Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Никулина Наталья Владимировна

Доклад "Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка" представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися,  изучающих русский язык как неродной. Особую трудность для таких учащихся представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Никулина, учитель русского языка МБОУ «Подсинская СШ» Алтайского района

Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка

Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы.

Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков.

Каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам, и трудности в усвоении русской категории рода объясняются системными расхождениями родного и русского языков.

Все это приводит к ошибкам типа: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п. Характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности. Важно видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними.

Например, в простых предложениях: Книга лежит в столе. Брат работал на заводе     учитель должен предусмотреть:

  • фонетические трудности (слитное произношение предлога с существительным, оглушение/озвончение: с завода — в столе и т.п.);
  • трудности усвоения падежной формы (различение предлогов в и на, различное оформление существительных в предложном падеже: на фабрике, но: в санатории, в лаборатории);
  • трудности усвоении глагольного управления (работает где? доволен чем? удивляется чему?);
  • трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе (брат работал, книга лежит).

Фонетические «трудности» требуют особого внимания. Часто учащиеся, говорящие на русском языке как иностранном, не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики для таких учащихся заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для учителей русского языка при обучении русскому языку учащихся, имеющих языковой барьер.

Работу над постановкой любого звука русского языка нужно начинать с постановки фонематического слуха, т.е. сначала нужно добиться, чтобы учащиеся, говорящие на русском языке как иностранном, различали звуки на слух. Это важно, потому что для данных учащихся многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы учащиеся, владеющие русским языком как иностранным, научились различать звуки на слух,  рекомендую включать в урок или в индивидуальные занятия фонетические игры и упражнения. Вот некоторые из них.

Упражнение «Игра с карточками»:

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки учащемуся. Учитель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку.

2. Затем учитель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант»:

Учитель диктует ученику звуки, слоги, слова, а учащийся записывает то, что слышит.

(В упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать «лук», «луг», то учащийся, владеющий русским языком как иностранным, запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом он не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант).

Когда учащийся начал различать русские звуки на слух, то учитель уже может поменяться с нимм местами, т.е. учитель показывает карточку, а ученик произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: учащийся, владеющий русским языком как иностранным, слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у таких детей возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ].

Упражнение «Передай скороговорку»

Цель – отработать чёткость произношения  

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

1.  Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2.  На дворе трава, на траве дрова.

3.  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4.  Водовоз вез воду из-под водопровода.

5.  Архип осип. Осип охрип.

6.  Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7.  Ушел косой козел с козой.

8.  Прохор и Пахом ехали верхом.

9.  Клади уголь в угол и т.д.

Упражнение «Глухие телефоны»

 Цель – отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки.

1.  На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.

2.  Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3.  Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4.  У маленькой Сани сани едут сами.

5.  Везет Сеня с Саней Соню на санях.

6.  У сени и Сани в сетях сом с усами.

7.  Звонит звонок, звонок зовет.

8.  Заржавел железный замок и т.д.

Упражнение «Угадай первый звук»

Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

Упражнение «Что нарисовано?»

Цель -  учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

Упражнение «Составь слово из слогов»

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.

А вы знаете что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у.....моего

Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что ... пустолайки

Научилися летать?

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что БЕ?

Что .... вместо солнца

Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Упражнение     «Какой звук  чаще звучит?» (чистоговорки)

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым                   У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К)               Растут герань и георгины (Г)

Боря Ире дал ириску                               Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б)                       Час сидит за чашкой чая (Ч)

Над крышею груша                                  У елки иголки колки

На груше Андрюша (Ш)                          Сорок сорок ели сырок (С)

Испекла Иришка куклам по коврижке

Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т.д.

Упражнение «Лото»

Цель  -учить различать  слова,   отличные  по  одному  звуку,   соотносить  слова  с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

Упражнение «Слова – « перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

Упражнение «Какие слова?»

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

                              С. Скаченков.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

- Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

Таким образом, фонетические игры и упражнения  позволяют формировать языковую компетенцию, улучшать качество усвоения фонетических единиц русского языка, формировать у учащихся позитивный эмоциональный фон, а также повышать уровень их мотивации к изучению русского языка.

Список литературы и источников:

  1. Синёва О.В.Синева Е.С.Какорина Е.В.и др. «Русский язык в разноуровневом поликультурном классе: технологии языковой адаптации. Книга для учителя». М., ГАОУ ВО МИОО., 2016.

  2. https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskie-igry-pri-obuchenii-inostrantsev-russkomu-proiznosheniyu «Фонетические игры при обучении иностранцев русскому произношению»

  3. Акишина А. А. Русский язык в играх: Учебное пособие (методическое описание и раздаточный материал) http://www.ozon.ru/context/detail/id/18749110/ 
  4. Гиль Л. Русский язык как иностранный для детей http://www.twirpx.com/file/750641/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

отчет по теме самообразования "Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка"

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

"Игра как средство формирования языковой компетенции на уроках английского языка"

Статья посвящена особенностям обучения иноязычной лексике....


 

Комментарии