Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Маяцкая Светлана Александровна

Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lingvisticheskaya_razminka.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая разминка

как структурный компонент урока русского языка

Одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать учителю – это мотивация ученика. Цель, мотив, эмоциональная заинтересованность к обучению, способность испытывать положительные эмоции от самого процесса получения знаний - все эти составляющие сложного понятия «мотивация» постоянно находятся в поле зрения каждого учителя.

        Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет был не только важен и нужен, но и интересен ученику, тогда и сам предмет будет усваиваться качественнее. Когда речь идет о русском языке, то интерес к этому предмету постегивается тем, что практически каждому школьнику понятно, что для того, чтобы грамотно писать и говорить, необходимо смириться и монотонно заучивать правила, решать надоедливые упражнения и выполнять работу над ошибками. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы появился искренний интерес к русскому языку; появился подлинный интерес к тому, как и почему что-то происходит в языке, на котором учащийся думает и разговаривает?

        С этой целью было предложено каждый урок русского языка с 5 по 11 классы начинать с небольшой пяти-шестиминутной лингвистической разминки. Почему именно лингвистическая? Потому что, во-первых,  лингвистика как наука формирует языковое мышление ученика, которое ему необходимо не только для изучения родного языка, но и может стать хорошей базой при изучении школьником других языков мира. Выработка единых подходов к изучению разных языков способствует более глубокому проникновению в суть языковых явлений. Лингвистические задачи в начале урока являются практически единственной возможностью познакомить учащихся с азами науки «языкознание». Задача учителя-языковеда – заинтриговать ученика, заставить «открыть» новое слово. Во-вторых, языковые задания несложно увязать с материалом текущего урока. Занимательность не отвлекают, а наоборот направляют на изучение конкретной темы урока. В-третьих, эти разминки можно использовать и с целью укрепления межпредметных связей. Это помогает развивать у ученика наблюдательность, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В-четвертых, и в условиях подготовки учащихся к ГИА, является важным, ответы на поставленные учителем задачи могут быть представлены в форме кратких сообщений (работа на уроке по кальке, домашнее задание и др.)

        Итак, исходя из вышеизложенного приходит понимание, что именно лингвистический компонент должен стать объединяющим началом для всего образовательного процесса в школе, при условии, что эти разминки возьмут  в работу и другие учителя-предметники. Введение этого элемента урока как общего для большинства предметов будет способствовать формированию лингвистической компетенции – одной из наиболее значимых в наше время.

        Остаются вопрос: в какой форме может проходить лингвистическая разминка? Предлагаются несколько примеров. Заданиям даны произвольные названия, поэтому в работе возможно их заменить на самостоятельно придуманные варианты.

  1. «Отгадай слово» (учащимся предлагается отгадать слово, учитывая его фонетические, морфологические, синтаксические признаки).
  2. «Этот лишний» (учащимся 5-6 классов в качестве проверки понимания изученного на прошлом уроке предлагается убрать «лишнее» слово, объяснив причину выбора; как правило критерии отбора не задаются).
  3. «Бумеранг» (учащимся предлагается разминка в форме бытрого вопроса и быстрого ответа).
  4. «Конструктор» (учащимся предлагается собрать слово по отрывкам из истории создания слова, изменениям, которые происходили с этим словом в языке).
  5. «Шутки-загадки» (учащимся начальной школы и учащимся 5-6 классов  задаются шутливые вопросы, которые создают творческую и одновременно рабочую обстановку).
  6. «Найди ошибку» (учащимся предлагается предложение(я), в которых допущены орфоэпические, грамматические, стилистические или синтаксические ошибки; во время отработки найденных ошибок идет работа по нормативной речи учащихся).
  7. «Информация к раздумью» (учащимся предлагается заранее самостоятельно подготовить лингвистическую разминку, в которой они могут рассказать об истории слова, фразеологизма, истории какого-лтбо названия).
  8. «Встать, суд идет» (учащимся после изучения материала предлагается обсудить «выдвинутое обвинение» над любой орфограммой, пунктограммой, частью речи).
  9. «Кроссворды и чайнворды» (учащиеся решают предложенные задачи целиком или частично; разгадки должны быть посвящены определенному грамматическому правилу).
  10.  «Главный редактор» (учащимся предлагается не только исправить стилистические ошибки, но и продолжить двумя-тремя предложениями текст; можно предложить две готовых концовки текста или конкретного предложения, задача ученика – выбрать нужную концовку).

Теперь необходимо оценить проделанную работу. Главная цель оценки – стимулировать познание. Поэтому получить оценку «хорошо» или «отлично» в самом начале урока – это хороший стимул для активной работы на весь урок. Если задания были не очень сложные и учитель не готов выставить оценку за ответ ученика, то возможно использование системы накопительных баллов. Отсутствие страха получить плохую оценку – безусловный плюс лингвистических разминок.

        Остается лишь добавить, что задания, которые задает учитель, не должны быть очень сложными, они должны быть посильны учащимся, соответствовать их возрасту и уровню подготовки.

        Рассмотрев разные формы лингвистических разминок, которые безусловно способствуют мотивации к изучению предмета, выражаем уверенность, что такой вид работы станет неотъемлемой частью творческого процесса учителя во время проведения не только уроков русского языка, но и будет использован другими учителями-предметниками.

Статью составил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 291 Санкт-Петербурга Маяцкая Светлана Александровна. 2020 год.  

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Домашнее задание - компонент урока русского языка

выступление на МО учителей гуманитарного цикла...

Статья "Логико - алгоритмический метод обучения на уроках русского языка.

В данной статье содержатся рекомендации  при использовании логико -алгоритмического  метода обучения на уроках русского языка. Эффективное использование этого метода при изучении орфограмм....

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духов...