». Значение синтаксиса и роль пунктуации. Связь слов в предложении. Пунктограмма как пунктуационная задача. Знаки препинания и их роль в предложении | Анализировать пунктуационную ситуацию. Составлять словосочетания разного вида. Выразительно читать тексты с пунктуационными задачами. Осваивать новые термины и понятия. Ознакомиться с речевой нормой синтаксиса и пунктуации |
45 | Р/Р Что такое текст? | Понятие текста. Языковые средства связи предложений в тексте. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте | Устанавливать различия между набором разрозненных предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы. Читать, пересказывать и составлять связный текст |
46 | Предложение как единица текста. Грамматическая основа предложения. | Универсальные признаки предложений. Границы предложения. Грамматическая основа предложения | Опознавать и характеризовать признаки предложения. Тренироваться в установлении границ предложения с опорой на его основные признаки. Отрабатывать умение находить грамматическую основу предложения. Использовать признаки предложения при решении практических задач |
47 | Виды предложений по цели высказывания | Интонация и пунктуация разных по цели высказывания предложений. Роль предложений разного типа в организации текста. Побудительные предложения | Осмыслять цель высказывания как основу различия видов предложения. Характеризовать предложения по цели высказывания. Составлять монологическое высказывание по типу рассуждения |
48 | Невосклицательные и восклицательные предложения | Эмоциональная окраска предложения. Знаки препинания конца предложения. Интонационные особенности предложений разного вида | Классифицировать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Составлять монологическое высказывание по типу рассуждения |
49 | Р/Р Что значит говорить и писать на тему? | Тема текста | Осмыслять темы высказывания. Анализировать связный текст. Восстанавливать деформированный текст. Редактировать речевые высказывания. Озаглавливать текст. Сравнивать близкие, но разные темы высказываний |
50 | Р/Р Выборочное изложение описательного характера по тексту И.Соколова-Микитова | Текст упр. учебника «Русская речь» «Вечер в осеннем лесу». Отрывок для выборочного изложения «Дятел в вечернем лесу» | Определять тему исходного текста. Соотносить с ней тему текста для выборочного изложения. Выразительно читать текст. Составлять план изложения и выделять его смысловые части. Формулировать начало и концовку выборочного изложения |
51 | Р/Р Написание изложения | Текст упр. учебника «Русская речь» «Вечер в осеннем лесу». Отрывок для выборочного изложения «Дятел в вечернем лесу» | Писать изложение |
52 | Главные и второстепенные члены предложения | Понятие главных и второстепенных членов предложения. Линейные схемы предложений. Связь слов в предложении | Различать главные и второстепенные члены предложения на основе связей и отношений. Отражать синтаксические особенности предложения в его линейной схеме. Комментировать синтаксический разбор предложения |
53 | Главные члены предложения | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает. Количество грамматических основ | Разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого. Выделять грамматические основы простого и сложного предложений. Устанавливать связь между числом основ и пунктуацией предложения. Комментировать синтаксический разбор предложения |
54 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь находить подлежащее и сказуемое при пропуске глагола–связки и применять соответствующее пунктуационное правило. |
55 | Подлежащее и сказуемое в составе предложения | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь находить подлежащее и сказуемое при пропуске глагола–связки и применять соответствующее пунктуационное правило. |
56 | Второстепенные члены предложения | Группы второстепенных членов предложения. Связь слов в предложении | Устанавливать связи между членами предложения по вопросам. Тренировать умение схематически обозначать второстепенные члены предложения |
57 | Определение как второстепенный член предложения | Алгоритм рассуждения при нахождении определения в предложении | Анализировать образцы текстов, содержащих определение. Вычленять в предложении определение по алгоритму рассуждения |
58 | Дополнение как второстепенный член предложения | Алгоритм рассуждения при нахождении дополнения в предложении | Анализировать образцы текстов, содержащих дополнение. Вычленять в предложении дополнение по алгоритму рассуждения |
59 | Обстоятельство как второстепенный член предложения | Алгоритм рассуждения при нахождении обстоятельства в предложении. Основные группы обстоятельств | Анализировать образцы текстов, содержащих обстоятельства разных групп. Вычленять в предложении обстоятельства по алгоритму рассуждения |
60 | Пунктуационный разбор предложения | Тексты, содержащие пунктограммы разного типа | Осваивать роль пунктуации в процессе анализа текстов. Характеризовать предложения с осложнением однородными членами. Производить пунктуационный разбор предложений |
61 | Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» | Синтаксический разбор предложения. Стилистика членов предложения | Составлять общий план синтаксического разбора предложения. Составлять схемы предложений, отражающие наличие и порядок расположения его членов. Давать полный комментарий синтаксического разбора предложения |
62 | Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация» | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
63 | Анализ результатов контрольного тестирования и работа над ошибками | Типичные ошибки в области орфографии и пунктуации. Ошибки при выполнении грамматических заданий по синтаксису | Группировать типичные ошибки по видам орфограмм. Самостоятельно исправлять ошибочные написания. Объяснять ошибки при выполнении грамматических заданий по синтаксису и пунктуации |
64 | Словосочетание | Строение и значение словосочетаний. Подчинительные словосочетания. Сочинительные словосочетания в структуре предложения | Устанавливать связь между словами. Выделять словосочетания из предложения. Составлять словосочетания с учётом норм лексической и грамматической сочетаемости слов. Анализировать строение словосочетаний. Осмыслять отношения, лежащие в основе значения второстепенных членов предложения |
65 | Сочинительные и подчинительные словосочетания. | Основные признаки словосочетаний; смысловая и грамматическая связь слов в словосочетаниях | Конструировать словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы грамматической сочетаемости |
66 | Словосочетания в предложении. | Роль словосочетания в предложении и в тексте | Конструировать словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы грамматической сочетаемости |
67 | Предложения с однородными членами | Признаки однородных членов предложения. Интонация и союзы как способ связи однородных членов в предложении | Повторять известные сведения об однородных членах предложения. Осмыслять признаки однородных членов предложения. Аргументировать вывод об однородности членов предложения. Дифференцировать однородные члены предложения по признакам членов предложения |
68 | Пунктуация в предложениях с однородными членами | Интонация и союзы как способ связи однородных членов в предложении | Осмыслять признаки однородных членов предложения. Аргументировать вывод об однородности членов предложения. Дифференцировать однородные члены предложения по признакам членов предложения |
69 | Понятие об обобщающем слове при однородных членах | Употребление знаков препинания при однородных членах предложения. Роль предложений с однородными членами в связном тексте | Осваивать способы выявления однородных членов предложения. Анализировать выразительные возможности конструкций с однородными членами. Осваивать нормы использования однородных членов предложения в речи. |
70 | Обобщающие слова при однородных членах | роль предложений с однородными членами в связном тексте | Анализировать выразительные возможности конструкций с однородными членами. Осваивать нормы использования однородных членов предложения в речи. |
71 | Р/Р Главное в тексте — идея, основная мысль | Тема и идея текста. Связь предложений в тексте. Композиция раскрытия идеи текста. Языковые средства раскрытия идеи | Определять тему и основную мысль высказывания. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмыслять способы выражения темы и основной мысли текста. Составлять схемы структуры текста. Пересказывать связный текст |
72 | Предложения с обращениями | Грамматические признаки обращений. Пунктуация при обращениях | Пересказывать содержание учебной статьи. Различать подлежащее и обращение по их грамматическим признакам. Выполнять упражнения, связанные с этическими нормами употребления обращения и его выразительными возможностями |
73 | Знаки препинания в предложении с обращением. | Нормы употребления обращений. Выразительные возможности обращений | Соблюдать пунктуацию при оформлении обращения на письме и звательную интонацию при чтении |
74 | Предложения с вводными словами | Основные группы вводных слов. Роль вводных слов в предложении | Осмыслять роль вводных слов в структуре предложения. Тренировать умение выделять вводные слова в предложении. Комментировать синтаксический разбор предложений с вводными словами |
75 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Пунктуационные законы выделения вводных слов на письме Знаки препинания при ВС | |
76 | Сложное предложение | Основные признаки сложного предложения. Грамматическая основа Сложное предложение. | Разграничивать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ. Упражняться в обнаружении и объяснении пунктограмм сложного предложения |
77 | Союзные и бессоюзные предложения | ||
78 | Сложносочиненные предложения | Основные типы и виды союзных предложений. Линейные схемы сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Сочинительные и подчинительные союзы | Осваивать приёмы различения союзных предложений. Осмыслять роль и условия употребления союзов в сложных предложениях. Подбирать примеры сложных предложений разных типов. Составлять графические схемы сложных предложений. Составлять сложные предложения в соответствии с их схемами |
79 | Сложноподчиненные предложения. | Сложноподчиненное предложение, его строение. Средства связи частей с/п предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. | Конструировать предложения; письмо с «окошками»; читать учебные тексты |
80 | Знаки препинания в сложном предложении. | Запятая в сложном предложении между частями. | Моделировать сложные предложения по заданным схемам, определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
81 | Р.р. Обращение как средство связи предложений в тексте | Обращение, его роль, интонация предложений с обращениями, знаки препинания при обращении | Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. |
82 | Р/Р Изложение, близкое к тексту (по тексту Г.Снегирева «Отважный пингвинёнок») | Памятка для подготовки к изложению. Тема и основная мысль текста | Отвечать на вопросы по тексту, осваивать новую лексику. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Пересказывать текст. Создавать черновик изложения. Редактировать черновой вариант изложения |
83 | Написание изложения. | ||
84 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи перед словами автора | Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью | Слушать и воспроизводить интонацию предложений с прямой речью. Отрабатывать алгоритм расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выразительно читать предложения с прямой речью разной цели высказывания и эмоциональной окраски. Составлять схемы предложений с прямой речью. Конструировать речевые ситуации. Совершенствовать учебные действия по применению знаний в ходе практической работы |
85 | Знаки препинания при прямой речи после слов автора | Прямая речь как способ передачи чужой речи. Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью. Речевой этикет в предложениях с прямой речью | Опознавать прямую речь, уметь ставить знаки препинания при прямой речи после слов автор а |
86 | Диалог. Оформление диалога на письме | Диалог. Этика общения. | Использовать диалог в разговорной речи, применять синонимичные глаголы говорения при оформлении слов автора, выразительно читать предложения с прямой речью, применять пунктуационные правила при оформлении диалога и прямой речи |
87 | Повторение изученного по теме | Знаки препинания в простом и сложном предложении Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, пунктуация в сложном предложении. | Определять место пунктограммы. Объяснять условия постановки знаков препинания в связном тексте . |
88 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация» Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, в сложном предложении. | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
89 | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками | Типичные орфографические и пунктуационные ошибки. Ошибки при выполнении грамматических заданий | Группировать типичные ошибки по видам орфограмм и пунктограмм. Самостоятельно исправлять ошибочные написания. Объяснять пунктуационные ошибки и ошибки при выполнении грамматических заданий |
90 | Р/Р Для чего нужен план? | Простой план текста. Тема и основная мысль текста. Заголовок как способ отражения темы и идеи текста План как средство организации текста. Членение текста на смысловые части. | Анализировать композицию текста. Вычленять микротемы текста. Озаглавливать части текста. Составлять простой план текста. Пересказывать текст по плану. Формулировать ответ на вопрос в форме монолога |
91 | Р/Р Понятие о литературном языке | Речевая норма Нормативность – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм. Культура речи – часть общей культуры человека. Словарь как вид справочной литературы. Лингвистические словари. | Усваивать нормы литературного языка. Совершенствовать устную речь. Редактировать тексты с нарушением речевой нормы |
92 | Звуки речи. | Звуки и буквы русского языка. Фонетический разбор слова Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции | Разграничивать буквы и звуки. Записывать звуковой облик слова. Усваивать обозначения звуков в транскрипции (без использования термина). Совершенствовать умение анализировать звучащую речь. Повторить алфавит |
93 | Алфавит | Звуки и буквы русского языка. Фонетический разбор слова Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции | Разграничивать буквы и звуки. Записывать звуковой облик слова. Усваивать обозначения звуков в транскрипции (без использования термина). Совершенствовать умение анализировать звучащую речь. Повторить алфавит |
94 | Р/Р Как связать предложения в тексте? | Основные способы и средства связи предложений в тексте. Цепная связь. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений. Анализировать связные тексты |
95 | Р/Р Виды связи предложений в тексте | Текст с цепной связью предложений. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. | Разбивать текст на смысловые части, составлять простой план, владеть изучающим видом чтения, определять тему, основную мысль прочитанного текста, выделять средства связи частей текста, воспроизводить текст письменно, сохраняя цепную связь предложений в нем |
96 | Гласные и согласные звуки. Слог | Основные правила переноса слов Система гласных и согласных звуков русского языка. Смыслоразличительная роль звука. Гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сонорные согласные. Правила переноса. | Самостоятельно читать учебную статью и составлять её план. Производить фонетический разбор слов. Тренировать умение переносить слова по слоговому принципу |
97 | Ударение | Роль ударения при определении орфограммы-гласной Особенности русского ударения. Допустимые варианты произношения и ударения. | Совершенствовать орфоэпические навыки. Графически обозначать ударные и безударные гласные. Выразительно читать текст (логическое ударение) |
98 | Орфограмма. Типы орфограмм. | Типы орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм Понятия сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания | Совершенствовать умение определять место орфограммы в звучащем слове. Находить опознавательные признаки орфограмм гласных и согласных звуков |
99 | Буквы о и ё после шипящих в корнях слов | Представление о шипящих согласных как "сигнале" орфограммы. Орфограмма "Правописание гласных Ё–0 после шипящих в корне слова" Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных после шипящих в корнях слов | Объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма рассуждения. Распределять слова по типу орфограммы. Составлять словарный диктант по теме |
100 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи | Группировать слова по видам орфограмм |
101 | Буквы и и ы после ц в корнях слов | Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных после ц в корнях слов | Опознавать орфограмму "Гласные буквы И–Ы после Ц" в различных морфемах, применять орфографическое правило на письме |
102 | Позиционное чередование согласных по глухости-звонкости | Обозначение на письме глухих и звонких согласных звуков. Сонорные согласные Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. | Расширять знания о позиционных чередованиях согласных по звонкости-глухости. Осмыслять правила обозначения согласных на письме |
103 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | Различать звонкие и глухие согласные звуки. |
104 | Непроизносимые и удвоенные согласные | Опознавательные признаки орфограммы непроизносимых и удвоенных согласных. Алгоритм рассуждения при выборе написания | Объяснять написание орфограмм с использованием алгоритма рассуждения. Совершенствовать умение обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте |
105 | Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение) | Виды связи предложений в тексте. Тексты с сочетанием разных видов связи | Совершенствовать умение выразительно читать текст с соблюдением его интонационных особенностей. Делать комплексный анализ текста |
106 | Позиционное чередование согласных по твёрдости-мягкости | Трудные случаи обозначения мягкости согласного (перед мягким согласным) | Выполнять практические упражнения по обозначению мягкости согласного. Производить взаимопроверку выполнения заданий |
107 | Буквы е, ё, ю, я | Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я Разделительные ь и ъ. Звук [й’] как сигнал орфограммы. Алгоритм рассуждения при выборе написания ь и ъ | Объяснять написание орфограммы с использованием алгоритма рассуждения. Самостоятельно решать орфографические задачи по теме |
108 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | Употребление Ъ и Ь. | Выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам |
109 | Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография» | Орфограммы, изученные в теме «Фонетика и орфография» Звук – основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне | Производить орфографический анализ связного текста (обнаруживать орфограмму по опознавательному признаку, объяснять написание по алгоритму) |
110 | Контрольный зачёт по теме «Фонетика и орфография» | Орфограммы, изученные в теме «Фонетика и орфография» Звук – основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне. | Самостоятельно выполнять задания письменного зачёта |
111 | Анализ результатов зачёта и работа над ошибками | Типичные ошибки работы | Корректировать умение обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте и объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения |
112 | Морфемика и орфография | Понятие о морфе и морфемике. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Состав слова | Разбирать слова по составу. Упражняться в историческом анализе слова |
113 | Основа слова и окончание | Виды морфем. Основа слова. Членение слова на морфемы.Способ выделения окончания и основы слова. Окончание как средство связи слов в предложении | Анализировать лексическое значение и орфографические особенности слова. Упражняться в орфоэпии. Разбирать слова по составу |
114 | Корень слова | Исторические изменения в составе слова. Понятие этимологии | Ознакомиться с историческими изменениями в составе слова. Освоить план этимологического анализа слова. Анализировать написание гласных в корнях слов на основе принципа единообразия написания морфем |
115 | Этимологический анализ слов. | Порядок этимологического разбора слова. Структура этимологического словаря. | Работа со словарем |
116 | Приставки | Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемСловообразующая роль приставок. Основные группы приставок | Отработать алгоритм действий по выделению приставки из основы слова. Упражняться в морфемном разборе слова |
117 | Суффиксы | Словообразующая роль суффиксов. Формообразующая роль суффиксов | Осмыслять стилистическую роль суффиксов. Осмыслять словообразующую и формообразующую роль суффиксов. Анализировать написание гласных суффиксов глагола |
118 | Словообразование | Морфемы как значимые части слова. Лексическое значение слова. Схема словообразовательного анализа слова. Этимологический словарь | Разбирать слова по составу. Определять лексическое значение слова в соответствии с его происхождением. Соотносить новое слово с исходным. Осваивать схему словообразовательного разбора слова. Работать с этимологическим словарём |
119 | Основные способы образования слов | Определение основных способов словообразования | Производить словообразовательный разбор, характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. |
120 | Морфемный разбор слова. | Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка. | Разбирать по составу слова, находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие корни-омонимы, пользоваться морфемными словарями.а |
121 | Р/Р Стили речи. Разговорный стиль. | Стиль речи как задача и условие общения. Разговорный стиль речи. Признаки разговорного стиля речи. Особенности языковых средств разговорного стиля речи | Сопоставлять разговорный и книжный стили речи. Анализировать тексты разговорного стиля с точки зрения его языковых особенностей |
122 | Чередование гласных звуков в корнях слов | Основные варианты чередования гласных в корнях слов. Полногласные и неполногласные чередования в корнях слов | Обнаруживать корни с чередованием в соответствии с их лексическим значением. Зрительно воспринимать языковое явление чередования звуков. Выполнять письменные упражнения по образцу. |
123 | Чередование гласных звуков в корнях слов. Закрепление. | ||
124 | Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. | Чередование гласных и согласных звуков. Полногласные и неполногласные сочетания. | Выделять морфемы с беглыми гласными, с полногласными и неполногласными сочетаниями, находить чередования, графически обозначать, безошибочно писать слова с чередованиями, объяснять написания слов, привлекая знания об их происхождении, обращаясь к словарям, объяснять значение и сферу употребления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями |
125 | Р/Р Грамматическое сочинение о слове. | Сочинение о слове по типу рассуждения Тема, план, композиционное построение, смысловая цельность сочинения на грамматическую тему | Читать и интерпретировать образцы размышлений о слове. Подбирать темы сочинения. Составлять примерный план сочинения. Создавать черновик сочинения |
126 | Написание сочинения. | ||
127 | Книжные стили речи | Научный стиль речи Научный стиль, сфера его употребления. Термин, его роль в текстах научного стиля Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. м | Осмыслять цели научного стиля в процессе анализа текстов. Вести наблюдения над языковыми приметами научного стиля. Отвечать на вопросы лингвистического характера. Работать со словарями и справочниками |
128 | Корни с чередованием гласных а — о | Основные группы орфограмм-гласных в корнях слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередование | |
129 | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием в корне кос- кас- | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Изучать правила правописания корней с чередованием. Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. |
130 | О-а в корнях лаг-лож | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Тренироваться в морфемном анализе слов. Записывать тексты под диктовку с применением правила написания корней с чередованием. Различать омонимичные корни. Обобщать материал по теме |
131 | Правописание корней с чередованием гор-гар, зор-зар | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы. |
132 | Правописание гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС. | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы. |
133 | Корни с чередованием гласных е — и | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы. |
134 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И, - А (Я) /-ИМ / -ИН- | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Изучать правила правописания корней с чередованием Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. |
135 | Орфограмма "Правописание гласных Е-И, -А (Я)/-ИМ - ИН- в корнях с чередованием | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Тренироваться в морфемном анализе слов. Записывать тексты под диктовку с применением правила написания корней с чередованием. Различать омонимичные корни. Обобщать материал по теме |
136 | Закрепление правописания корней с чередованием гласных | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста. |
137 | Комплексный анализ текста | ||
138 | Р/Р Выразительные средства речи | Метафора как средство выразительности речи | Осмыслять суть метафоры как скрытого сравнения в процессе анализа языкового материала учебника.. Составлять собственные загадки на основе метафоры |
139 | Р/Р Книжные стили речи | Художественный стиль речи. Эмоционально-оценочная лексика и эмоционально окрашенные предложения как средство выполнения задач художественного стиля | Осмыслять роль и задачи художественного стиля как средства воздействия на чувства читателя и слушателя. Сопоставлять тексты на одну и ту же тему в разных стилях речи. |
140 | Комплексный анализ текста | Этимологический анализ слова | |
141 | Правописание согласных и гласных в приставках | Принцип единообразного написания морфем. Согласные и гласные буквы в приставках. | Объяснять выбор написания приставок по алгоритму рассуждения Понимать принцип единообразного написания приставок, опознавать приставки, написание которых не изменяется, производить этимологический анализ слов, объясняя исторические изменения в структуре слова |
142 | Орфограмма «Согласные и гласные в приставках» | ||
143 | Приставки на з (с) | Звонкие и глухие согласные. Способы выбора написания согласных в приставках. Алгоритм рассуждения при выборе написания приставок | Определять роль приставки в образовании нового значения слова. Сопоставлять родственные слова. Объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания |
144 | Правописание приставок, оканчивающихся на -З (-С). | Звонкие и глухие согласные. Способы выбора написания согласных в приставках. Алгоритм рассуждения при выборе написания приставок | Понимать правило, имеющее фонетическую основу, различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на - 3 – (-С), |
145 | Закрепление правописания приставок, оканчивающихся на з (с). |
| объяснять значения приставок и их роль в образовании новых слов |
146 | Правописание приставок - РОЗ- (РОС-) – РАЗ-(РАС-). Правописание приставок, оканчивающихся на -3(-С). | Правописание приставок РОЗ-(РОС-) - РАЗ-(РАС-). Правописание приставок, оканчивающихся на 3(-С) | Различать приставку С - и приставки на - 3- (-С), применять правило написания, объяснять значения приставок, производить синонимичную замену слов с приставкой на согласную |
147 | Буквы ы — и после приставок | Лексическое значение корня. Условия выбора написания в зависимости от произношения. Орфографическая задача | Разбирать слова по составу. Определять лексическое значение корня. Тренировать умение воспринимать звучание слова на стыке приставки и корня. Решать орфографические задачи, связанные с содержанием темы |
148 | Р/Р Изложение, близкое к тексту( по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег») | Тема и основная мысль текста. План и структура текста-описания. Трудные орфограммы и пунктограммы | Слушать текст. Определять тему и основную мысль. (Анализировать языковые особенности текста. Составлять план текста. Анализировать трудные орфограммы и пунктограммы. Пересказывать те кст письменно |
149 | р/р Написание изложения | ||
150 | Анализ изложения | Алгоритм выполнения работы над различными типами орфографических и пунктуационных ошибок | Объяснять, в чем именно состоит ошибка. Применять алгоритмы работы над ошибками различных типов при анализе своей контрольной работы. |
151 | Приставки при- и пре- | Причина возникновения орфографической задачи. Условия выбора написания гласных в приставках. Алгоритм рассуждения при выборе написания. | Читать, составлять план учебной статьи и пересказывать её по плану. Разбирать слова по составу. Сопоставлять произношение и написание приставок в зависимости от контекста. Объяснять орфограмм |
152 | Буква и в приставке ПРИ | Трудные случаи написания приставок | написание приставок по алгоритму рассуждения. Воспринимать письменную речь в процессе анализа |
153 | Буква е в приставке ПРЕ- | Орфограмма "Правописание приставки –ПРе " | Безошибочно писать слова с приставкой ПРЕ- , опираясь на лексическое значение слова, редактировать тексты с нарушением норм письма, знать необходимый минимум слов с затемненным значением, работать со словарем. |
154 | ПриставкаПРЕ- | ||
155 | Правописание приставок в слове. Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний орфограмм, регулирующих написание приставок. | Членить слово на морфемы, выделять приставки, применять правила для безошибочного их написания, воспринимать текст на слух и создавать собственный текст. |
156 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» | Текст, содержащий орфограммы, изученные в теме | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
157 | Анализ диктанта и работа над ошибками | Типичные орфографические и пунктуационные ошибки диктанта. Грамматические задания, вызвавшие затруднения при выполнении | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Объяснять написания по алгоритмам рассуждения. Выполнять упражнения, аналогичные грамматическим заданиям диктанта |
158 | Р/Р Типы речи | Описание. Повествование. Рассуждение | Сопоставлять типы речи на материале текстов учебника и опыта речевого общения учащихся. Упражняться в определении типа речи |
159 | Лексика русского языка | Лексическое значение слова. Словарная статья толкового словаря | Выборочно читать учебную статью. Анализировать структуру учебной статьи. Воспринимать и осмыслять выразительные высказывания. |
160 | Словарное богатство русского языка | Словарное богатство русского языка. | Группировать слова по заданным параметрам. Осваивать строение и структуру словарной статьи. Упражняться в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности |
161 | Лексическое значение слова | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Выразительность слов в переносном значении в структуре художественного текста. Метафора как средство выразительности речи | Работать с толковым словарём. Осмыслять значение слова в структуре словосочетания. Разграничивать явления многозначности слова. Упражняться в употреблении слова в прямом и переносном значении. Воспринимать выразительную функцию слов в переносном значении в речи |
162 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | ||
163 | Р/Р Повествовать — значит рассказывать | Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр Строение текста повествовательного характера. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в повествовательном тексте. Рассказ как повествовательный жанр. | Анализировать текст-повествование. Составлять текст-повествование по рисункам и воображаемому сюжету. Ознакомиться с различными формами повествования (от разного лица) |
164 | Омонимы | Понятие омонима. Употребление омонимов | Сопоставлять омонимы и многозначные слова. Различать омонимы и многозначные слова. Решать творческие задачи на употребление омонимов в каламбурах и загадках |
165 | Р/р. Сочинение-рассказ | Тема, план, композиционное построение, смысловая цельность сочинения на грамматическую тему | Создавать текст на свободную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержание, выстраивать его в определенной последовательности, использовать цепную и параллельную связь в тексте. |
166 | Синонимы | Синоним как средство толкования лексического значения слова. Основное свойство синонимов. Оттенки значения и особенности употребления синонимов | Наблюдать своеобразие использования в речи синонимов. Определять разные типы синонимов: смысловые, стилистические, текстовые. Производить лексический разбор слова по образцу |
167 | Антонимы | Антоним как доказательство многозначности слова. Антоним как средство выразительности речи. Способы связи предложений и фрагментов высказывания | Осмыслять роль антонимов в структуре словарной статьи толкового словаря. Упражняться в определении роли антонимов для придания высказыванию точности, меткости, афористичности. Определять роль антонимов как средства связи предложений и фрагментов высказывания |
168 | Лексический разбор слова | План лексического разбора слова | Упражняться в лексическом разборе слова. Составлять словарные статьи по типу толкового словаря. Повторять орфограммы корня слова |
169 | Стандартизированная диагностическая работа | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
| |
170 | Выполнение стандартизированной диагностической работы | ||
171 | Р/Р Выборочное изложение ( по рассказу Б. Жидкова «На льдине») | Памятка подготовки к выборочному изложению | Формулировать темы изложения. Выбирать соответствующий теме эпизод текста. Обсуждать детали текста для выборочного изложения. Анализировать языковые средства текста. Писать выборочное изложение. Редактировать чистовой вариант |
172 | Написание изложения | Понятие о тексте и его признаках. Представление о различных типах изложений. Требования к выборочному изложению. | Владеть ознакомительным и изучающим видами чтения, выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, тип и стиль речи. Составлять план, излагать текст письменно, соблюдая нормы языка. |
173 | Сфера употребления слов | Общеупотребительная лексика. Слова, ограниченные в употреблении | Выборочно читать учебную статью. Составлять план учебной статьи. Пересказывать учебную статью. Упражняться в определении сферы употребления и роли слов, ограниченных в употреблении, в художественной литературе. Упражняться в лексическом разборе текста |
174 | Архаизмы. Неологизмы | Исторические процессы развития лексики русского языка | Осмыслять исторические явления в лексике русского языка при образовании неологизмов и архаизмов. Определять роль архаизмов в художественной литературе. Повторять правописание слов с полногласными и неполногласными чередованиями в корне |
175 | Заимствованная лексика | Процессы расширения лексики языка. Этимологические словари | Работать с учебной статьёй. Ознакомиться с «внешними» приметами заимствованных слов. Ознакомиться со структурой и содержанием статей этимологического словаря. Упражняться в определении происхождения слов |
176 | Р/Р Описание предмета | Композиция описания. Особенности художественного описания | Давать общую характеристику предмета. Выявлять отдельные признаки и детали предмета. Сопоставлять описание предмета в научном и художественном стилях. |
177 | Р/р. Как описать предмет? | Описание предмета. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описания | Выявлять приметы художественного описания в связном тексте. Осознавать авторскую позицию в художественном описании предмета. Готовиться к домашнему сочинению-описанию предмета по памятке |
178 | Фразеологизмы | Фразеологизм как крылатое выражение | Осмыслять значение фразеологизмов. Осваивать правила уместного использования фразеологизмов в собственной речи. Упражняться в определении фразеологизмов и их роли в художественной литературе |
179 | Р/Р Как описать животное? | Типы и стили речи. План текста. Выразительные средства речи | Повторять сведения о стилях и типах речи, основных средствах выразительности. Составлять опорный план будущего сочинения |
180 | Контрольное изложение по отрывку из рассказа И.С. Тургенева «Муму» | Понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или прочитанного, разбивать текст на смысловые части, определять тему, основную мысль, описательных частей текста, выявлять сочетание разных типов речи в тексте. | |
181 | Написание изложения | ||
182 | P/р. Сочинение-описание животного | Особенности текста-описания животного. План, его роль в организации текста. Отбор материала по плану. Типы речи. Тема, основная мысль. Языковые особенности художественного стиля | Опознавать приметы художественного стиля в текстах-образцах, составлять план текста, готовить рабочий материал. |
183 | Анализ изложения и сочинения | Работа над ошибками | Совершенствовать умение видеть и слышать опознавательные признаки орфограмм |
184 | Повторение изученного по орфографии | Орфографические правила, вызывающие затруднения учащихся | Совершенствовать умение видеть и слышать опознавательные признаки орфограмм. Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма рассуждения. Производить орфографический анализ связного текста |
185 | Правописание гласных и согласных в корне. Обобщение и систематизация знаний | Орфографические правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне | Обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописание анализируемых слов, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. |
186 | Правописание приставок. Обобщение и систематизация знаний | Понятие приставки. Виды орфограмм в приставках. | Выделять в словах приставки, опознать орфограммы в приставках и применять изученные орфографические правила. Использовать орфографический словарь. |
187 | Правописание имен существительных. Обобщение и систематизация знаний | Орфографические правила, регулирующие написание имен существительных | Обнаруживать, орфограммы в корнях, окончаниях и суффиксах существительных, выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм, использовать орфографический словарь. |
188 | Личные окончания глаголов. Обобщение и систематизация знаний | Правила, регулирующие написание личных окончаний глаголов | Выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм. |
189 | Соблюдение норм современного русского языка. Обобщение и систематизация знаний | Понятие речевой ситуации. Понятие языковых норм. Нормы современного русского языка. Этикетные слова и выражения. | Использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации. Употреблять слова, соблюдая языковые нормы. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соответствия речи нормам языка. |
190 | Комплексный анализ текста | Работа с текстом | Обнаруживать, орфограммы в корнях, окончаниях и суффиксах существительных, выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм, использовать орфографический словарь. |
191 | Повторение изученного по пунктуации | Пунктуационные законы простого и сложного предложения | Систематизировать изученное по пунктуации. Совершенствовать умение определять формальные признаки пунктограммы. Совершенствовать умение объяснять постановку знаков препинания в соответствии со смысловыми отношениями предложений. Производить пунктуационный анализ связного текста |
192 | Р.р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. | Текстовые синонимы. Родовидовые слова. Обобщение и систематизация знаний по лексике и фразеологии | Использовать цепную и параллельную связь в тексте |
193 | Синтаксис и пунктуация. Обобщение и систематизация знаний | Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. | Проводить элементарный интонационный анализ предложений, различать виды предложений на основе смыслового и грамматико - интонационного анализа, выделять грамматические |
194 | Знаки препинания в простом предложении. Обобщение и систематизация знаний | ||
195 | Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | |
196 | Знаки препинания в сложном предложении. Обобщение и систематизация знаний | Знаки препинания в сложном предложении. Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | Конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, пунктуационно грамотно оформлять сложные предложения. |
197 | Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | ||
198 | Соблюдение норм современного русского языка. Обобщение и систематизация знаний | Нормы современного русского языка. | Употреблять слова, соблюдая языковые нормы. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соответствия речи нормам языка. |
199 | Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5 классе | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
200 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | Типичные орфографические и пунктуационные ошибки диктанта. Затруднения и ошибки при выполнении грамматического задания | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Определять опознавательный признак пунктограмм. Объяснять ошибочные написания по алгоритмам рассуждения. Составлять схемы предложений. Отрабатывать порядок действий при решении грамматических заданий |
201 | Повторение изученного по культуре речи | Основные понятия, изученные на уроках развития речи. Грамматические нормы употребления слов в русском языке | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. Совершенствовать умение создавать собственные тексты разных типов. Писать сочинение по личным впечатлениям |
202 | Р/р. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | Обобщение и систематизация знаний | Определять стилистическую функцию слов в тексте. |
203 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления | Понятие о нейтральных и стилистически окрашенных слова. Сфера их употребления | Определять сферу употребления нейтральных и стилистически окрашенных слов, оценивать речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. |
204 | Итоговый урок | Результаты работы за год | Создавать монологические устные высказывания о впечатлениях от работы в течение года. Анализировать успехи и недостатки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-72997-1414335766.jpg)
Календарно тематическое планирование уроков русского языка 6 класс Разумовская
К/т планирование уроков русского языка в 6 классе...
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс.
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс....
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс.
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-163881-1358365616.jpg)
Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс
Планирование уроков русского языка по учебнику Бабайцевой (5 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-163881-1358365616.jpg)
Тематическое планирование уроков русского языка 8 класс
Планирование уроков русского языка по учебнику Бабайцевой (8класс)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс
Планирование составленно на основании "Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов"/авторы: Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов,М.,"Просвещение",2009...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134850-1351673702.jpg)
Тематическое планирование уроков русского языка 8 класс
Данный материал представляет рабочую программу уроков русского языка в 8 классе по программе В.В. Бабайцевой. Содержит титульный лист, пояснительную записку....