Урок русского языка в 8 классе по теме: "Вводные слова"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Изучение новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vvodnye_slova.docx27.84 КБ
Файл prezentatsiya_vvodnye_slova.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Вводные слова».

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Приятно видеть всех вас. Те, кто рад новой встрече с русской словесностью, кто настроен на упорную работу, могут сесть. Обычно в начале урока учителя обращаются с небольшим приветственным словом. Сегодня вы его не только услышите, но и увидите. Это неслучайно,  внимание на экран.

Слайд 2.

 Во-первых, на любом уроке не стоит волноваться. По-моему, лучше быть внимательными,  собранными и активными. К счастью, с этим материалом вы уже  знакомились в 5 классе, так что, вероятно, сможете самостоятельно сформулировать тему урока. Одним словом, приступаем к изучению…

Записать в тетрадях число и тему, обратить внимание на удвоенную вв в слове «вводные», так как они вводятся, включаются в предложение.  Для этого разобрать по составу, объяснить значение корня, привести словосочетания  с данным словом в прямом и переносном значении (вводить в заблуждение, вводить нового артиста в спектакль)

  1. Мотивация по включению в учебную деятельность. Беседа.

На изучение всей темы по плану отводится 4 урока, сегодня мы только начинаем знакомство.

  • Какую цель мы ставим на любом уроке изучения нового материала?  (Усвоить, научиться применять)
  • Какие задачи надо выполнить конкретно сегодня? (Запомнить названия смысловых групп и сами вводные слова, научиться выделять их запятыми, использовать в речи)
  • Где можно будет использовать полученные знания?  (В повседневной речи, но особенно они пригодятся на экзамене, где есть задание в тестовой части, а также при написании сочинения вам придётся ссылаться на мнение автора, выражать свою точку зрения, указывать порядок аргументации.  Всё это  и составляет функции вводных слов.)

  1. Введение новых знаний.
  1. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, все выделенные слова близки по смыслу или имеют разные значения? Рассмотрим смысловые группы вводных слов. В этом вам поможет логика, фантазия и прежние знания. Перед вами несколько эмблем, в которых зашифрованы наиболее употребительные группы вводных слов (слайды 3-7). В случае затруднения можно воспользоваться материалом учебников теории и практики (*199 в Теории и стр.88-89 в Практике).
  2. Выясняем группы вводных слов: порядок мыслей, различные чувства, источник сообщения, степень уверенности, способ оформления мыслей.  (Слайд 8, читаем,  повторяем вслух, записываем в тетрадь по памяти).
  3. Теперь необходимо познакомиться с самими вводными словами. Сначала отнесём к соответствующим группам вводные слова с приветственного слайда 9. (Фронтальная работа)
  4. Представьте себе, что вам необходимо  наполнить копилки монетками. Каждое слово  будет вашим вкладом. Чья копилка окажется самой тяжёлой? (Работа в группах ).  Можете пополнить свои копилочки выражениями со слайда 10.

К несчастью, конечно, иначе говоря, к моему удивлению, разумеется, во-вторых, по сообщению газет, так сказать, наверное, по прогнозам синоптиков, к страшной моей досаде, в-третьих, короче говоря, по словам автора, с моей точки зрения, следовательно, кажется, к сожалению, таким образом, видите ли

(Проверить правильность распределения и написания  слов, внести исправления, подсчитать количество ошибок, выяснить, какая группа выполнила задание лучше всех.)

Для самопроверки Слайд 11.

  • Порядок мыслей: во-вторых, в- третьих, следовательно, таким образом
  • Различные чувства: к несчастью, к моему удивлению, к страшной моей досаде, к сожалению
  • Источник сообщения: по сообщению газет, по прогнозам синоптиков, по словам автора, с моей точки зрения
  • Степень уверенности: конечно, разумеется, наверное, кажется
  • Способ оформления мысли: иначе говоря, так сказать, короче говоря, видите ли

5)Теперь посмотрим, как используются вводные слова в речи, какое место занимают в предложениях, как оформляются на письме и как звучат в устной речи. Прочтите текст про себя, озаглавьте, сформулировав главную мысль. Прочтите вслух, выделяя вводные слова паузами и небольшим понижением интонации.

Слайд 12.

По словам  младшего брата, Пушкин ещё мальчиком проводил бессонные ночи в кабинете отца и знакомился с его библиотекой. Обладая необыкновенной памятью, Саша, к удивлению взрослых, уже в детстве великолепно знал французскую литературу. По воспоминаниям лицеистов, он поражал всех своей начитанностью. Это, конечно,  приводило в восторг не только преподавателей.

6)Я уже говорила, что в экзаменационном тесте есть задание по пунктуации, связанное с вводными словами. Хотите посмотреть, что вас ожидает, как выглядит это задание?

Все знаки препинания пронумерованы, вам надо будет найти и занести в бланк ответов только те, которые выделяют вводные слова. Например,

Слайд 13.

Речь человека (1) важнейшее качество его личности. Она формируется под влиянием среды (2) общества. Плохие слова (3) бесспорно (4) являются признаком невоспитанности и (5) на мой взгляд (6) не должны входить в лексикон приличных людей.

Слайд 14.

Давно известно (1) что нецензурные слова унижают человеческое достоинство (2) обижают (3) ранят. Интеллигентный человек (4) разумеется (5) никогда не позволит себе грубости по отношению к окружающим.

Надеюсь, вы не только не будете оспаривать справедливость этих высказываний, но и сами всегда осторожны в подборе слов.

Какие цифры пойдут в бланк ответов? У всех ли такое же мнение? (Самопроверка)

7) Вводные слова включаются в предложение, но являются ли его полноправными членами? Проведём небольшое исследование.

 В предложение «Скоро начнутся каникулы» (слайды 15, 16) вставьте вводные слова, относящиеся к разным смысловым группам.

К счастью, скоро начнутся каникулы.

По приказу Министерства образования, скоро начнутся каникулы.

По-моему, скоро начнутся каникулы.

Меняется ли в зависимости от вводных слов содержание предложения? Можно ли задать к ним какой-нибудь вопрос? Какой напрашивается вывод?

  1. Первичное закрепление.

 Я убедилась, что в предложениях вводные слова вы распознаёте. А умеете ли использовать их в своей речи? Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

Слайд 17.

Степень уверенности. Книга…воспитывает человека. (безусловно)

Различные чувства.      Но есть люди, которых … не привлекает чтение. (к сожалению)

Источник сообщения     ….в книгу они вкладывают свои  задушевные мысли. (по словам самих писателей)

Порядок мыслей.            …нужно постараться сделать книгу своим другом. (таким образом)

Слова какой смысловой группы  мы не использовали? Почему я хотела бы видеть слова, обозначающие замечания по способу оформления мыслей и использующиеся для привлечения внимания,  в мусорной корзине?

(Они засоряют язык, чрезмерное увлечение этими словами уродует речь.) Представим, как звучало бы, например, стихотворение Фета:

Я пришёл к тебе, так сказать, с приветом,

Рассказать, короче, что солнце встало,

Что оно, видите ли,  горячим светом

По листам, типа, затрепетало.

Сравните с оригиналом (на слайде 19). Так почему такие слова надо с осторожностью использовать в своей речи? (Они загромождают её, засоряют)

  1. Подведём первые итоги. Что мы запомнили?

Обобщение: вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он говорит. Они могут занимать в предложении любое место, но не являются его членами. В устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми. Использовать их нужно с умом, не перенасыщая своих предложений.

Слайд 20. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём, встанем, глубоко вдохнём,

Влево, вправо поворот, руки в стороны, вперёд,

Наклонились, прямо встали, глазоньками поморгали,

Вновь на стулья опустились, все улыбкой озарились.

  1. Вернёмся к началу урока. Какие задачи мы ставили перед собой? Мы их выполнили? Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям и ответьте  мысленно утвердительно или отрицательно  на следующие вопросы (можете нарисовать соответствующий смайлик):
  • Я запомнил группы вводных слов?
  • Я смогу привести примеры?
  • Я знаю, что они выделяются запятыми?
  • Я научился видеть их в предложении?
  • Я уверен, что справлюсь с заданием самостоятельно?

Кто уверен в своих знаниях и силах, тот берёт листочек с заданием и расставляет все знаки препинания простым карандашом, а вводные слова выделяет цветным. Проверьте свои знания. 

Текст для тех, кто работает самостоятельно:

Друзья мои читайте книги! Это  наши учителя  помощники и советчики. Они безусловно продолжают играть главнейшую роль в развитии цивилизации. Во-первых книги рассказывают о том что человечество совершило  передумало чего достигло в далеком прошлом. Во-вторых объясняют настоящее и увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно развивают ум помогают вырабатывать характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они по словам учёных  повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.

А если есть  ребята, у которых были отрицательные ответы и которые предпочли  бы ещё поработать совместно, не отчаивайтесь, предлагаю разобрать ещё   несколько предложений  общими усилиями.

Для тех, кто пока не уверен в своих силах,

Слайд  21.

К сожалению, пока  мне не удалось выполнить задание. Но я, конечно, не буду унывать. Во-первых, выучу правила, во-вторых, качественно выполню домашнее задание. Следовательно, в дальнейшем смогу рассчитывать на хорошую отметку. 

  1. Рефлексия. Слайд 22.

Всех благодарю за труд, надеюсь, урок был полезен.

Кого бы вы отметили на уроке?

Как оцените свою работу?

Что было трудно?

Каковы перспективы на следующий урок? Узнаем, что есть так называемые слова-хамелеоны. Они могут быть как вводными, так и членами предложения, в зависимости от контекста. Научимся отличать их друг от друга; рассмотрим более интересные, трудные случаи.

  1. Домашнее задание (слайд 23): параграф 199 в учебнике Теории, упр. 327 в учебнике Практики. Желаю успеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Во-первых , не стоит волноваться в присутствии гостей. По-моему , лучше быть внимательными, собранными и активными. К счастью , с этим материалом вы уже знакомились в 5 классе, так что, вероятно , сможете самостоятельно сформулировать тему урока . Одним словом , приступаем к изучению…

Слайд 8

Смысловые группы вводных слов. Порядок мыслей. Различные чувства. Степень уверенности. Источник сообщения. Замечания по способу оформления мыслей, для привлечения внимания.

Слайд 9

Во-первых , не стоит волноваться в присутствии гостей. По-моему , лучше быть внимательными, собранными и активными. К счастью , с этим материалом вы уже знакомились в 5 классе, так что, вероятно , сможете самостоятельно сформулировать тему урока . Одним словом , приступаем к изучению…

Слайд 10

К не счастью, коне чн о, иначе говоря, к моему уд и влению, разумеется, во - вторых , по сообщению газет, так сказать, наверное, по прогнозам синоптиков, к страшной моей досаде, в - третьих, короче говоря, по словам автора, с моей точки зрения, следовательно, каж ет ся, к сож а лению, таким образом, вид ите ли.

Слайд 11

1.Порядок мыслей : во-вторых, в- третьих, следовательно, таким образом 2.Различные чувства : к несчастью, к моему удивлению, к страшной моей досаде, к сожалению 3.Источник сообщения : по сообщению газет, по прогнозам синоптиков, по словам автора, с моей точки зрения 4.Степень уверенности : конечно, разумеется, наверное, кажется 5.Способ оформления мысли : иначе говоря, так сказать, короче говоря, видите ли

Слайд 12

По словам младшего брата, Пушкин ещё мальчиком проводил бессонные ночи в кабинете отца и знакомился с его библиотекой. Обладая необыкновенной памятью, Саша, к удивлению взрослых, уже в детстве великолепно знал французскую литературу. По воспоминаниям лицеистов, он поражал всех своей начитанностью. Это, конечно, приводило в восторг не только преподавателей.

Слайд 13

Речь человека (1) важнейшее качество его личности. Она формируется под влиянием среды (2) общества. Плохие слова (3) бесспорно (4) являются признаком невоспитанности и (5) на мой взгляд (6) не должны входить в лексикон приличных людей.

Слайд 14

Давно известно (1) что нецензурные слова унижают человеческое достоинство (2) обижают (3) ранят. Интеллигентный человек (4) разумеется (5) никогда не позволит себе грубости по отношению к окружающим.

Слайд 15

Скоро начнутся каникулы.

Слайд 16

К счастью, скоро начнутся каникулы. По приказу Министерства образования, скоро начнутся каникулы. Кажется, скоро начнутся каникулы. Короче говоря, скоро начнутся каникулы.

Слайд 17

Книга…воспитывает человека ( степень уверенности ). Но есть люди, которых … не привлекает чтение ( различные чувства ). ( Источник сообщения )…. в книгу они вкладывают свои задушевные мысли. ( Порядок мыслей )…нужно постараться сделать книгу своим другом.

Слайд 18

Книга, бесспорно, воспитывает человека. Но есть люди, которых, к сожалению, не привлекает чтение. По словам самих писателей, в книгу они вкладывают свои задушевные мысли. Таким образом, нужно постараться сделать книгу своим другом.

Слайд 19

Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало .

Слайд 20

Физкультпауза . Потрудились – отдохнём, встанем, глубоко вдохнём, Влево, вправо поворот, руки в стороны, вперёд, Наклонились, прямо встали, глазоньками поморгали, Вновь на стулья опустились и улыбкой озарились.

Слайд 21

К сожалению пока мне не удалось выполнить задание. Но я конечно не буду унывать. Во-первых я выучу все правила. Во-вторых качественно выполню домашнее задание. Следовательно смогу рассчитывать на хорошую отметку.

Слайд 22

Сегодня на уроке мне было …, потому что … Больше всего мне понравилось … Труднее всего было … Мне мешало … Мое настроение … На следующем уроке я …

Слайд 23

Домашнее задание Параграф 199 (Теория) Упражнение 327 (Практика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Презентация к уроку русского языка 8 класса по теме "Вводные конструкции".

Презентация посвящена вводным словам, вводным предложениям и вставным конструкциям....

Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "

Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...